Картотека прогулок на год в детском доме Солнечный


Картотека прогулокВоспитательМалиновская М.В.ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный» ЯнварьПрогулка 1Наблюдение за берёзой зимой.Цели: — формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; — воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются). Ход наблюдения: Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима! Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.Воспитатель задает детям вопросы. — Как чувствуют себя деревья зимой? — Что с ними происходит? — В каком состоянии находятся деревья зимой? Трудовая деятельность. Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли. Цели: — учить работать сообща; — воспитывать трудолюбие. Подвижные игры:«Эстафета с обручами». Цели: — упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; — воспитывать ловкость, целеустремленность.  Индивидуальная работа : «Резвый мешочек».Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах. ЯнварьПрогулка 2 Наблюдение за снегом и льдом.Цели: —формировать реалистическое понимание неживой природы; — закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Ход наблюдения:Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.— Какой лед по цвету, на ощупь? — Какой снег по цвету, на ощупь? — Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через времяпосмотрим, что стало со льдом и снегом. Трудовая деятельность Уборка участка от снега.Цель: — закреплять представления о защитных свойствах снега.Подвижные игры:«Пожарные на ученье». Цель: — закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль.  ЯнварьПрогулка 3 Наблюдение за солнцем.Цели: — продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; — формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения:Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для постройкиледяных фигур.Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.Подвижные игры:«Пустое место», «Сделай фигуру».Цель: — учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.Индивидуальная работа: Элементы хоккея.Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.ЯнварьПрогулка 4 Наблюдение за вороной.Цели: —расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; —воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку: Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона.)— Кто это, как зовут эту птицу?— В чем особенности ее внешнего вида?— Где она живет?— Чем питается?— Есть ли у нее враги?Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу. Трудовая деятельностьРасчистка участка и дорожек от снега и мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить нача­тое дело до конца. Подвижные игры«Встречные перебежки», «Попади в обруч». Цели: —повышать двигательную активность детей на прогулке; —развивать меткость, ловкость, выносливость. Индивидуальная работа. Прыжки через скакалку.Цель: развивать двигательную активность. ЯнварьПрогулка 5 Наблюдение за сезонными изменениями.Цели: — формировать представления об изменениях в природе;учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); — закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.Ход наблюдения:Снег да вьюжные узоры,В поле вьюги, разговоры.Холод, полутьма...День — коньки, гора, салазки,Вечер — бабушкины сказки.Вот она — зима!Воспитатель загадывает детям загадки.Гуляет в поле — да не ночь.Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:Бледная луна — к снегопаду.Если вокруг солнца туманный круг — к метели. Заканчивается январь, скоро придет февраль. В феврале зима с весной встречается впервой. Февраль — бокогрей. Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб.  В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.Воспитатель задает детям вопросы.Назовите все зимние месяцы.Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?Назовите признаки февраля.Трудовая деятельностьУкрашение участка цветными льдинками. Цели: — учить работать в коллективе; — развивать эстетический вкус. Подвижные игры«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». Цели:продолжать учить прыгать гигантскими шагами;начинать игру по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цели: — упражнять в скольжении; — учить приседать во время скольжения. ФевральПрогулка 1Наблюдение за синичкой.Цели:— формировать представления о зимующих птицах, о за боте человека о них; — учить узнавать их по внешнему виду. Ход наблюдения:Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!» — Приглашает воробей. Г. ЛадонщиковВоспитатель задает детям вопросы. —Как выглядит синичка? —Как передвигается и чем питается? —Где зимует синичка? —Как она кричит? —Как человек заботится о ней? —Почему синичка осталась на зимовку?Трудовая деятельность Строительство горки на участке.Цель: — воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.Подвижные игры:«Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».Цель: — развивать ловкость, быстроту бега, внимание.Индивидуальная работаУпражнять в прыжках в длину с места.Цель: развивать ловкость, выносливость.ФевральПрогулка 2 Наблюдение за ветром.Цели: —формировать представление об одном из признаков зимы — метели; — учить определять направление ветра. Ход наблюдения: Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям И каждому кусту. Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. Обратить внимание: ветер переносит снег содного места на другое, не дает снегу опуститься на землю— это метель. Трудовая деятельностьСгребание снега в общую кучу для постройки горки.Цель: — работать сообща, получать радость от выполненной работы.Подвижные игры:«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю». Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.Индивидуальная работаИгровые упражнения при ходьбе по буму.Цель: закреплять умение держать равновесие. ФевральПрогулка 3Наблюдение за сиренью.