Программа элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз».


Программа элективного курса:

«Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз».

Пояснительная записка.

Элективный курс « Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз» целесообразно изучать в 11 классе.
Данный курс по логике и содержанию связан с курсом химии основной школы: тема «Степень окисления. Окислитель и восстановитель» рассматривается в 8 классе, тема «Электролиз» - в 9 классе. Однако в 8-9 классах у школьников в недостаточной степени сформировано естественнонаучное мировоззрение. В школьном курсе рассматриваются не все ОВР, мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания ОВР, а также коррозии металлов, защите от нее, электролизу.
Данная программа предусматривает теоретическое и практическое изучение основных вопросов названной темы.
Программа рассчитана на 16 часов.

Задачи курса:

1.Закрепить, систематизировать, углубить и расширить знания учащихся о сущности ОВР.
2. Закрепить, систематизировать, знания учащихся о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.
3. Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза.
4. Расширить представления о коррозии металлов и ее роли в технике.



По окончании курса учащиеся должны уметь:

Классифицировать ОВР, давать количественные характеристики данных процессов.
Составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса.
Составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза.
Решать задачи с использованием метода ОВР, суммарных уравнений электролиза.

Содержание программы.

Блок №1. Введение. Важнейшие окислители и восстановители.

Понятия электроотрицательности, валентности, степени окисления. Изменение окислительно-восстановительных свойств в периодах, главных подгруппах. Изменение степени окисления в соединениях.

Блок №2. Классификация ОВР.

Межмолекулярное окисление-восстановление, внутримолекулярное окисление-восстановление, самоокисление-самовосстановление (диспропорционирование).

Блок №3. Методы составления ОВР.

Метод электронного баланса для реакций: межмолекулярного окисления-восстановления, внутримолекулярного окисления-восстановления, диспропорционирования. ОВР с несколькими окислителями и восстановителями. Метод полуреакций.

Блок №4. Гальванический элемент.

Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциалы металлов. Коррозия металлов.

Блок №5. Электролиз как ОВ процесс.

Сущность электролиза. Электролиз водных растворов и расплавов. Количественные соотношения при электролизе. Решение задач.

Тематический план.

·
Тема
Количество занятий для занятий

1. Введение. Важнейшие окислители и восстановители.
2 ч

2. Классификация ОВР.
2 ч

3. Методы составления ОВР.
4 ч

4. Гальванический элемент.
3 ч

5. Электролиз как ОВ процесс.
4 ч

6. Итоговое занятие.





Список литературы.

Кузьменко, Н.Е., Магдесиева, Н.Н. Задачи по химии для абитуриентов.- М.; Просвещение, 1992.
Орлова, Т.Ф. Задания к практическим занятиям по химии для слушателей подготовительного отделения медицинской академии.
Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы.- М.; 1-я Федеральная книготорговая компания, 1997.
Хомченко, Г.П. Окислительно-восстановительные реакции.- М.; Просвещение, 1989.
Лунева, В.П. Об использовании ионно-электронного метода.- Химия в школе №1,1994.
Сидорская, Э.А. О методе полуреакций.- Химия в школе №6, 1993.
Шустов, С.Б., Шустова, Л.В. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. - Химия в школе №2, 1995.
Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы.- М.; Дрофа, 1999.


Тематическое планирование.

№ п/п
Учебный блок, содержание занятий.
Кол-во
часов.
Примечания.



Введение.





1.
Теория ОВР, степень окисления, электроотрицательность, валентность, черты сходства и различия.



2.
Важнейшие окислители и восстановители.

Лекция.



Классификация ОВР.





3.
Виды ОВР.

Лекция.

4.
Значение окислительно-восстановительных реакций.

Выполнение упражнений.



Методы составления ОВР.





5.
Метод электронного баланса.

Лекция.

6.
Метод полуреакций.

Лекция.

7.
Выполнение упражнений по составлению ОВР.

Учет знаний.

8.
Практическая работа
«Окислительно-восстановительные свойства соединений металлов, проявляющих переменную степень окисления».



Практическое занятие.



Гальванический элемент.





9.
Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциалы металлов.




Лекция.

10.
Коррозия металлов.

Семинар.

11.
Практическая работа
«Влияние среды на коррозию металлов».


Практическое занятие.






Электролиз как ОВ процесс.





12.
Сущность электролиза.

Лекция.

13.
Количественные соотношения при электролизе.

Лекция.

14-15
Электролиз водных растворов и расплавов. Решение задач и упражнений. Расчет выхода продукта реакции при электролизе.



Семинар; учет знаний.


16.

Итоговое занятие по теме курса.





















15