«Внутри, вне, на границе»
Урок математики в 1-м классе «Внутри, вне, на границе»
Цели
ознакомить с геометрическими понятиями , “границы”, упражнять учащихся в их нахождении;
закреплять навыки счёта в пределах 3;
развивать пространственное мышление, самоконтроль и самооценку;
расширить кругозор учащихся;
воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование: рисунки с изображением Ластика и Карандаша;
у детей конверты с выражениями, цветовые карточки синего, красного и зелёного цветов, рабочие тетради с шифровкой, учебник математики – 1 ч.
цветовые магниты по кол-ву детей для самооценки красного, жёлтого и зелёного цветов;
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачного урока.
А чтобы всё получилось, давайте возьмём девиз:
“Ни минуты не терять, стремиться знанья получать!”
2. Графический диктант
Учитель: - А получать новые знания нам поможет…Отгадайте, кто:
“Если ему работу дашь – зря трудился карандаш” /Ластик/
(На доске картинка с изображением Ластика )
- Ластик пришёл со своим другом. Каким, вы догадаетесь, выполнив графический диктант (совместно с учителем, один ученик вызывается к доске): 2клеточки вправо - вверх наискосок, 7 клеточек вправо, 4 клеточки вниз, 7 клеточек влево, 2клеточки влево - вверх наискосок. (образец на доске).
- Проверьте по образцу на доске.
Покажите те, у кого также, как на образце. У кого ошибки? В чём?
Какая получилась фигура? (пятиугольник, замкнутая ломаная линия из 5 звеньев).
- На какой предмет похожа фигура? (на карандаш). А если повернем, то на что похожа фигура? (ракета, забор, и т.д.) Так кто же друг Ластика? /Карандаш/
(Появляется рисунок Карандаша).
Ребята, а скажите чем мы сегодня с вами будем заниматься?
3. Ориентировка в пространстве
- Украсим наш Карандаш цветовыми точками – магнитами. /коллективная работа на доске/
а) Поставьте красную точку, чтобы она находилась внутри ломаной.б) Синим цветом поставьте точку так, чтобы она находилась снаружи , справа от ломаной линии, сверху …в) Зелёным поставьте точку так, чтобы она находилась на ломаной линии.
/Рассматривается несколько вариантов постановки цветовых точек./
4. Физ. Минутка - Встаньте дети, возьмитесь за руки. Какая фигура получилось? (круг, овал) - На какую фигуру похоже кольцо хоровода? (на доске рисую круг) - Какой предмет появился внутри круга? - Ваши предметы я нарисую точкой (магнит). (ВНУТРИ) - Кто не попал в круг? Т.е. он вне круга. Как мы покажем на чертеже, что вне круга? - Назовите цвет точки, которая живёт вне круга?
- Назовите цвет точки, которая живёт внутри круга?- Ребята, а Вас я отмечу палочками, так как вы образовали границу фигуры? (на линии) - Отметим. - Что находится между красной и синей точкой? (МЕЖДУ) - Сколько точек отметили внутри круга? Вне? На линии? - Итак, давайте подумаем, какая тема урока? Что на уроке вы должны знать? Уметь?
- Карандаш очень доволен вашей работой, на 1 мин.он превратил ваши носики в грифель карандаша.“Нарисуем” овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
5. Работа над новым материалом
а) Примеры с расшифровкой:
- Карандаш и Ластик принесли вам в конвертах то, без чего нельзя обойтись на сегодняшнем уроке.
в) Формулирование темы и целей урока:
Исходя из упражнения, которое мы с вами сделали, как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Будем находить что находиться внутри, вне, на границе!
А сейчас, закройте глаза мы с вами отправимся, в путешествие на озеро Байкал!! (звучит мелодия поезда, картинка озера). Давайте определим границы, что находиться внутри, и что находиться вне!!!
А сейчас открываем учебники с 48 и выполним задание №2
Вывод: - Как же называется линия вокруг области? /граница/
6. Закрепление нового материала
а) Практическая работа:
*работа в парах
- На каждой парте лежат карандаш, ластик, цветной лист бумаги. Карандаш и ластик пригласили друг друга в гости, но ластик живёт внутри, а карандаш вне границы. Покажите, где живёт ластик, а где карандаш. Работа в парах. Один ребёнок идёт к доске для проверки.
Физ.минутка
“Только в лес мы вошли –(шагают на месте)Полетели комары. /хлопки руками руками/Дальше по лесу шагаем,Грибы, шишки собираем. /наклоны вперёд/Медведя, зайчика встречаем.У медведя дом большой , /руки вверх, тянемся за руками/А у зайки маленький. /приседаем/
д) Самостоятельная работа:
Ластик и Карандаш заспорили, какие выражения расположились вне области поляны, какие на линии границы, а какие внутри границы. Помогите им разобраться.
Для этого каждый из вас будет работать самостоятельно.
Инструктаж: Работать будем в карточках. Найдите значение выражения которые находятся внутри, на границе, вне? Начали работу. Закончили работу.
Проверка по рядам.
7. Итог урока
- Наше путешествие с Ластиком и Карандашом подходит к концу.
Вернёмся к девизу, с которого начали урок.
Удалось ли нам ни минуты не терять? /Да, мы многое успели сделать. /
Вспомните, какая цель нашего урока? Чему мы учились? Удалось ли каждому из вас достигнуть цели? Покажите при помощи цветовых магнитов. Напоминаю, критерии самооценки на плакате.
Зелёный круг Со всеми заданиями на уроке справился легко. Я очень доволен собой !Синий круг В основном со всеми заданиями на уроке справился. Вполне доволен собой.
Красный круг Не все задания на уроке давались мне легко. Но я старался.
Сюрпризный момент:
- Ластик и Карандаш благодарят вас за хорошую работу и дарят карандаши с ластиками, которые пригодятся на каждом уроке.