Цель:  — совершенствовать знания детей о кустарниковых растениях. Ход наблюдения: Гроздья сирени махровой, чуть розоватой, лиловой,                Мокрые, после дождя, в вазу поставила я. Свежесть тенистого сада, тёплой и влажной земли, Запах душистой прохлады в дом мой они принесли. Сирень – один из древнейших культурныхкустарников, известный ещё в древности. Сирени не страш-ны ни морозы, ни сильные ветры, ни бедные почвы. У негосеребристо – серые ветви, покрытые нежно – зелёными,продолговатыми листьями.    Зимой сирень засыпает, укрывшись снежной пухо-вой шалью. А весной снова пробуждается и радует насароматом своих соцветий, собранных в великолепныегроздья.Трудовая деятельностьСбор снега для постройки горки для куклы. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры:«Два мороза», «Мы веселые ребята».Цель: — учить четко, проговаривать текст в игре, — соблюдать правила игры.Индивидуальная работаЗакрепление навыков катания с горки.Цель: учить спускаться с горки.ФевральПрогулка 4Наблюдение за снегопадом.Цели: — формировать представление о свойствах снега; — закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения:Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот. Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. В мороз снег поскрипывает под ногами. Снег — это очень много снежинок.Воспитатель задает детям вопросы.— Почему скрипит снег?— Какой на ощупь снег?— Из какого снега легче лепить? — На что похожи снежинки?—Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?Трудовая деятельность. Уборка участка от снега. Цель: — учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.Подвижные игры«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?». Цели: — продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; — закреплять умение прыгать. Индивидуальная работа. «Хоккей».Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах МартПрогулка 1 Наблюдение за проталинами.Цели: — учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; — формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.Ход наблюдения: Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава. (Е. Трутнева) К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны,верно, очень теплые ноги у весны. Воспитатель задает детям вопросы.:— Какие изменения произошли в природе весной?— Как изменился снег с приходом весны?— В каких местах вы наблюдали проталины?— Почему не везде появились проталины? Трудовая деятельность.Уборка участка после таяния снега. Цели: — приучать к чистоте и порядку; — воспитывать чувство прекрасного. Подвижные игры:«По проталинам», «На поляне».Цель: — развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от «ловишки».Индивидуальная работаРазвитие движений.Цели: — упражнять в развитии ловкости; — закреплять навыки мягкого приземления.МартПрогулка 2 Наблюдение за сосульками.Цели: — знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; — способствовать развитию эмоциональной сферы. Ход наблюдения: Шаловливые сосульки сели на карниз. Шаловливые сосульки посмотрели вниз. Надоело им свисать, стали капельки бросать. Целый день идет трезвон:— Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников Ребята, обратите внимание, что сосульки образу-ются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово«капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падаюткапли? Что растет вершиной вниз? (Сосулька.) Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.Трудовая деятельностьРасчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполне­нии трудовых действий. Подвижные игры:«Мы — капельки», «Живой лабиринт». Цели: — учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; — тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: — обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии; — развивать выносливость. МартПрогулка 3Наблюдение за погодой.Цели: — формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Ход наблюдения:Тает снежок,Ожил лужок,День прибывает,Когда это бывает? (Весной.) — Что изменилось с приходом весны? — Что стало чаще появляться на небе — Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?Трудовая деятельность Уборка экологической тропы. Цели: — учить видеть результат своего труда; — работать в коллективе. Подвижные игры:«Лесные тропинки», «Караси и щука».Цель: разнообразить движения в зависимости от условий (по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, перешагивать с проталины на проталину, идти спиной вперед, придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу).Индивидуальная работаРазвитие движений.Цели: — воспитывать бережное отношение к природе; — совершенствовать умение в беге и прыжках.МартПрогулка 4Наблюдение за сорокой.Цели: — пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; — учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; —воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход наблюдения:Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.) —Что это за птица, как она выглядит? —Вьет ли сорока гнезда, зачем? —Какие заботы у птицы весною? —Как они берегут свое потомство? —Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)Трудовая деятельностьПосыпание скользких дорожек песком. Цель: — воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.Подвижные игры: «С кочки на кочку». Цели: —учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; —воспитывать дружелюбие. «Достань до мяча».Цели: — продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; — ударять по мячу одновременно обеими руками.Индивидуальная работа. Развитие движений.Цель: — тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа. АпрельПрогулка 1Наблюдение за солнцем.Цель: — помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.Ход наблюдения:Люди добрые, солнцу красному, лику ясномуПоклоняйтеся, улыбайтеся распрекрасному. В. Брюсов Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.Воспитатель задает детям вопросы. — Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? — Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? — Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?