Методические рекомендации по Теоретическая подготовка водителей категорий В и С
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы
по междисциплинарному курсу
МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей
категорий «В», «С»
профессионального модуля
ПМ 02. ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ и перевозка
пассажиров
по профессии
23.01.03 Автомеханик
Липецк
2014
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 23.01.03 «Автомеханик» и рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров и предназначены для подготовки обучающихся к теоретическим и практическим занятиям по МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей категорий «В», «С».
Разработчик: Шкатова Оксана Петровна, преподаватель профессиональных дисциплин и профессиональных модулей
РАССМОТРЕНО
на заседании МЦК «Автомобильного профиля»
протокол № ___ от «___» _____________ 2014 г.
Председатель МЦК ___________ О.П. Шкатова
Рекомендовано Методическим советом Государственного областного автономного профессионального образовательного учреждения «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства» к использованию в образовательном процессе колледжа при реализации рабочей программы ПМ. 02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
Заключение методического совета №___ от «____»___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР _________Т.А.Новикова
Пояснительная записка
Развитие обучающихся – многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития обучающихся, несколько. Важнейшие из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситуациях, в том числе при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося – это вид деятельности, выступающий как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной работы имеет двойственный характер. С одной стороны – это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны – это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания.
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации.
Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, обладающим множеством общих и профессиональных компетенций, для чего необходимо углублять знания по всем дисциплинам, в том числе и профессиональным, проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремиться к интеллектуальному росту и расширению своего кругозора.
В результате освоения МДК 02.01 Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С» самостоятельная работа позволяет оценить в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик и рабочей программой ПМ 02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров:
практический опыт:
управления автомобилями категорий «В» и «С»;
умения:
соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
безопасно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных дорожных условиях;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
управлять своим эмоциональным состоянием;
конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов и пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).
знания:
Правил дорожного движения, основ законодательства в сфере дорожного движения;
правил эксплуатации транспортных средств;
правил перевозки грузов и пассажиров;
видов ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначений, расположения, принципов действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
правил техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведение погрузочно-разгрузочных работ;
порядка выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
приемов устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
правил обращения с эксплуатационными материалами;
требований, предъявляемых к режиму труда и отдыха, правил и норм охраны труда и техники безопасности;
основ безопасного управления транспортными средствами;
порядка оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядка действия водителя в нештатных ситуациях;
комплектации аптечки, назначений и правил применения входящих в ее состав средств:
приемов и последовать действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
правил применения средств пожаротушения;
правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
целей и задач управления системами «водитель-автомобиль-дорога» и «водитель-автомобиль»;
особенностей наблюдения за дорожной обстановкой;
способов контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
порядка вызова аварийных и спасательных служб;
основ обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основ обеспечения детской пассажирской безопасности;
проблем, связанных с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
правовых аспектов (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
современных рекомендаций по оказанию первой помощи;
методик и последовательности действий по оказанию первой помощи;
состава аптечки первой помощи (автомобильной) и правил использования ее компонентов.
Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование у обучающихся следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.1
Управлять автомобилями категорий «В» и «С»
ПК 2.2
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.5
Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Самостоятельная подготовка обучающихся по МДК 02.01 предполагает следующие виды и формы работы:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы, работа с ресурсами Интернета (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
самостоятельное изучение материала и конспектирование по учебной и специальной литературе;
написание и защита доклада;
подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме;
подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя;
подготовка к экзамену.
В данной работе представлены методические рекомендации для обучающихся к выполнению рефератов, написанию сообщений, по подготовке к практическим занятиям и экзамену.
Методические рекомендации
по выполнению реферата
Реферат не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.
При написании реферата следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
Выделите тему.
Изучите состояние проблемы по данной теме.
Подберите литературу.
Составьте план.
Проанализируйте материал, делая краткие записи.
Расположите материал в определённой последовательности по заранее составленному плану.
Сформулируйте выводы, своё отношение к проблеме, сделайте заключение.
Составьте на список использованной литературы.
Проведи записи реферата с учётом единых требований.
Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.
Реферат должен быть с иллюстрациями, таблицами, презентацией или слайдами, если это требуется для полноты раскрытия темы.
При подготовке реферата следует использовать несколько первоисточников, чтобы полнее раскрыть сущность материала, который представлен слушателям.
Примерная тематика рефератов
Появление водительского удостоверения на право управления транспортным средством.
Этика водителя.
Пассивная и активная безопасность автомобиля.
Реверсивное движение.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Активная и пассивная безопасность автомобиля.
Навыки управления автомобилем в сложных и критических ситуациях.
Действия в экстремальных ситуациях.
Безопасное выполнение обгона.
Правила поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях
Утомляемость, стресс и безопасность дорожного движения.
Внимание: за рулем убийца!
Зависит ли о скорости движения время передвижения.
Классификация дорожно-транспортных происшествий.
Как определить неисправность по звуку.
Что делать если автомобиль сломался в пути.
Ваши действия при падение груза на дорогу.
Ликвидация пожаров на автомобиле
Режим труда водителя.
Основные признаки заболевания в пути и оказание помощи.
Первая помощь при утоплении
Спасение жизни пострадавшего в дорожно-транспортных происшествии.
