Статья Особенности формирования восприятия в музыкально-ритмической деятельности детей
Особенности формирования восприятия
в музыкально-ритмической деятельности детей
С.П.Сафронова,
педагог дополнительного образования
МБОУ НШ № 30, г.Сургут Развитие восприятия музыки через музыкально-ритмическую деятельность на уроке обеспечивает полноценное воспитание детей. Прием активизации восприятия через движение способствует развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальной культуры. Учителю важно формировать у детей навыки и умения двигаться, понимающие раскрывать восприятие музыкального произведения.
«Музыкальное восприятие» — это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно- образное отражение действительности.
Прежде чем разучивать движения, дети должны научиться слушать музыку, т.е. воспринимать ее. Цель музыкально-ритмических движений состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Дети должны сразу почувствовать, что музыка и движения органически связаны между собой содержанием и формой. Для этого восприятия музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Приемы ознакомления детей с новым произведением разнообразны. Но независимо от того, пользуется ли педагог объясняем или показом, дети сразу начинают двигаться, одновременно вникая в музыку и осваивая движения. Выражение музыки через движения усиливают эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно- образный смысл. У детей следует сразу начиная с первого занятия воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого — развитие восприятия мелодии как главной носительницы музыки, в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся слушать мелодию, запоминать ее. Мелодия — основа музыкально-двигательного образа. Выполняя движения в играх, танцах, она помогает им следовать за развитием содержания музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для детей должно стать естественными, точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли — и после ходьбы, бега и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки, четко прекращать его, если музыка оканчивается коротким громким аккордом.
Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой необходимо систематически работать. Нужно обратить внимание учителя ритмики на этих детей, если этот предмет ведется в школе.
На всех этапах работы над движениями, у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык интонаций. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко передают в движениях. Учитель будит воображение детей, подсказывает им детали образа вытекающие из особенностей музыки. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать.
Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темы, динамические оттенки. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее
соисполнителями, реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению. Итак, в ходе слушания музыки и двигаясь вместе с ней, дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки, развивают инициативу, творческие способности, а главное понимание языка музыки. Связь между музыкой и движениями не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движения помогают полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность.
Слуховое внимание при исполнении движений играет не последнюю роль. Ребенок, следя за развитием музыки, внимательно слушает, чем больше
изменений в развитии, тем больше движений он использует, тем интенсивнее
развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь развивает музыкальную
память, которая опирается на слуховой и двигательные анализаторы. При выполнении любых движений, дети мысленно представляют тот или иной образ, который в свою очередь способствует восприятию музыкального материала. В основе музыкально-ритмических движений лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности. И это достигается благодаря навыкам и умениям приобретаемые в процессе занятий, согласованностью движений с музыкой, ее характером, настроением.
Жанровые особенности произведения легче осознаются младшими
школьниками в активной музыкальной деятельности. Исполняя движения марша, учитель ориентирует детей на то, чтобы они внимательно вслушивались в движения мелодии, ритма, замечали изменения в развитии и передавали в его характере. Развивая у учащихся восприятие музыки, учитель стремится через движение формировать у них способность следить за развитием музыкального образа.
Таким образом, на начальном этапе осознанное восприятие содержания произведения через музыкально-ритмические движения, происходит на основе яркой, доступной детям жанровой музыки. Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкально-ритмической деятельности, осознаются детьми, обобщаются и закрепляются в ярких словесных характеристиках образов. Так движения на развитие музыкального образа помогают усвоению знаний о музыке. Полученные знания позволяют ребятам глубже воспринимать музыку, музыкально-ритмические движения заставляют переживать выраженное в ней. Радуясь, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем на занятиях.
В истории отечественного образования при отборе музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений в 20 — 30-е годы, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М.Вебер, И.Штраус и другие). В 50 — 60-е годы, когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания (под руководством Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман и другие), возникает новая тенденция - к созданию произведений для музыкально-ритмических движений, единство музыки и движения. Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующее:
- художественность музыкальных произведений, ярость динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения;
- разнообразие тематики, жанров, характеристика музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
- соответствие движений (танцевальные, сюжетно-образные упражнения).
Репертуар педагогу следует подбирать в зависимости от общего уровня музыкального развития детей.
Литература:
Л.Г.Дмитриева‚ Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания»