Рабочая программа на предпрофильный курс 9 класса на тему Гидростатика
курс предпрофильной подготовки по физике учащихся
9 классов
Автор: Т.Г.Зинченко, учитель физики
г. Новочеркасск Ростовской области
Руководитель:
М.С. Атаманская к.п.н. доцент кафедры
математики и естественных наук
г. Ростов- на- Дону
Введение.
Человек освоил практически всю сушу Земного шара. Количество народонаселения постоянно растет. Более половины суши Земного шара скрыто под водой? Что такое океан, море и что они скрывают? Как приспособились живые существа к жизни в такой среде? Как можно приспособить океан для жизни человека? Издавна эти и многие другие вопросы будоражили человеческие умы. Постепенно из века в век человек осваивал водную среду. Он познавал законы жизни другой среды и что у этой среды общего с привычным для нас воздушным океаном. «Подглядывал» у живой природы способы освоения водной среды. Но до конца Посейдон еще не раскрыл свои тайны. Человек сегодня имеет, кажется, наилучшие конструкции кораблей, подводных лодок и аппаратуры для исследования подводного мира, но нет предела человеческой творческой научной мысли. Корабли становятся все быстрее, подводные лодки все глубже опускаются в океан и дольше проводят времени под водой, а ученые оснащены таким оборудованием, что могут вести научные наблюдения в подводных лабораториях и не одни сутки. Все это заслуги в первую очередь науки физики. А что будет завтра? Вот на этот вопрос сможет ответить уже нынешнее поколение молодых людей – нынешние ученики.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной ориентации и рассчитан на 18 часов. Содержание данного курса расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Гидромеханика». В школьном курсе эта тема затрагивается только в 7 классе, т.е. только в начале изучения физики и больше к этой теме школьники не возвращаются, следовательно, знания и навыки к окончанию как основной, так и средней школы в большинстве случаев утрачиваются. Главной задачей курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения и расширение информации по вопросам гидромеханики. В содержание курса включены вопросы теории и практики применения физических знаний.
В программе предусматриваются такие формы работы как лекции, наблюдения и объяснение опытов, анализ информационных источников, составление и решение задач как расчетного, так и оценочного характера, устные сообщения учащихся, практические работы. Кроме этого программа предполагает развитие коммуникативных умений при работе в группах.
Курс носит межпредметный характер, т.е. использует связи с химией, математикой, информатикой, черчением.
Курс направлен на достижение следующих дидактических целей:
Создания условия для формирования взгляда на иную - водную среду, функционирование которой подчиняется физическим законам;
Расширить информацию и углубить представления о законах водной среды;
Создать условия для овладения приемами анализа процессов происходящих в воде;
Создание условий для развития интеллектуальных способностей (критического мышления, анализа возможных последствий на основании аналитического, логического и интуитивного мышления);
Вырабатывать навыки работы в команде, небольшой группе и индивидуально.
Учитель с помощью данного курса решает следующие методические задачи:
Помочь учащимся познать возможности среды отличной от воздушной;
Научить ребят на основе теоретических знаний и эксперимента объяснять физические явления;
Научить ребят проводить измерения объема, массы, давления и делать расчеты плотности веществ, силы Архимеда, силы выталкивающей.
Научить подбирать материал и делать расчеты, решать конструктивные задачи по построению и использованию плота для путешествия по воде;
Научить использовать возможности компьютерных технологий для представления результатов познавательной и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
Объективная самооценка учащихся при выборе естественнонаучного профиля;
Расширение навыков решения как теоретических, так и практических задач в группах и индивидуально;
Приобретение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
Приобретение навыков представления результатов практической деятельности в виде презентаций, публикаций, рефератов.
Осознание единства окружающего нас мира.
Содержание программы
1.Введение. Организация занятий.
Знакомство с курсом и организацией работы. Формирование групп.
Обсуждение планов работы групп. Входное тестирование. 2. Строение воды и воздуха.
Строение воды с точки зрения МКТ. Причины подвижности жидкости. Структура водного и воздушного океанов. Составление таблиц анализа сходства и различий двух океанов.
3. Особенности необыкновенного в мире «обыкновенного вещества».
Смачиваемость и капиллярность. Поверхностное натяжение. Решение экспериментальных, качественных и количественных задач.
4. Плотность и давление жидкости.
Определение плотности воды опытным путем. Возможности изменения плотности воды. Причина возникновения давления внутри жидкости и его изменения. Закон Паскаля.
5. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Определение выталкивающей силы. Веса тела в жидкости. Зависимость силы Архимеда от плотности жидкости. Определение грузоподъемности судов.
6. Закон постоянства потока жидкости в трубе (уравнение неразрывности струи). Зависимость давления жидкости от скорости его течения (уравнение Бернулли).
7. Разработка и защита проектов.
Составление планов работы групп. Сбор и анализ информации из различных источников по проблемам групп (справочной литературы, энциклопедий, периодической печати, Интернета и др.). Разработка макетов презентаций, публикаций, отчетов, моделей. Создание компьютерных презентаций, публикаций, отчетов. Выполнение моделей.
8. Итоговое занятие (1 ч.).
Выставка отчетов, моделей, компьютерная презентация проектов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Вид работы
1.
Вводное занятие
1
Проблемная лекция с элементами диалога. Тест.
2.
Строение воды и воздуха.
1
Составление сравнительных таблиц
3.
Особенности необыкновенного в мире «обыкновенного вещества».
2
Лекция. Проведение и объяснение опытов. Решение задач.
4.
Плотность и давление жидкости
2
Экспериментальные задания. Решения задач
5.
Закон Архимеда. Условия плавания тел.
2
Лекция. Решение задач
6.
Зависимость давления жидкости от скорости его течения (уравнение Бернулли)
2
Лекция. Объяснение опытов.
7.
Разработка проектов. Планирование работы.
9
Сбор информации, подготовка отчетов, создание презентаций, рефератов и т.д.
План-график разработки проекта
№
п/п
Содержание работы
Методы работы
Форма отчетности
Сроки
Исполнители
Формы работы учителя
1.
Организационная работа внутри группы.
Составления плана и графика работ. Распределение обязанностей
План, график
11 занятие
Весь класс
Консультации
2.
Сбор материалов их различных источников
Сортировка материалов после посещений библиотек, Интернета, магазинов.
Конспекты, отчеты о результате сбора информации
12-13 занятие
Весь класс
Проверка собранных материалов, консультации
3.
Подготовка макетов проектов, подготовка графического материала
Составление планов рефератов, черчение, расчеты, подбор мест для фотографий.
Обсуждение в группе результатов.
Планы рефератов, буклеты, записи компьютерной презентации
14-16 занятие
Весь класс
Просмотр результатов. Консультирование
4.
Подготовка к защите проектов
Обсуждение и составление выступлений
Доклады, рефераты, компьютерные презентации
17 занятие
Весь класс
Оценка готовности групп к защите. Консультирование
5.
Защита проектов
Выступления, дискуссия, рефлексия
Выступления групп по защите проектов, отзывы гостей
18 занятие
Весь класс
Рецензирование,
рефлексия
Предпрофильный курс
Вводный тест
1. Какие частицы составляют молекулу воды?
А. Два атома кислорода и один атом водорода.
Б. Два атома водорода и два атома кислорода.
В. Два атома водорода и один атом килорода.
2. В какой воде надо замочить горох для варки супа, чтобы он разбух скорее?
А. в холодной
Б. в горячей
В.все равно
3. Имеются четыре одинаковых стакана, заполненных разными жидкостями (вода, ртуть, бензин, масло). Высота уровней жидкостей одинакова. В каком из сосудов давление на дно наименьшее?
А. в стакане с маслом
Б. в стакане с бензином
В. Во всех стаканах одинаковое
4. Каким прибором можно измерить давление жидкости.
А. Манометром
Б. Барометром
В. Динамометром.
5. Открытием какого ученого мы пользуемся каждый день, когда по утрам берем тюбик с зубной пастой для того, чтобы почистить зубы.
А. Ломоносова М.В.
Б. Ньютона И.
В. Паскаля Б.
6. Какие единицы измерения используют для измерения давления.
А. Ньютоны.
Б. Паскали.
В. Кулоны.
7. Какие силы действуют на погруженное в воду тело?
А. сила упругости и выталкивающая сила.
Б. сила тяжести и выталкивающая сила.
В. Сила тяжести и сила трения
8. В каком из морей легче всего плавать человеку?
А. Черном море
Б. Красном море
В. Азовском море.
9. Какой из перечисленных аппаратов применяется учеными для глубоководных исследований?
А. Батискафы
Б. Дирижабли
В. Стратостаты
10. Что общего между морской медузой и ракетой?
А. способ передвижения
Б. формы
В. Цвет
13PAGE 15
13PAGE 14215
«В гостях у Посейдона»15