Конспект по трудам Рельефная бумага
Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе
Класс: 4А
Тема урока
«Рельефная бумага»
Цель
Развитие художественно – творческих способностей детей через создание рельефной бумаги для изготовления аппликаций.
Задачи
Образовательные: 1) систематизировать знания детей о видах и свойствах бумаги; познакомить с понятием «рельеф», сформировать представления о приемах изготовления рельефной бумаги;
2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;
3) обучить приёмам выполнения рельефной бумаги: подбору бумаги с учетом ее свойств, смачиванию, сжиманию, высушиванию;
Развивающие: способствовать развитию образного, художественного, аналитического и технологического мышления; мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.
Воспитательные: способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.
Планируемые результаты
Предметные:
иметь представление
знать
уметь
Формируемые УУД:
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
Основные понятия
рельеф, аппликация
Межпредметные связи
математика, изобразительное искусство, русский язык
Оборудование
Оборудование учителя:
Образец готовой рельефной бумаги, образцы аппликативных работ из рельефной бумаги; пооперационная последовательность выполнения рельефной (жатой бумаги) слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (рельеф), правила безопасной работы с материалами и инструментами;
Оборудование учащихся:
Материалы: цветная бумага для аппликаций, вода.
Инструменты: ножницы.
Приспособления: клеенка, чаша для воды, салфетка (тряпочка)
Литература, интернет-ресурсы
Литература Проснякова, Т.Н Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса – 2е издание, перераб. –Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
Ход урока
Задачи этапа урока
(вида работ)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
-Здравствуйте ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Урок труда – урок искусства,
Урок добра и доброты.
Добро творить – себя веселить.
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять.
1 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели
2 мин.
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Для того что бы узнать нашу тему, нужно разгадать загадку.
Склеить корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная...
-Что это? (бумага)
Сегодня у нас тема «Рельефная бумага».
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
III. Вводная беседа
3-5 мин.
Систематизировать знания детей о видах и свойствах бумаги; познакомить с понятием «рельеф», сформировать представления о приемах изготовления рельефной бумаги;
способствовать развитию образного и художественного мышления
Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации
-Мы будем работать с бумагой.
-Какие виды бумаги вы знаете? (Ответы детей).
-Какие виды бумаги есть у нас в классе? (Ответы детей).
Давайте выясним, какая она бывает.
-Толстая, тонкая. Жесткая, упругая. Белая, цветная.
А что можно с ней делать? (Ответы детей).
-Как вы считаете, каким свойством должна обладать бумага, чтобы она получилась рельефной? (показываю)
-Она должна быть не толстой, содержать достаточно немного клея.
Что такое рельеф?
-Кто как считает?
Рельеф это выступ, выпуклость, подъем.
-Чем должна обладать эта рельефная бумага?
-Вы, ребята, сегодня будете выполнять эту рельефную бумагу.
-Давайте рассмотрим, ребята, где в дальнейшем может быть использована наша рельефная бумага. (Анализ образца)
-Можно из нее сделать вот такие аппликации? (Ответы детей).
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
высказывают свое мнение о практической значимости
(на слайде показываю виды бумаг, сравниваю их)
Знать:
виды изучаемых материалов, их свойства и названия
Познавательные УУД:
искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.
IV. Подготовка к практической работе
4-5 мин.
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения схемы, планирования работы
способствовать развитию аналитического мышления;
Показывает образец аппликаций; приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления.
Посмотрите на изделия, которые я вам приготовила. Из какого материала они изготовлены? В какой технике выполнены? (В технике аппликации из рельефной бумаги).
Для выполнения предложенных аппликаций нам необходимо создать рельефную бумагу, для этого сначала составим план работы:
План работы:
Выбор бумаги разных цветов для будущей аппликации.
Смачивание бумаги.
Формование складок на бумаге (создание жатой бумаги).
Высушивание.
Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме.
Составляют план практической работы
Знать конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.
