Презентация на тему Самовоспитание как путь формирования педагогического мастерства


Самовоспитание как путь формирования педагогического мастерства.Составитель: Чернявская А.М., студ.гр.ДН5 Педагогическое мастерство – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. А.С. Макаренко Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. Появление потребности в самовоспитании =сдвиг мотива на цель Самый простой и надежный способ формирования профессионального идеала — самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала учителя. Это главное условие эффективности его самовоспитания. Полезен идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Самовоспитание – стремление к соответствию образу «Я-идеальный» (личностному идеалу)Направления самовоспитания:Работа над собой «сегодняшним».Стремление к себе «завтрашнему». Воспитательные мероприятия:презентации профессии, демонстрация образа профессионального идеала, встречи с успешными педагогами, примеры из жизни выдающихся личностей, экскурсии на предприятия, ярмарки вакансий, научно-практические конференции и выставки. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относятпедагогический коллективстиль руководства школойфактор свободного времени. Этапы самовоспитания:Самопознание(самооценки, направленности, области пед.деятельности, общительности, волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) речи и внимания как свойств личности)2. Самопрограммирование(Система «правил жизни» – принципов, программа развития личности, план-максимум и план-минимум)3. Самовоздействие(Рефлексия, приемы отключения, самоотвлечения, релаксации, самоубеждение, самоконтроль, самовнушение, аутотренинг). Самообразование педагогов осуществляется согласно ряду принципов. принцип формирования установки на самообразование (воздействие на сознание педагога комплекса факторов, которые приведут к появлению потребности совершенствования своей педагогической компетентности и стиля педагогической деятельности педагога)принцип педагогического самоанализа (постоянный анализ педагогом своей профессиональной квалификации и деятельности с целью выявления элементов, требующих совершенствования)принцип планирования самостоятельной работы (учет бюджета свободного времени, учет материальной базы самообразования)принцип комплексности (формирование стиля педагогической деятельности в системе, которая отражает все аспекты профессиональной деятельности педагога)принцип контроля и самоконтроля самообразования (получение информации о качественном состоянии самообразовательной работы и ее эффективности) Желание и опыт самосовершен-ствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. В результате педагог должен достигнуть показателей профессионального саморазвития (по В.А. Сластенину):а) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;б) доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональной самообновление, изменение своих способов работы;в) постановка и решение по отношению к самому к себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных и предметных задач;г) способность учителя воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.  Спасибо за внимание!