Календарно-тематическое планирование по курсу «Кубановедение» 4 класс
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Кубановедение» 4 класс
№ урока Содержание (разделы, темы) Количество часов. Даты проведения Основные виды учебной деятельности (УУД) Оборудование
план факт 1 четверть (9 часов)
Введение (1 ч.)
1 Мой край на карте России. 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. Презентация.
Береги землю родимую, как мать любимую (11 ч.)
2-3 Природные зоны Краснодарского края. 2 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Слайды.
4 Кавказский биосферный заповедник. Заказники. 1 Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Слайды.
5-6 Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. 2 Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определить пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Карта Кр. края, слайды.
7 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 Характеризовать основные виды почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почв для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией ( в том числе и лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв. Презентация, образцы почв.
8-9 Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. 2 Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Презентация, коллекция полезных ископаемых.
2 четверть – 7 часов
10 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 1 Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Презентация.
11-12 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 2 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Презентация.
Земля отцов – моя земля (13ч.)
13 Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. 1 Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Слайды.
14 Древние жилища. Современный облик края. 1 Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Слайды.
15 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. 1 Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. Презентация.
16 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Слайды.
3 четверть – 10 часов
17 Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. 1 Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Презентация.
18 Письменные источники. 1 Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Слайды.
19-20 Устная история родного края. 2 Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Слайды.
21 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Презентация.
22 Современная административная карта Краснодарского края. Районы Краснодарского края. 1 Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Административная карта Кр. края.
23 Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. 1 Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Презентация.
24-25 Земля отцов – моя земля (проектная деятельность). 2 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Презентация.
Жизнь дана на добрые дела (9 ч.)
26 Просветители земли кубанской. 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Слайды.
4 четверть – 8 часов
27-28 Защитники Отечеств. 2 Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные принадлежности, предметы, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие Презентация.
29 Труженики полей. 1 Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Слайды.
30-31 Родетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. 2 Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).Слайды.
32 Ты – наследник земли отцов. 1 Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. Слайды.
33-34 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 2 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Презентации.
ИТОГО: 34 ч. Тематическое планирование
по курсу «Кубановедение» 4 класс
Номер урока Содержание (разделы, темы) Основные виды учебной деятельности (УУД)
1 четверть (9 часов)
Введение (1 ч.)
1 Мой край на карте России. Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы – соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.
Береги землю родимую, как мать
любимую (11 ч.)
2-3 Природные зоны Краснодарского края. Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
4 Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.
5-6 Естественные и искусственные водоёмы Краснодарского края. Использование и охрана водоёмов. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определить пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов.
7 Типы почв. Защита и охрана почв. Характеризовать основные виды почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почв для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией ( в том числе и лесополоса). Составлять письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв.
8-9 Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.
10 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.
11-12 Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Земля отцов – моя земля (13ч.) 13 Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.
14 Древние жилища. Современный облик края. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
15 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.
16 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.
17 Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
18 Письменные источники. Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем.
19-20 Устная история родного края. Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.
21 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.
22 Современная административная карта Краснодарского края. Районы Краснодарского края. Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов.
23 Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.
24-25 Земля отцов – моя земля (проектная деятельность). Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
Жизнь дана на добрые дела (9 ч.) 26 Просветители земли кубанской. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
27-28 Защитники Отечеств. Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные принадлежности, предметы, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие
29 Труженики полей. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.
30-31 Родетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).32 Ты – наследник земли отцов. Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.
33-34 Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
ИТОГО: 34 ч.