Работа по формированию и развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Богданова Т. Н.
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики.
Ребенок - не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников стараюсь проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики.
Для развития творческих способностей младших школьников соблюдаю ряд правил:
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается.
Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь педагога.
Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы.
Большинство занятий по развитию творческих способностей проводятся в игре, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.
"Магазин игрушек" Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.
"Прочитай пожелания морского льва".
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.
Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.
При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители".
Игры по формированию геометрических понятий.
"Команда внимательных"
Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.
Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.
Логические задачи и упражнения в устном счете.
Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.
"Придумай рисунок"
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.
Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры. Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.
Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь
*** - **=1
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты.
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например: 1) Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).
2) Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг.
Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).
3) Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8 яблок и 4 груши стоят одинаково).
Логические задачи Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым. (Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную. (столяр)
Кроссворды
Детям нравится, разгадывать математические шифры.
Например: Отгадайте, кто пришел к нам на урок? А для этого реши уравнения.
18: а=3
24: 3=к
3·б=12
ч: 5=2
6: о=2
4·3=с
20: 4=а
12 3 2 6 10 8 5 с о б а ч к а
Этому гостю нужно еще решить задачку. Две собачки спали 4 часа. Сколько спала каждая?
Ребусы
Пример: Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)
Развивает логическое мышление и внимание задания вида "Продолжи ряд"
1,5,3,5,5,5,7,5,9,5
Или чередование может быть по одному из признаков: цвету, форме, размеру. Может быть чередование по двум признакам и даже по трём.
Веселые задачи в стихах
Задачи занимательного характера
Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).
Разминка: работа проходит в форме учебного диалога, используются репродуктивные задачи, цифровые диктанты. Учитель, оценивая варианты решения, обращает внимание на ошибки, неточности, вскрывает причины их возникновения.
Задачи от дяди я Степы – милиционера:а) Ширина проезжей части дороги 15 м. зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?б) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?
Математический диктанта) запишите натуральное число, следующее за 339, за 1089, за 999.б) запишите натуральное число, предшествующее числу: 426, 151, 1021.в) запишите все трехзначные числа, каждое из которых содержит 9 сотен и 9 единиц.
Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, английский языки, история, география и т. д.)
Задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся. Например:
Сколько:
дней в неделе, из них выходных?
времен года, зимних месяцев?
месяцев в году, кроме летних?
гномов у Белоснежки?
глаз и бровей у человека?
букв в названии нашей страны?
букв в названии птицы белобоки?
углов у стола; а если один отпилили, то сколько осталось?
На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец на двухколесном. Сколько всего было колес?
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Каким по счету является «б» в названии последнего месяца осени?
Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
Какое число считается у нас несчастливым?
Математические сказки.
Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка".
Вышеописанные приемы работы можно комбинировать.
Занимательные и игровые моменты я использую на всех этапах урока.
Минутка чистописания.
Например, на минутке чистописания можно предложить детям отгадать, какую цифру будем сегодня писать: Пробежала сороконожка По сорока дорожкам,
По сорока низинкам, По сорока тропинкам.
Одновременно на этом этапе можно провести математический диктант. Дети тренируются в написании цифр, а также совершенствуются вычислительные навыки.
6 разделить на два
5 умножить на 1
делимое 16 делитель 2. Найди частное.
первый множитель 1, второй множитель 7. Найди произведение.
Устный счет. Во время проведения устного счета большим успехом пользуется игра "Не зевай". Я использую ее для проверки знания табличных случаев умножения и деления, а также для активизации внимания учащихся во время устного счета. Суть игры: учитель называет пример на табличные случаи умножения или деления и кидает мячик кому-нибудь из учеников. Ребенок ловит мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю. Главной особенностью этой игры является возможность увлечь сразу весь класс и проверить знания каждого учащегося.
Найдите неизвестное слово:
а) 2х – 5 = 5
СОПКА
СОК
8 – х = 5
б) 5х + 1 = 6
СТАНОК
?
15 – 2х = 5
Найдите пропущенное число:
?
165
170
83
88
?
?
26
52
11
?
44
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например: урок КВН, урок – путешествие, урок - праздник, урок – игра, урок - исследование.
И в заключении хотелось бы сказать, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника оказает:
ежедневное включение в учебный и воспитательный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или внеурочных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
разнообразие форм проведения.
Творчество, значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие. Мэри Лу Кук.
Творите сами и учите этому детей!
15