Конспект урока технологии Развёртка. Коробка под Новогодний подарок
Технология 3 класс
Тема: Коробка под Новогодний подарок. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование построение развёрток)
Задачи:
1. Познакомить с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению форм на основе развёрток.
2. Совершенствовать умение использовать линейку для разметки деталей изделий.
3. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты.
4. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
5. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
6. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД
1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, канцелярский нож, металлическая линейка.
Этапы Ход урока
I. Актуализация знаний. Постановка проблемы. 1. Вступительная беседа.
Скоро наступит самый любимый праздник не только детей, но и взрослых – Новый год! Любите ли вы получать подарки? А сами их дарить? Всегда приятно получить подарок, сделанный с любовью своими руками. А когда берёшь в руки подарок в праздничной упаковке, то уже находишься в ожидании чуда. А что внутри? И сегодня мы сконструируем такую подарочную коробочку.
2. Анализ образца
Демонстрируется подарочная коробка, изучаются рисунки и инструкционные карты.
– Как называются изделия? Каково их назначение?
– Каковы конструктивные особенности изделий? (Модули-блоки объёмных, геометрически правильных форм.)
– Из каких материалов лучше изготовить изделия?
– Какими известными способами можно изготовить изделия?
II. Открытие знаний.
1. Конструкторско-технологические задачи.
– Можно ли с помощью шаблонов разметить и изготовить объёмные геометрические фигуры? (Да.)
– Можно ли изготовить объёмные геометрические фигуры не по частям, а из одной детали?
Ученики предлагают свои решения. Учитель предлагает их проверить.
2. Знакомство с развёрткой.
– Вы знаете различные способы изготовления объёмных геометрических форм, предметов, игрушек. Вспомните их, приведите примеры. (Оригами, рельефы, лепка.)
Далее ученикам демонстрируются образцы подарочных коробок, которые не склеены, и учитель разворачивает их.
– Что вы наблюдаете? Во что превратились объёмные призмы? (В плоские листы.) Это развёртки.
– А теперь давайте рассмотрим, как можно изготовить подарочную коробку из одной детали – развёртки.
– Что я сейчас сделала? (Развернула коробку.)
– Что получилось? (Плоский лист картона, развёртка.)
На доске – рисунок развёртки коробки и её чертёж. Учитель открывает сначала только рисунок развёртки.
– Посмотрите на доску. Что изображено? (Рисунок развёртки коробки.)
– Сколько сторон (граней) у коробки?
- Соотнесите каждую грань с рисунком развёртки. Работать будете в группах по 4 человека. У каждой группы своя развёртка, вам их нужно исследовать и проверить, верно ли они начерчены. Для этого проверьте расположение граней, все ли они находятся на своём месте, нет ли недостающих либо лишних граней.
Далее ученики работают в группах по 4 человек, а затем представляют результаты своих исследований. Делают вывод, что у одного изделия развёртка может быть представлена по-разному.
III. Применение знаний. Знакомство с чертежом развёртки подарочной коробки
- Рассмотрите чертёж.
– Дайте название изображению. (Чертёж развёртки подарочной коробки.)
- Пересчитайте грани прямоугольной формы, треугольной формы.
– В каких единицах измерения обозначаются размеры на чертежах? Почему на чертеже даны не все размеры? (Пропущенные размеры можно вычислить.)
- Вычислите недостающие размеры.
- Ответьте на следующие вопросы, используя данные чертежа:
– Какова общая длина развёртки?
– Какова общая ширина развёртки?
– Каковы размеры каждой грани куба по длине развёртки?
– Каковы размеры каждой грани куба по ширине развёртки?
– Каковы размеры соединительных клапанов по ширине развёртки?
– Вспомните, с чего мы начинаем выполнение разметки детали с опорой на чертёж. (С построения прямоугольника (квадрата) по размерам.)
- Сейчас мы вместе выведем алгоритм построения развёртки, записи на слайде. (Использована методика Э.А. Фарапоновой.)
– Повторите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей длины (ОД) развёртки.
Делается запись: ОД = 250.
– Назовите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей ширины (ОШ) развёртки.
Делается запись: ОШ = 220.
– Из каких размеров складывается общая длина?
Делается запись: ОД = 60 + 60 + 60 + 60 + 10 = 250
– Из каких размеров складывается общая ширина?
Делается запись: ОШ = 60 + 10 + 60 + 80 = 220
– Мы прочитали чертёж развёртки и сделали запись получившихся результатов.
Разметка развёртки подарочной коробки.
– Возьмите картонную заготовку, угольник, карандаш. Начнём вместе построение развёртки подарочной коробки.
На слайде порядок разметки развёртки, состоящая из 7 пунктов.
– Откладываем размер общей длины развёртки по низу заготовки.
Делается запись: 1) ОД = 250.
– Откладываем размер общей ширины развёртки по левой стороне заготовки. Строим прямоугольник.
Делается запись: 2) ОШ = 220.
– Откладываем размеры деталей по длине прямоугольника. (Сумма размеров частей развёртки.)
Делается запись: 3) ОД = 60 + 60 + 60+60+10 = 250.
– Откладываем размеры деталей по ширине прямоугольника.
(Сумма размеров частей развёртки.)
Делается запись: 4) ОШ = 60 + 10 + 60 + 80 = 220.
– Строим сетку, то есть проводим горизонтальные и вертикальные линии по засечкам.
Делается запись: 5) Сетка.
– Прорисовываем контур развёртки цветным карандашом.
Делается запись: 6) Контур.
– Вырезаем развёртку.
Делается запись: 7) Вырезать, собрать.
- Пользуясь записью алгоритма на слайде, выполните разметку развёртки на картонных заготовках.
Самостоятельная работа по построению развёртки.
Обработка изделия.
- Чтобы сложить развёртку, вспомните свойства картона. Можно ли его легко согнуть? (Нет, картон ломкий.)
- Что надо сделать, чтобы сгибы были точными и ровными?
(Рицовку.)
РИЦОВКА - надрез поверхности картона для образования линии перегиба (в переплетном и картонажном деле).
- С помощью канцелярского ножа или лезвия ножниц выполните рицовку. Будьте осторожны, при работе с острыми инструментами соблюдайте правила безопасности. И ещё хочу предостеречь, слишком сильно на лезвие не нажимайте, чтобы случайно не прорезать насквозь свою развёртку.
- Для того, чтобы коробочку можно было завязать, с помощью дырокола на верхних треугольных гранях сделаем дырочки, в которые можно будет вставить ленту или тесьму.
Сборка изделия.
- Соберите развёртку в объёмную форму и склейте.
- Сгибание выполняется надрезами наружу.
Украшение подарочной коробки.
- Украсить подарочную коробку вы можете по своему вкусу с помощью пайеток, блёсток, бусин, лент и т. п.
Уборка рабочих мест
IV. Рефлексия. Оценка работы
Устраивается выставка готовых изделий.
– Какое изделие нужно было сделать?
– Кому удалось выполнить работу?
– Кто выполнил всё правильно? У кого были недочёты?
– Кто выполнил всё сам? Кому была нужна помощь?
– Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?