Воспитательная программа «Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»
Тема воспитательной программы 5 класса
«Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»
Архангельск
2011
Пояснительная записка
Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно сын или дочь был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым, был увлечен любимыми комиксами, занимался интересными делами, гулял с собакой, играл с сестренкой и т.п. Но все это куда-то исчезло. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или у «У меня свои дела».
Как выходит, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Но всегда ли так разворачивается картина взросления? Нет, конечно. Но и не значит, что переход от детства к взрослости может быть совсем незаметным и безболезненным. Раз этот процесс имеет какие-то примечательные черты, то их следует понять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.
Останавливаясь на особенностях подросткового возраста, ученые выделяют несколько разных периодов, их определение возрастной периодизации соответствует представления о предназначении человека в жизненный период.
Возрастной период пятиклассника 11-12 лет, это младший подростковый возраст, в котором физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, а они могут не совпадать. Характерной чертой этого возраста, является общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.
Таким образом, особенностью развития пятиклассника выделяется именно общение, общение со взрослыми, общение с одноклассниками, с учениками других классов. Развивая коммуникативные умения, ребенок легче социализируется и самосовершенствует свои личностные качества.
Программа по воспитанию и развитию коммуникативных навыков младших подростков направлена в первую на умение взаимодействовать с обществом в различных ситуациях, т.к.общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя востребованным в обществе, а не оказался изгоем.
Цель программы
Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес к реализации потребности стать самим собой.
Задачи программы
Формировать навыки самопознания и самопринятия;
Развивать навыки управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих;
Развивать коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими людьми;
Предоставить возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);
Основные направления воспитательной работы
Педагогическое руководство воспитательным процессом
Изучение особенностей детей, их семей, образа жизни, условий проживания.
Организация работы направленной на установление межличностных отношений как с детьми так, и со взрослыми ( родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические консилиумы и т.д.)
Выбор актива класса, распределение поручений.
Изучение индивидуальных особенностей и черт характера учащихся.
Нравственное воспитание
Организация взаимной деятельности учащихся во внеурочное время.
Воспитание культуры поведения и культуры общения со взрослыми и детьми, в помещении и вне.
Воспитывать уважение к человеческому достоинству.
Развитие коммуникативных навыков и культуры умственного труда
Формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
Формирование желания и умения учиться в основном звене школы.
Формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества во всех видах деятельности.
Трудовое воспитание
Развитие способностей и умений коллективного труда.
Развивать потребность умственного труда.
Прививать умение правильно организовать свою деятельность.
Воспитание уважения к трудовой деятельности и к труду других людей.
Формирование умений и навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку.
Физкультурно-оздоровительная работа
Укрепление психофизического здоровья детей.
Расширять кругозор знаний, умений и навыков о физической культуре, о спорте, о своих физических возможностях организма.
Формирование готовности развития личности к устойчивости к стрессовым ситуациям.
Работа с родителями, с семьей
Проведение родительских собраний.
Индивидуальные беседы с родителями.
Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Анкетирование.
Программу воспитания составляют семь блоков:
«Здоровье»
Цель: воспитание культуры здоровья.
Задача: воспитывать потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья, изучать концепцию здорового образа жизни.
«Знания»
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников, как основы межличностных отношений.
Задача: повышать интеллектуальные способности подростка во внеурочное время с помощью интеллектуально-развивающих мероприятий. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
«Ценности»
Цель: формирование системы ценностных ориентаций.
Задача: Воспитывать положительное межличностное отношение в коллективе подростков, принятие каждого члена группы с его индивидуальными особенностями.
«Трудовая деятельность»
Цель: воспитание потребности в общественно-полезном труде.
Задача: Развивать потребность к труду, как жизненно-значимой ценности.
«Работа с семьей»
Цель: поддержание взаимосвязи с семьями воспитанников.
Задача: Приобщать родителей к жизнедеятельности своих детей в школе.
« Творчество»
Цель: развитие творческих способностей воспитанников.
Задача: развивать практические навыки через прикладные виды творчества, интеллектуальные, музыкально-эстетические и т.п.
«Свободное время»
Цель: разнообразие досуговой деятельности воспитанников.
Задача: развивать умение организовывать свое время, включение во внешкольные досуговые мероприятия.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Организованная форма воспитательного процесса
по программе
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
Умение организовывать общение («Я Умею!»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Ожидаемые результаты
Принятие каждого члена коллектива, с
его личностными особенностями;
Уметь регулировать свое поведение,
эмоции, соответственно ситуации;
Знать и уметь применять правила
общения со взрослыми, и со сверстниками;
Список используемой литературы
Тартышная М.А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные работы со школьниками/ М.А. Тартышная.- Ростов/н Д.:Феникс, 2006.-285с.
Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.-116с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы/ авт. сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2006.-133с.
Сухин Н.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 кл.-М.: Вако, 2007.-387с.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл.- М.: ВАКО, 2004.-152с.
Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.-128с.
Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 кл.- М.: УЦ «Перспектива», 2004.-80с.
Психолого-педагогические методы диагностики в работе воспитателя детского дома и школы-интерната. Депертамент образования и науки адм. Арх.обл., 2007.
Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик. М.: АРКТИ, 2007.-272с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Спб.: Питер, 2009.-160с.
Колесинская Яна. Сценарии КВН для 5-8 классов. Играем по умному: Новосибирск, 2008.- 127с.
Методы диагностики
Индивидуальные карты развития детей.
Исследование межличностных отношений: Анкета «К кому ты обратишься?».
Тест для родителей «Я и мой ребенок».
Анкета Н.Е. Щурковой «Десять простых вопросов» (Диагностика личностных качеств воспитанников).
Исследование особенностей класса «Характеристика класса»: Комплекс вопросов.
Методика выявления коммуникативных способностей учащихся: «20 вопросов».
Анкетирование: «Анализ интересов и направленности подростков».
Анкетирование: «Наши отношения».
Условия реализации программы.
1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
5. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
6. Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
7. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
8. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
9. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в классе.
Оздоровительные прогулки
Диагностика
Межличностных отношений
Соблюдение гигиенических правил
Классные мероприятия и праздники
Игры
Интеллектуально-развивающие занятия
Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
Совместная деятельность воспитателя и детей
Уроки навыков общения
Проведение дней именинников
Занятия по укреплению здоровья
Трудовая д-ть в школе, на этаже, на участке
Просмотр фильмов
Создание самоделок
(поделки, подарки, картины и т.п)
Участие в общешкольных мероприятиях
Анкетирование,
Тестирование
Уроки коммуникативных навыков и умений
Треннинговые упражнения на развитие межличностных отношений
Прикладное творчество
Занятия по программе «Полезные привычки»
Работа со школьным психологом
Организованная форма воспитательного процесса
по программе
Культмассовые мероприятия
(поездки, экскурсии, выставки, и т.п.)
Здоровьесберегающие мероприятия
Заголовок 115