ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ через дифференцированный подход на уроках математики
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ
(а выпускники школы для детей с детским церебральным параличом и нарушением опорно-двигательного аппарата в особенности) оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Существует представление, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.
Это может быть обусловлено тем что:
– дети не могут взаимодействовать с окружающими на равных;
– не хватает самостоятельности;
– специфические потребности в общении;
– не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;
– сложности с оценкой действий, поступков.
Таким образом, стоит проблема формирования жизненных компетенций учащихся.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, то есть выработки у них тех самых жизненных компетенций зависит от ряда условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы.
3. Цель педагогической работы – достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
4. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.
5. Учителю необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь не только на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников, но и в первую очередь на их физические возможности.
При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Дифференцированное обучение
В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности (именно они лежат в основе деления) в форме группирования учащихся (процесс интеграции) и различного построения процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения.
Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп или учеников .Естественно, что в классе, где обучается пять –десять учеников, подход будет строго индивидуальным .Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах.
В качестве основания дифференциации выявляются: психофизиологические особенности личности, обученность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности, религиозная принадлежность личности. В школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на первое место выдвигаются , естественно, психофизиологические особенности личности и физические возможности ребёнка. Никогда не будет одинаковым подход учителя к ребёнку с миопатией (Дюшена) и ребёнку с ДЦП, ведь, несмотря на тяжесть заболевания, ребёнок с нижним спастическим парапарезом (например) будет всегда опережать ( в учёбе, в оптимистичном отношении к жизни и т.д.) ребёнка с миопатией. Всё это учитель должен учитывать и строить и планировать свою работу так, чтобы обучающийся с мышечной дистрофией чувствовал себя не хуже и не глупее, а в некоторых ситуациях и успешнее своих одноклассников с ДЦП.
Кроме этого – основного для школы для детей с ДЦП и НОДА, виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.
Основные формы дифференциации на уровне класса.
1) Дифференциации по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания;
2) Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях;
3) Дифференциация по специальным способностям, например: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д.;
4) Дифференциация по познавательным способностям.
На уроках математики деление группы может проходить следующим образом:
1 группа – дети с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение измененных типовых задач или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения
2 группа – дети со средним темпом продвижения в обучения , которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач опираясь на указания учителя.
3 группа – дети с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые трудности, нуждаются в дополнительном разъяснении, обязательными результатами овладеют только после длительных тренировок.
В процессе применения дифференцированного метода дети получают возможность оценить уровень своих знаний, выбрать тот уровень, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Ученики учатся самоорганизации учебного процесса, находятся в условиях самостоятельного принятия решения
Применение дифференцированного подхода способствует:
1. Повышению активности и работоспособности на уроках
2. Проявлению интереса к познавательной деятельности
3. Повышению качества образования
4.Повышению психологического фона в классном коллективе и оптимистического настроя для каждого ученика.
Итак, дифференцированное обучение – это условное разделение учащихся на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.Дифференцированный подход – основной путь осуществления индивидуального обучения. Использование индивидуального и дифференцированного подхода в работе обеспечивает положительное эмоциональное состояние, создаёт ситуацию успеха.
В процессе применения дифференцированного обучения формируются следующие жизненные компетенции, включающие совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним:
1. Самостоятельное принятие решений
2. Ответственность
3. Уверенность
4. Повышение самооценки
Литература:
1. Официальный сайт фирмы «Gigabaza» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/77550.html, свободный;
2. Официальный сайт фирмы «Сайт учителя математики и информатики Степаненко Веры Николаевны» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://stepanenko.ucoz.ru/index/0-9, свободный .
3. «Детские церебральные параличи» Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Киев «Здоровье» 1988г.