Работа по формированию и развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики.

Богданова Т. Н.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики.
Ребенок - не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников стараюсь проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики.
Для развития творческих способностей младших школьников соблюдаю ряд правил:
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается.
Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь педагога.
Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы.

Большинство занятий по развитию творческих способностей проводятся в игре, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.
"Магазин игрушек" Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.
"Прочитай пожелания морского льва".
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.
Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.

При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители".

Игры по формированию геометрических понятий.
"Команда внимательных"
Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.
Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.

Логические задачи и упражнения в устном счете.
Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.
"Придумай рисунок"
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.
Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры. Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.
Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.

Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь
*** - **=1
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты.
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например: 1) Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).
2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг.
Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).
3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8 яблок и 4 груши стоят одинаково).

Логические задачи Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым. (Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную. (столяр)
Кроссворды

Детям нравится, разгадывать математические шифры.
Например: Отгадайте, кто пришел к нам на урок? А для этого реши уравнения.
18: а=3
24: 3=к
3·б=12
ч: 5=2
6: о=2
4·3=с
20: 4=а
12 3 2 6 10 8 5 с о б а ч к а
Этому гостю нужно еще решить задачку. Две собачки спали 4 часа. Сколько спала каждая?

Ребусы
Пример: Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)

Развивает логическое мышление и внимание задания вида "Продолжи ряд"
1,5,3,5,5,5,7,5,9,5
Или чередование может быть по одному из признаков: цвету, форме, размеру. Может быть чередование по двум признакам и даже по трём.
Веселые задачи в стихах

Задачи занимательного характера
Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?

Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).
Разминка: работа проходит в форме учебного диалога, используются репродуктивные задачи, цифровые диктанты. Учитель, оценивая варианты решения, обращает внимание на ошибки, неточности, вскрывает причины их возникновения.
Задачи от дяди я Степы – милиционера: а) Ширина проезжей части дороги 15 м. зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу? б) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?
Математический диктант а) запишите натуральное число, следующее за 339, за 1089, за 999. б) запишите натуральное число, предшествующее числу: 426, 151, 1021. в) запишите все трехзначные числа, каждое из которых содержит 9 сотен и 9 единиц.

Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, английский языки, история, география и т. д.)
Задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся. Например:
Сколько:
дней в неделе, из них выходных?
времен года, зимних месяцев?
месяцев в году, кроме летних?
гномов у Белоснежки?
глаз и бровей у человека?
букв в названии нашей страны?
букв в названии птицы белобоки?
углов у стола; а если один отпилили, то сколько осталось?
На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец на двухколесном. Сколько всего было колес?
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Каким по счету является «б» в названии последнего месяца осени?
Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
Какое число считается у нас несчастливым?
Математические сказки.
Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка".
Вышеописанные приемы работы можно комбинировать.

Занимательные и игровые моменты я использую на всех этапах урока.
Минутка чистописания.
Например, на минутке чистописания можно предложить детям отгадать, какую цифру будем сегодня писать: Пробежала сороконожка По сорока дорожкам,
По сорока низинкам, По сорока тропинкам.
Одновременно на этом этапе можно провести математический диктант. Дети тренируются в написании цифр, а также совершенствуются вычислительные навыки.
6 разделить на два
5 умножить на 1
делимое 16 делитель 2. Найди частное.
первый множитель 1, второй множитель 7. Найди произведение.
Устный счет. Во время проведения устного счета большим успехом пользуется игра "Не зевай". Я использую ее для проверки знания табличных случаев умножения и деления, а также для активизации внимания учащихся во время устного счета. Суть игры: учитель называет пример на табличные случаи умножения или деления и кидает мячик кому-нибудь из учеников. Ребенок ловит мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю. Главной особенностью этой игры является возможность увлечь сразу весь класс и проверить знания каждого учащегося.
Найдите неизвестное слово:
а) 2х – 5 = 5
СОПКА
СОК

8 – х = 5
 
 

б) 5х + 1 = 6
СТАНОК
?

15 – 2х = 5
 
 

Найдите пропущенное число:
?
165
170

83
88
?

?
26
52

11
?
44


Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например: урок КВН, урок – путешествие, урок - праздник, урок – игра, урок - исследование.

И в заключении хотелось бы сказать, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника оказает:
ежедневное включение в учебный и воспитательный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или внеурочных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
разнообразие форм проведения.

Творчество, значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие. Мэри Лу Кук.

Творите сами и учите этому детей!
15