Трудовая деятельность Расчистка дорожек от мусора и снега. Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.Подвижные игры:«Поймай мяч», «Караси и щука». Цели: —продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; — упражнять в умении ловить и передавать мяч. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: закреплять умение бросать мяч в цель. АпрельПрогулка 2Наблюдение за тополем.Цели: — продолжать знакомить с деревьями на участке; — дать представление о внешнем виде тополя весной.Ход наблюдения:— Как называется это дерево?— А как вы узнали?— Какие части тополя вам знакомы? Весной на тополях набухают крупные почки. Когдаклейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются паху-чие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно.С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит ипереливается развернутыми листьями. Тополиные листьясвисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ‘поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже прилегких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают вгородах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли икопоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем дру-гие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколькотри липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы ибыстро растут.Трудовая деятельностьСбор палок, сломанных веток и сухих листьев. Цель: — побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно. Подвижные игры «Совушка», «Веревочка». Цели:—учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; — развивать быстроту, ловкость. Индивидуальная работа Бег по прямойЦель: развивать двигательную активность. Апрель Прогулка 3Наблюдение за птицами на участке детского дома.Цели: — учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; — развивать наблюдательность, память; —воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.Ход наблюдения: Трава опять зазеленела, и закудрявились леса. «Весна! Весна! Пора за дело!»Звенят уж птичек голоса.— Какие птицы прилетают к нам на участок?— Какого они размера?— Какую пользу приносят птицы?— Какая у них окраска?— Чем питаются?— Какие изменения в жизни птиц происходят весной?— Как птицы заботятся о своем потомстве?— Каких птиц вы еще знаете? Трудовая деятельностьПосыпание песком дорожек на участке. Цели: —воспитывать положительное отношение к труду; —учить оказывать помощь младшим. Подвижные игры:«Лови — бросай». Цели: —учить ловить мяч, не прижимая его к груди; —бросать точно воспитателю двумя руками «Салки».Цель:—учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу. Индивидуальная работа. Прыжки вверх с места.Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.АпрельПрогулка 4Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.Цель: — продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года. Ход наблюдения: Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня ... (весна). Она весну встречает, Сережки надевает, Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Ты узнаешь ... (березку)!— О каком времени года говорится в загадке?— Что это за дерево?— Что произошло с почками?—В каком состоянии находятся деревья весной? Трудовая деятельностьУборка мусора с участка.Цель: — обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.Подвижные игры:«Бездомный заяц», «Караси и щука».Цель: — упражнять в беге, — умении действовать по сигналу.Индивидуальная работа«Пустое место», «Брось за флажок».Цели: закреплять умение быстро бегать, развивать глазомер. АпрельПрогулка 5Наблюдение за ветром.Цели: —закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; — дать понятие о ветре, его свойствах; —определить направление ветра. Ход наблюдения: Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.Воспитатель загадывает детям загадку.Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)Трудовая деятельностьРасчистка дорожек.Цель: — воспитывать желание трудиться.Подвижные игры:«Быстрее ветра», «Кто смелее?».Цель: — развивать быстроту бега, навыки лазания.Индивидуальная работа«Прыгни дальше».Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.МайПрогулка 1 Наблюдение за одуванчиком.Цель: — развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственном растении —одуванчике .Ход наблюдения: Желтая головушка, розовая ножка. Одуванчик-солнышко подержу в ладошке. Появилось солнышко в мае на лугу, На него любуюсь, очень берегу. Жаль, недолго солнышко будет золотым, Побелеет солнышко — и расстанусь с ним. В. Мирясова Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.Трудовая деятельностьУборка участка от сухих веток.Цель: — воспитывать положительное отношение к труду, — ответственность при выполнении поручений.Подвижные игры: «Спящая лиса».Цель: — упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. «Перелет птиц».Цель: — учить выполнять действия по сигналу.Индивидуальная работаПрыжки вверх с места.Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. МайПрогулка 2Наблюдение за облаками.Цели: —побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; —закреплять знания о неживой природе. Ход наблюдения: Могу я бесконечно Смотреть на небеса, Но шлепнул дождик в речку, И скрылись чудеса. А. Сиголаев По состоянию облаков можно предсказатьпогоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшиеразмеры — жди хорошую погоду. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака.)— Из чего состоят облака?— Всегда ли они бывают одинаковыми?— Чем отличаются облака в солнечную погоду? Трудовая деятельностьРабота граблями и метлой.Цель: — учить видеть результат своего труда.Подвижные игры:«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».Цель: —продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно. Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: — упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;— развивать силовые качества.