Проект по экологии Формирование экологической культуры у младших школьников»
ТОГАОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Котовска».
Педагогический проект
«Формирование экологической культуры у младших школьников»
Подготовила: воспитатель
Коньшина А.М.
Котовск 2013
Цель проекта : Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи проекта:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Гипотеза: Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Механизмы достижения цели и задач проекта:
Реализация проекта осуществляется через:
экологические беседы;
наблюдения в природе;
уроки доброты;
экскурсии в природу;
целевые прогулки;
экологические акции;
решение экологических ситуативных задач;
чтение художественной литературы;
обсуждение ситуаций;
трудовой десант;
«Красная книга природы»;
«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
выставки и экспозиции;
экологические развлечения, досуги, праздники;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
экологические сказки;
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края..
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя.
Описание проекта.
Этапы и сроки проведения проекта:
I этап (подготовительный): моделирование цели и задач – сентябрь.
Формирование цели и задач, прогнозирование результатов работы;
выбор оптимальных видов (форм и методов) деятельности;
планирование предстоящей деятельности, разработка проекта и рабочего плана реализации проекта;
диагностика обучающихся воспитанников на начало реализации проекта;
II этап (основной): реализация проекта – октябрь-апрель.
Организация познавательных экскурсий в природу;
проведение занятий по здоровому образу жизни в виде викторин, бесед, сюжетно-ролевых игр и т.д.
проведение открытого занятия по защите ученических проектов и закреплению полученных знаний, умений и навыков.
III этап (заключительный): анализ результатов проекта – май.
Проведение диагностики воспитанников при завершении проекта.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ этапа
Сроки реализации
Содержание этапа
Отметка о выполнении
I этап
Подготовительный
03-20.09.2013г.
Формирование цели и задач. Разработка диагностического инструментария для оценки результативности проекта.
Диагностика обучающихся на начало реализации проекта.
Весь этап выполнен в полном объеме в установленные сроки.
II этап Основной реализация проекта
.02.09
Викторина: «Экологический калейдоскоп».
11.09.
Акция: Чистый берег.
1809.
Практическое занятие: «Посадка комнатных растений».
19.09.
Воспитательное занятие: «Как ухаживать за растениями».
03.10
Тематическая экскурсия в лес: «Краски осени»
12.10
Воспитательное занятие: «Я житель планеты Земля».
13.11
Викторина: «Знатоки природы»
15.11
Практическое занятие: «Птичья кормушка»
23.12
Воспитательское занятие: «Планета в опасности».
13.01-14.01
Выпуск газеты «Экологический вестник».
06.02
Воспитательское занятие с использованием ИКТ «Экология глазами детей».
14.03
Защита ученических проектов: «Лекарственные растения Тамбовской области»
01.04
Воспитательское занятие: «День птиц».
02.04.
Экскурсия на станцию Юных натуралистов «Накорми животных».
08.04.
Конкурс рисунков «Природа в опасности».
15.05
Экологическая игра: «Берегите природу».
III этап –заключительный. Анализ результатов проекта «Юные экологи »
22.05
Воспитательское занятие с использованием ИКТ «Рощи да леса, всему миру краса»
Подведение итогов реализации проекта.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические работы).
Заголовок 1Заголовок 315