Программа внеурочной деятельности в 5 классе мой первый шаг в науку



Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка.
3. Литература
4. Календарно - тематическое планирование.
Введение
Программа внеурочной деятельности «Мой первый шаг в науку» в 5 классе составлена на основе документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Устав МКОУ ООШ п. Попов Порог(утвержден приказом УО администрации).
Важным направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования
научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного,
экоцентрического сознания. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.
В школьном образовательном процессе естественнонаучное
направление представлено различными предметами учебного плана:
математика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия,
информатика. Чаще всего школьники воспринимают эти предметы
обособленно друг от друга. Поэтому важной проблемой современного
естественнонаучного образования является понимание принципов
системности, преемственности и интеграции знаний в изучении явлений
природы, что отражено в данной программе
Пояснительная записка.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы курса «Проектная деятельность» внеурочной деятельности разработана с учетом особенностей второй ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в МКОУ ООШ п. Попов Порог
Программа «Проектная деятельность» рассчитана на учащихся 5 класса.
Основные направления – научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное. Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Мой первый шаг в науку», имеет научно-познавательную направленность.
Общая характеристика программы курса «Проектная деятельность»
Основной формой работы являются учебные занятия, на которых
предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и
экспериментов. Учебный материал вводится последовательно, чтобы у
ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы.
На занятиях в доступной и популярной форме рассказывается об основных
законах физики и химии.
Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Проектная деятельность носит как групповой характер так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете, консультации с родителями и т. д.).
Участники программы: дети 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры.
Сроки реализации: 2015г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Основные принципы деятельности педагога на учебных занятиях:
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании
с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематическая последовательность занятий;
- наглядность
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, развитие умений
говорения и слушания, развитие устной связной речи с опорой на
жизненный опыт ребёнка.
Задачи:
Формирование представлений о различных предметах и явлениях
окружающего мира;
Развитие навыков исследовательской деятельности, общения,
творческих способностей, психических процессов.
Формирование положительной школьной мотивации.
Развивать логическое мышление при решении задач и выполнении
простейших опытов.
Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.
Увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что
позволяет обучающимся разобраться в сложных законах физики.
Показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого,
показать историческую значимость их работ.
Средствами реализации программы курса является:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
стимулирование обучающихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
использование на занятиях различного дидактического материала,
позволяющего обучающихся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ,
значительно усиливает интерес учеников.

Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
- уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире;
- уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- уверенно выделять объекты предметного мира;
- стремление добиваться лучших результатов , развивать свои
индивидуальные способности.


Продолжительность занятий: 40 мин. Кол-во занятий: 15

Описание места программы курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
Преподавание курса «Проектная деятельность» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебных кабинетах физики и информатики. Она включает проведение опытов, наблюдений, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный библиотекарь, родители школьников.
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Проектная деятельность»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, ставить опыты, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Литература.
Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.
«Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
«Мои первыё научные опыты», Ридердз Дайджест, 2008г.

Содержание программы


Название
раздела
Кол-
во
часов
Элементы содержания
Планируемые результаты освоения программы

1
Вещества и материалы
12
- молекулы
- свойства разных веществ и материалов
- химические соединения
- кулинарные премудрости
- знать свойства различных материалов
- знать и соблюдать правила проведения экспериментов

2
Защита проектов
3




Тематическое планирование
( 1 полугодие)


Тема занятия
Кол
–во
часов
Форма занятия

1
Правила безопасности при проведении опытов
1
теоретическая

2
Молекулы - силачи
1






практическая (проведение опытов)

3
Как ведёт себя вода
1


4
Чудесные ткани
1


5
Изучаем бумагу
1


6
Металлы
1


7
Кислоты и щелочи
1


8
Плавучесть
1


9
Плотность
1


10
Удивительные смеси
1


11
Химические соединения
1


12
Кулинарная премудрость
1


13-15
Защита проектов
3










Заголовок 115