Статья Творческие подходы педагога к развитию самоорганизации учащихся начальной школы.

Е.Г.Потамошнева,
руководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов № 8, г. Воронеж.


Творческие подходы педагога к развитию самоорганизации учащихся начальной школы.

В настоящее время многие школы пытаются обрести свое индивидуальное лицо. Среди таких школ Воронежа и наша школа ведёт поиск условий, обеспечивающий широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих , индивидуальных способностей.
Особое место в этой работе занимают начальные классы, где закладываются основы развития личности. В школе 12 классов учатся в системе 4-летнего начального образования. Увеличение срока обучения на 1 год при сохранении обязательного минимума содержания начального общего образования помогло снизить перегрузки младших школьников, создать условия для полного и гармоничного развития личности младшего школьника, сохранения его здоровья. 1 класс стал адаптационным и главной творческой задачей для учителей в первые месяцы стала- научить всех детей работать вместе. Добиться этого чрезвычайно трудно в силу психофизиологических особенностей детей этого возраста: дети или не слышат инструкций, или не подчиняются им. Такие особенности являются нормой шестилетних школьников. Формирование школьных навыков учащихся, их самоорганизации облегчается введением в учебный процесс особых ритуалов, которые, став привычными, стали сами организовывать детей. Например, после перемены или динамической паузы дети с трудом возвращаются в рабочее состояние. Для этого используются особые приемы сосредоточения, которые помогают организовать детей. Встав около своих столов, дети кладут руки на плечи впереди стоящему ученику, склоняют головы и закрывают глаза. Учитель спокойным голосом произносит любые стихотворные строчки (четверостишие), постепенно понижая голос. После этого дети тихо садятся за свои столы. Важно не просто использовать этот прием (или схожий, их можно ввести множество), но повторять его, практически не меняя. Тогда сам ритуал превращается в своеобразную медитацию, которая помогает ребенку перейти от шумной игры к спокойной работе.

Полезно использовать в 1 классе символические изображения, чтобы напоминать ребенку о забытых им правилах поведения, не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это могут быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц (хоровой ответ), ребенка у доски (напоминание о необходимости выйти к доске), лица с приложенным ко рту пальцем ("Тихо!") и т.д. Эти символы позволят ввести в процесс организации работы не только вербальные (указания учителя), но и зрительные средства. Кроме того к этим средствам могут прибегать и дети: ребенок, отвечающий у доски, может указать другим на символ ("Тихо!"), если одноклассники его не слушают. Это вносит в урок разнообразие, передает задачу организации от учителя детям, активизирует зрительный канал восприятия информации и также служит целям организации класса. Участие в организации класса самих детей способствует их самоорганизации. Такие приемы по организации детей способствуют созданию спокойной рабочей обстановки на уроке, избавлению от ненужных замечаний, дергания, осознанию себя частью единого целого.
Одной из самых острых проблем нашей начальной школы и, в частности 1-го класса, является гиподинамия. Двигательная активность ребенка в школе должна составлять не менее 2-х часов, большая часть ее должна быть предоставлена ребенку до и после уроков и на переменах (гимнастика перед началом уроков, двигательные игры во время перемены, специальные двигательные занятия, ритмика, хореография, танцы, физкультминутки). Лучше когда дети не подходят, а подбегают к доске. На уроке математики часть заданий на счет предметов дети выполняют, считая шаги или число приседаний. Пересчитывая голубоглазых, кареглазых учеников, дети походят по классу. Интересно проводить упражнения на звуковой анализ, поставив детей в круг и предложив им указать на предметы своей одежды, произнося вслух соответствующее название и выделяя первый, второй, третий и т.д. звуки. Такие простые приемы дают возможность сократить время пассивного сидения за партой до 5-7 мин., что для шестилеток является оптимальным.
На уроках инсценируются не только сказки, басни, рассказы, но и задачи; дети "собственными" персонами изображают звуки мягкие и твердые, четные и нечетные числа и др. В практике многих учителей дети, закончив работу, могут прогуляться по классу, посмотреть в окно, самостоятельно сделать пальчиковую гимнастику и т.п.
Такая практика проведения урока позволяет говорить о системе "смены поз", которые заключаются в организованном переводе из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важно не то, сколько ребенок будет стоять. Важна смена положения детского тела. Разумеется, для этой позы нужно подбирать соответствующие виды деятельности: стоя дети могут задавать друг другу вопросы, загадки, прослушать небольшой рассказ учителя, провести игру и т.п.
Для смены видов деятельности и увеличения движения на уроке осуществляется переход от фронтальной работы к работе в парах, группах, к проведению дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Учителя начальных классов эффективно решают проблему дифференциации и индивидуализации образования, используя такие образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей, а также продуктивной системе оценивания учебных достижений младших школьников, способствующей укреплению оптимистической самооценки, уверенности в себе и формированию жизненно важных компетенций. Именно в этом направлении ведется вся методическая работа МО учителей начальных классов.
На уроке ученик поставлен в ситуацию решения какой-то проблемы (например, что надо знать, чтобы правильно написать окончания в глаголах пилит, косит, варят, полют), если он будет выдвигать предположения, сравнивать полученные выводы с текстом учебника, т.е., если создаются условия для возникновения мотива, появления и решения учебной задачи - это обучение становится личностно значимым. При таком обучении "мыслительная деятельность и эмоции многообразно взаимодействуют, интенсивная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем стремление во чтобы то ни стало довести работу до конца" (Л.С.Выготский). Проблемные вопросы, проблемные ситуации являются необходимым условием формирования учебной деятельности младшего школьника, поэтому они стали профессиональным инструментом многих учителей начальных классов нашей школы.
Важное место в начальной школе занимает проектная деятельность ученика, как во внеклассной работе, так и на уроке. Работа над проектом повышает самостоятельность ребенка, учит применять имеющиеся знания в жизни, в конкретной ситуации, т.е. способствует в определенной мере решению компетентностного образования младших школьников, их самоорганизации.