Уметь: анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно-
логические задачи.
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и
· понимать речь других,
уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий,
V. Организация рабочего места
3 мин.
Закрепить навыки организации рабочего места;
выявить знания о
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены
Выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений; инструктирует по их размещению на рабочем столе; выявляет знания о правилах безопасной работы данными инструментами.
- Ребята, проверьте, все ли материалы, инструменты и приспособления у вас есть на столе
Материалы: цветная бумага, вода.
Инструменты: ножницы.
Приспособления: клеенка, чаша для воды, салфетки для удаления воды.
-Какие правила безопасной работы при работе с ножницами вы знаете? (Ответы детей).
-Какие правила вы знаете при работе с водой? (Ответы детей).
-Молодцы! Правила вы знаете, вот сегодня мы и применим их в своей работе.
Физминутка (электронная).
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями.
Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами
выполняют
физминутку
Уметь: организовы-вать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.
VI. Практическая работа
25-30 мин.
Закрепить навыки выполнения работы по плану;
обучить приёмам выполнения рельефной бумаги: подбору бумаги с учетом ее свойств, смачиванию, сжиманию, высушиванию; Способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.
способствовать развитию технологического мышления; мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.
Определяет критерии оценивания практической работы; проводит вводный и текущий инструктаж; предупреждает о возможных ошибках и путях их устранения; организует контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся; организует самостоятельную практическую работу детей.
- Сейчас мы отдохнули и перейдем непосредственно к самой практической работе.
Так, подготовим руки к практической работе (потрем их). Работу будете выполнять вместе со мной.
Критерии оценивания:
В работе будет оцениваться следующее:
1.Получение красивого рельефа на бумаге.
2. Применение правил обращения с водой и ножницами в своей работе.
-Нам необходимо получить новый материал - рельефную бумагу, поверхность которой покрыта различными рельефными узорами. Для этого требуется сделать бумагу более пластичной.
-Размочим ее в воде.
- Сейчас я вам раздам бумагу 10х10см, попробуем сделать 1 рельефную бумагу.
(Приготовьте чашку с водой, клеенку, тряпочку)
Замочим бумагу, пока она не станет мягкой. Для тонкой бумаги достаточно 5 секунд. Сожмите бумагу в комок, отжав всю воду.
Разгладьте бумагу на клеёнке и понемногу «собирайте» её к центру до образования мелких складок, которые прижмите пальцами, чтобы «схватились».
Промокните бумагу тканью, плотно прижав ее. Снимите ткань и высушите бумагу.
Отложите ее для полного высыхания.
Можно научиться получать из складок определенные рисунки, например, целое дерево. Выполните те же операции с мокрой, но не отжатой бумагой.
-Что у вас получилось?
Для получения бумаги с рисунками каменной кладки насыпьте в коробку крупу, уложите ее тесно, накройте мокрой бумагой и несколько раз сильно прижмите всеми пальцами рук, чтобы на бумаге проявился рисунок.
Время просушки может быть разным.
-От чего это зависит? (от толщины бумаги)
Бумагу для просушки оставляем в классе, сейчас определим место для ее высушивания. А на следующем уроке выполним из них аппликации.
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту
Уметь: правильно работать ручными инструментами, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций
VII. Подведение итога урока. Рефлексия.
3 мин.
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности
Обсуждение работы на уроке; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения;
выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям;
-Ребята, выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы! Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-Чему научились?
- Какие трудности встретились в практической работе?
-Все ли поставленные задачи выполнены?
-Где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения?
(Организует самооценку учебной деятельности).
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
VIII. Уборка рабочих мест
2 мин.
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место
Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,
организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала.
- А сейчас наводим порядок на рабочих местах.
Дежурные пройдут и уберут мусор в корзинку.
Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, на перемене вылейте воду, вымойте руки.
Наводят порядок на рабочем столе
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место
Учитель________
Методист________
MђЗаголовок 215