Стилевой анализ произведения Богданова Ивана Петровича “ За расчетом”
Богданов Иван Петрович
“ За расчетом”
Богданов Иван Петрович, За расчетом. 1890 г.
1890 . Россия.
В картине резко высказываются социальные неравенства и человеческие качества в бытовой сцене. Богданов И.В. точно передает признаки класса, профессии и прозу жизни.
Творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века- Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм
Вид искусства: станковая живопись.
Материал: холст, масло.
Тематика произведения. Жанровая сцена. Тема социальных противоречий.
Композиция. Ассиметричная, в композиции существуют три главных центра, и дополняющие(зажиточный крестьянин, его жена, работник); Уравновешенная с помощью грамотно расставленных контрастных пятен; Закрытая, герои картины смотрят друг на друга, не приглашая зрителя в диалог; Динамичная, предает бытовое действие картины.
Способ отображение пространства и объёма. Реалистичное изображение всей картины. С помощью отчетливых рефлексов и мягких переходов чувствуется воздушная перспектива работы. Яркое противопоставление зажиточного крестьянина и бедного работника. Гость стоит на цветном домотканном половике, который тянется через всю комнату к выходу, что дает зрителю войти в композицию.
Характер изображения человека. Реалистичное изображение человека в данной работе ярко выражено. Переданы эмоции, возраст и половая принадлежность героев картины. Одежда, причёски, быт – передает время крепостного права. Это не выдуманная история, это сама жизнь.
Характер изображения среды. Роль и способ передачи освещения. Освещение дневное, естественное из окна, холодное. Изба, вполне стандартная для того времени, без излишеств и вычурности. Есть проблески “сельской буржуазии”, ещё небогатой, но с большим будущим.
Роль, характер рисунка и цвета. Рисунок в данной работе играет главную роль. Четкие лини построения избы, перспективы, контрастируют с «живыми» линиями портретируемых. Дневное освещение мягко сочетается с уютной, домашней обстановкой. Вся работа выполнена в мягких красках, которые характеризует манеру письма Богданова. Контрасты черного и красного уравновешивают и дополняют картину.
Время в произведении. Художник изображает конкретное место. В конце 19 века в России можно было часто увидеть подобные диалоги, сцены разговора между “сельской буржуазией” с простыми работниками. Но скоро всех ждет новый этап - Отмена крепостного права.
Взаимодействие со зрителем. Взгляд зрителя постоянно перемещается по замкнутому треугольнику . Мотив треугольника, работник смотрит на жену крестьянина, супруга смотрит на хозяина избы, а сам зажиточный крестьянин смотрит на работника. Замкнутость, нет выхода из этого треугольника. Идет не прекращавшийся диалог.
Богданов Иван Петрович является характерным представителем объединения «Передвижников». Картина «За расчетом» выполнена в стиле реализм.