Цели работы над проектом можно сформулировать так:
формирование навыков познавательной деятельности:
работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
формирование коммуникативных умений (партнерское общение):
диалоговое общение (прием-передача вербальной информации);
Возможность самореализации.
Проектная деятельность дает конкретные действенные результаты: способствует установлению причинно-следственных связей, выработке учебных действий (сравнение, анализ, классификация), развитию творческого воображения, изобразительных навыков, мелких мышц руки, коммуникативных навыков и ощущению собственной реализации и значимости.
Важнейшей задачей начальной школы остается обучение младшего школьника использовать источники информации: учебник и рабочие тетради, энциклопедии, словари, различные виды литературной периодики, иллюстрации, схемы-модели, компьютер.
Важным условием индивидуализации начального образования является продуктивная система оценивания учебных достижений младшего школьника, способная поддержать оптимистическую самооценку и уверенность в себе. С одной стороны, отметка является травмирующим элементом начального обучения, повышая тревожность и невротизацию детей, в том числе сильных. Но с другой стороны, оценивание является естественной составляющей человеческих отношений, деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия, своего труда. Поэтому речь идет не об отмене отметки. Можно заменить существующую отметку более сущностным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика. В практическую деятельность вместе с учащимися пришло качественное оценивание, которое состоит из словесного положительного суждения и рекомендаций. Эта технология безотметочного обучения имеет шестилетнюю практику. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность. При этом решается важнейшая задача развития младших школьников: ученики должны участвовать в процессе создания критериев (например, аккуратность выполнения чертежа, точность измерения сторон, правильность вычисления периметра), а также средств оценки (цвет, баллы для определения рейтинга успешности, звездочки на "волшебных линеечках", диаграммы и др.). При такой деятельности проявляется оценочная самостоятельность младшего школьника, эффективно влияющая на его самоорганизацию.
В практике качественного оценивания, должны соблюдаться "правила оценочной безопасности". Список таких правил открытый, возможно его постоянное дополнение и уточнение. Вот его фрагмент:
Не скупиться на похвалу (необязательно словесную, часто достаточно улыбки, кивка головы, дружеского прикосновения и т.п.).
Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" лучше сказать "Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки".
"На ложку дегтя бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективнее установка "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти".
"За двумя зайцами..." Не надо ставить перед учеником (в первую очередь, перед первоклассником) несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точку в конце предложения, то простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
Ни с кем не сравнивать ученика, только с самим собой.
Формула "Опять ты НЕ ..." - верный способ выращивания НЕУДАЧНИКА.
Отметка в баллах - формальный результат, оценивание познавательный процесс.
Учитель, начни практику оценочной деятельности с собственной самооценки.
Таким образом, при развитии самоорганизации учащихся, необходимо творчески ориентироваться на идеи модернизации образования, согласно которым цель образования на начальной ступени связана с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, обеспечением их эмоционального благополучия; развитием ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой; сохранением и поддержкой индивидуальности каждого ребенка.


Используемая литература

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002.
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников: Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерша Л.А., Романеева М.П., Миндаровап В.А. Оценка без отметки. – Рига, 1999.












@ђ Заголовок 1@ђ Заголовок 2@ђ Заголовок 3@ђ Заголовок 4@ђ Заголовок 5@ђ Заголовок 6@ђ Заголовок 7@ђ Заголовок 8@ђ Заголовок 915