Воспитание ценностного отношения к природе
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде на логопедических занятиях
Вы любите природу? Любите ли вы природу – частицу своей Родины – той любовью, которая в решительную минуту суровых испытаний станет источником подлинного героизма?
Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает человек новые силы для свершения реальных грандиозных дел, граничащих с фантастикой.
К.Д.Ушинский подчёркивал особую роль чувственного восприятия природы для развития ребёнка, поэтому одним из направлений воспитания учащихся начальной школы является: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), которое основано на национальных ценностях: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Общие задачи по данному направлению:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным;
В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности. На это указывали все педагоги, внесшие определённый вклад в методическую систему ознакомления младших школьников с окружающим миром – это и А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П.Ягодовский, П.В.Завитаев, М.Н.Скаткин, А.М.Низова и др. Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.
Анализ тематического планирования логопедической работы позволяет сделать вывод, что в его содержании заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Задачи, которых: 1. Расширение, уточнение знаний учащихся, полученных на занятиях; 2. Получение дополнительных сведений о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу; 3. Формирование ответственного отношения учащихся к природе, т.е. формирование у младшего школьника экологического сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.
В планирование включены лексические темы: «Лес», «Цветы», «Рыбы», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Планета Земля», «Времена года» и т.д. Работа с разнообразным речевым материалом экологического содержания, деформированными предложениями и текстами позволяет развивать связную речь, расширять словарный запас и познавательный интерес к природе.
Игры-тренинги экологического содержания, например «Спаси птенца» Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.
Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».
Преодолевая препятствия на занятиях-путешествиях, дети не только получают знания о деревьях, цветах, грибах, птицах, морских животных, но и узнают о красоте природы родного края, о том, что о природе надо заботиться, охранять. Вместе с героями занятий они учатся сопереживать, оказывать помощь слабым и беспомощным.
Очень важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы.
Ориентировочная минимальная диагностика изучения воспитанности ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Основные отношенияпоказатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств
Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к береж-ному отношению других;2 - любит и бережет природу;1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;0 - природу не ценит и не бережет.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Методы диагностики учащихся и материалы
Незаконченные предложения
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто ничего плохого не делает для природы: не мусорит, не разжигает костры, не ломает ветки деревьев.
2. Я думаю, что плохой – это тот, кто рушит природу
Примеры проективных тестов
Закончи предложение: «В последние дни меня огорчило, что я не гулял в лесу, в парке.
Закончи предложение: «В последние дни меня порадовала прогулка по лесу»
Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удастся помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.