Технологическая карта урока географии по ФГОС по теме: Мир, в котором живем


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
1 2
Тема «Мир, в котором мы живем»
Цель Содержательная (формирование системы понятий) – формирование представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии;
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – ориентироваться в структуре учебника и умение находить необходимый материал, анализировать полученную информацию.
Задачи Образовательные: сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы».
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
- учащийся научится: приводить примеры географических описаний объектов и явлений; различать объекты «живой природы» и «неживой природы»;
- учащийся получит возможность научиться: объяснять взаимосвязь объектов «живой» и «неживой» природы; приводить примеры изменения природы человеком в своей местности.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
«живая природа», «неживая природа», «явления природы» - физические. биологические
Межпредметные связи
География, биология, экология
Ресурсы:
основные
дополнительные ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.
Форма урока
Формы учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, технологической картой
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.
Какие науки вы изучали в начальной школе?
Какой школьный предмет посвящен изучению природы?
Какие вы знаете науки, изучающие природу?
Как вы думаете, что мы узнаем на уроках географии, и на какие вопросы ответит предмет «география»?
На многие вопросы вам поможет ответить учебник, если вы его научитесь внимательно читать, понимать его. Найдите в тексте учебника «введение» как правильно пользоваться учебником?
Наш учебник нас приглашает к новым открытиям и путешествию по стране знаний, по планете Земля! Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Называют различные науки из курса начальной школы.
Называют: «Окружающий мир».
Вспоминают естественные науки; делают вывод о том, что география – одна из наук о Земле.
Высказывают свои предположения.
Зачитывают правила пользования учебником.
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения, умение вести беседу, кратко формулировать мысли в устной форме.
Познавательные: общеучебные - работа с ресурсами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. Как вы думаете, с какой темы мы начнем путешествие по стране «география»?
2. Что такое природа? Что вы знаете о мире, в котором мы живем?
3. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
4. Какой ожидаете результат?
Выходят с помощью учителя на тему «Мир, в котором мы живем», записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации 1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, какие поставим перед собой задачи?
Для достижения цели урока, необходимо рассмотреть из чего состоит природа.

1. Определяют цель урока –узнать об окружающем мире.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания. Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала) «Школа географа-следопыта»
Заполнение таблицы: «Природа».
Проверка правильности заполнения таблицы.
Вспомним, какие процессы происходят в природе?
Найдите определение «Явление природы» и запишите в таблицу.
Приведите примеры явлений, происходящие в живой и неживой природе.
Какие явления изображены на фотографиях рис. 5?
На облик нашей планеты оказывает влияние человек, используя текст учебника, заполните таблицу, приведите примеры положительного влияния и отрицательного влияния.
Люди, каких профессий изучают природу?
Физкультминутка. Работа в парах. Заполняют таблицу, используя текст параграфа 1 (1,2 пункты) и рис. 1,2,3,4,5:
«Природа»
Живая природа Неживая природа Взаимосвязь живой и неживой природы Явления природы
Определение:
все многообразие организмов, включая человека Определение:
Вода, суша, воздух, почва, недра Земли Живые организмы в почве; корни забирают из почвы воду… Определение:
Процессы, происходящие в природе и изменяющие её
Примеры:
Гриб, мышь, ягодный куст… Примеры:
Ручейки, реки, озера, равнины. Пригорки, полезные ископаемые… На камнях живут лишайники… Примеры:
физические:
дождь, гроза, снег, ветер…
биологические:
изменение окраски меха у некоторых животных, листьев у деревьев…
Внимательно слушают, комментируют и корректируют ответы.
Высказывают свои предположения.
Записывают определение.
Записывают примеры явлений природы в таблицу.
Приводят примеры.
Заполняют таблицу, используя текст параграфа 1 (3 пункт) и рис. 6,7:
Влияние Человека на природу
Положительное влияние Отрицательное влияние
Высказывают свои предположения.
Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь, профориентация
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
- осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала 1. Что составляет мир живой природы?
2. Что составляет мир неживой природы?
3. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
4. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать? Отвечают на вопросы. Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа 1. Организует индивидуальную работу – тестирование.
Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
способа действия;
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы. Регулятивные: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знании в систему
и повторение (рефлексия содержательная) Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Подумайте:
Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.
1. Включение новых знаний в систему знаний.
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось?
Какие действия вы совершили на уроке, чтобы доказать следующее утверждение…
Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
Прием «Острова». На настенной карте изображены острова: «о. Радости», «о. Грусти», «о. Недоумения», «о. Тревоги», «о. Ожидания», о. Просветления», «о. Удовольствия», «о. Воодушевления». Прикрепите свой корабль на остров, который отражает ваше настроение, ваши чувства.
Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление отметок особо активным обучающимся.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Ответы обучающихся.
Располагают каравеллы на настенной карте. Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание 1. Обязательное для всех:
§1, вопросы после § «Проверьте свои знания».
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
мини-сочинение -
что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.