Травмы и их классификация.
Первая помощь при переломах вывихах, ушибах и сдавливании.
Требования к оформлению реферата
Объём реферата обычно составляет минимум 3 страницы печатного текста формата А4;
Шрифт Times New Roman;
Размер шрифта 14;
Цвет шрифта авто (чёрный);
Межстрочный интервал 1,5;
Стандартные поля для редактора Word;
Выравнивание по ширине;
Перенос слов недопустим;
Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчёркивать заголовки нельзя.
В тексте реферата рекомендуется применять красную строку; абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см;
Перечисления в тексте реферата должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка;
В конце реферата на отдельной странице указывается литература.
Методические рекомендации по написанию сообщений
Сообщение не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника.
При написании сообщения следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
На усмотрение обучающегося сообщение может быть устным или письменным.
Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей.
Сообщение может быть с иллюстрациями, таблицами, презентацией или слайдами, если это требуется для полноты раскрытия темы.
Методические рекомендации по подготовке практическим занятиям
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначаются для обучающихся первого курса подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий технического профиля.
УК 23.00.00. Техника и технология наземного транспорта
23.01.03 Автомеханик
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
УК 15.00.00. Машиностроения
15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.
Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы обучающиеся приобретают умения предусмотренные рабочей программой ПМ, учатся разбирать типичные и анализировать дорожно-транспортные ситуации и с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д., заполняют путевую документацию, отрабатывают приемы проведения технического обслуживания ТС, устранения мелких неисправностей в автомобиле, отрабатывают навыки оказания первой помощи при ДТП.
Цель методических рекомендаций – оказать помощь обучающимся в подготовке и выполнении практических работ, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению практических занятий.
Целями выполнения практических работ является:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам МДК 02.01 Теоретическая подготовка водителей категорий «В» и «С»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, ответственность.
Для более эффективного выполнения практических работ необходимо повторить соответствующий теоретический материал, а на занятиях, прежде всего, внимательно ознакомиться с содержанием работы и указанием к проведению практической работы.
В ходе работы необходимо строго соблюдать правила по технике безопасности.
Практические работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, порядок выполнения работы и системой оценивания.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Подготовка к практической работе
При подготовке к практической работе рекомендуется придерживаться следующего плана:
Прочитать название работы и выясните смысл всех непонятных слов.
Прочитать описание работы от начала до конца. Задача первого прочтения состоит в том, чтобы выяснить, какова цель, содержание и этапы проведения практической работы.
Прочитать по учебнику материал, относящийся к данной работе. Разобрать основные положения и правила. Найти ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце описания работы (если они имеются).
Рассмотреть по учебнику устройство и принцип работы приборов, которые будут использоваться в работе.
Рассмотреть в описании практической работы принципиальную схему эксперимента и таблицу, в которую будут заноситься результаты работы.
Продумать, какой окончательный результат и вывод должен быть получен в данной практической работе.
Критерии оценивания практической работы
Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом:
Оценка «5» соответствует 86% – 100% правильных ответов.
Оценка «4» соответствует 73% – 85% правильных ответов.
Оценка «3» соответствует 53% – 72% правильных ответов.
Оценка «2» соответствует 0% – 52% правильных ответов.
Подготовка к контрольной работе
Пояснительная записка
Контрольные работы относятся к текущему контролю знаний. Необходимость их проведения вызвана тем, что показатели текущего учета знаний относятся лишь к малой части содержания учебного материала, а сама проверка знаний является лишь фрагментарной, дробной. Поэтому в конце изучения отдельных тем или разделов проводится контрольная работа. Письменные контрольные работы рассчитаны на один час (реже на два). В них включаются задания, для выполнения которых требуются знания основного теоретического и фактического материала и умение применять эти знания. Контрольные работы дают общую картину состояния знаний обучающихся по основным разделам или нескольких тем. Получаемые результаты их более объективны в сравнении с результатами устной проверки.
Письменная контрольная работа может состоять из обязательной и дополнительной части. Задания письменной контрольной работы предлагаются в традиционной форме. Варианты письменной контрольной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.
Система оценивания отдельных заданий и письменной контрольной работы в целом за каждое задание контрольной работы в традиционной форме оценивается по 5-тибалльной шкале:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, качественно выполнять все виды лабораторных и практических работ, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы; обоснование собственного высказывания с точки зрения известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания по междисциплинарным курсам, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Итоговая оценка за контрольную работу определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).
При подготовке к контрольной работе рекомендуется использовать конспекты лекций, а также:
- учебники:
Правила дорожного движения Российской федерации с иллюстрациями: ООО «Атберг 98», 2014 г.
- интернет – ресурсы:
http\\www.viamodile.ru\/php
http://teachpro.ru/
http://www.youtube.com/
http://driverschools.ru
Чтобы успешно справиться с заданиями письменной контрольной работы, нужно внимательно прочитать вопросы. Именно внимательное, вдумчивое чтение – половина успеха.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Реферат
по МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей
категорий «В» и «С»
тема: Появление водительского удостоверения
Выполнил:
студент 1 курса
группы А 1-14
Иванов Пётр
Проверил:
преподаватель
Шкатова О.П.
Оценка:________
Липецк
2014
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Рисунок 115