МайПрогулка 3 Наблюдение за майским жуком.Цели: — расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; — воспитывать бережное отношение ко всему живому.Ход наблюдения: Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок. На березу сел— Все листочки съел. Позову скворцов со всех концов, Позову грачей — Летите скорей! Жука проглотите и мой сад спасите! Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневыежелуди. Майские жуки опасные вредители. Век майских жуков короткий. Весной они откладываютяйца и вскоре погибают. У майских жуков в природе естьвраги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы играчи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбес вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочьполакомиться жирными личинками и жуками.— Как выглядит майский жук?— Как он передвигается?— Где живет майский жук?— Чем питается майский жук?Трудовая деятельностьПосадка семян лекарственных трав.Цель: — учить правильному посеву семян.Подвижные игры:«Кати в цель», «Догони мяч». Цель: — развивать глазомер и точность. Индивидуальная работа . Развитие движений.Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки. МайПрогулка 5Наблюдение за весенним дождем.Цель:  — Обратить внимание , что весенний дождь может быть разным: сильный, моросящий, мелкий. Ход наблюдения: Дождь стучит по крыше, окнам : кап- кап…Дождь нуженземле – поливает травку, поит землю. После дождя появля- ются лужи, все мокрое: крыши домов, деревья, земля. Дождик, дождик веселей,Капай, капай, не жалей,Только нас не мочи,Зря в окошко не стучи.Брызни в поле пуще,Станет травка гуще.Трудовая деятельностьУборка участка от мусора.Цель: — приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.Подвижные игры:«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: — учить быстро действовать при потере равновесия. Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад). Июнь Прогулка 1Наблюдение за цветником.Цели: — продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; —закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.Ход наблюдения:Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.— Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?— Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?Трудовая деятельность Посадка цветов. Цели: —формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; —закреплять знания о росте и развитии растений. Подвижная игра«Ловишки». Цели: — упражнять в беге в разных направлениях; — тренировать быстроту, выносливость. Индивидуальная работа«Попади в обруч». Цели:— формировать умение метать в горизонтальную цель,— совершенствовать координацию движений.  Июнь Прогулка 2Наблюдение за радугой.Цель:  —продолжать знакомить с сезонными летними изменениями: радугой. — закрепить знание всех цветов радуги.Ход наблюдения: Прояснилось небо, засинела даль! Дождик словно не был, Речка, как хрусталь! Над рекою быстрой, озарив луга, На небе появилась – радуга!       П.ОбразцовОбъяснить детям, что после дождя появляется радуга. Она разноцветная. Какие цвета вы видите на радуге? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Обратить внимание, что радуга постепенно появляется и постепенно исчезает.Подвижные   игры«Найди свой цвет»Цель: —формировать умение ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.«С кочки на кочку»  Цели: — развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. — действовать по сигналу, — упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.Индивидуальная работа «Кто дальше?».Цель: — совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук).Самостоятельная  деятельность  выносным  материаломВыносной  материал: лопатки, венички, носилки,формочки, карандаши, листы бумаги Июнь Прогулка 3Наблюдение за бабочкой.Цели: — на основе непосредственного восприятия формировать знания внешнем виде бабочки; — воспитывать доброе отношение к насекомым.Ход наблюдения: Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)— Как выглядит бабочка?— Как она передвигается?Чем питается бабочка?— Какую пользу приносит? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкимичешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками иволосиками. У нее короткие усики и большие глаза.Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот.Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар иопыляют растения. Маленьких бабочек называютмотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.Трудовая деятельность Очистка участка от мусора.Цель: — воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. Подвижные игры:«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч». Цель: учить бросать мяч под углом. Индивидуальная работа «Кто дальше?».Цель: совершенствовать навыки метания предметов вдальИюнь Прогулка 4Наблюдение за воробьем.Цели: — углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; —активизировать внимание и память детей. . Ход наблюдения: Прыг да скок, ну что за птица, Все на месте не сидится. С виду нет его храбрей, Шустро скачет воробей. — Как выглядит воробей?— Чем он питается?— Как передвигается?— Как поет? Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробьякоричневая, с широкими продольными черными полосками.Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой кай-мой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возлеНог человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки,семечки, зернышки. Поют воробьи «чик-чирик».Трудовая деятельностьРабота граблями и метлой.Цель: — учить видеть результат своего труда.Подвижные игры:«Поймай мяч». Цели: — продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: учить ходьбе по наклонной доске. Июль Прогулка 1Наблюдение за сезонными изменениями.Цели: —учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время; —формировать представление о летних месяцах.Ход наблюдения:Какое сейчас время года?Как вы догадались, что лето?Перечислите характерные признаки лета.Почему летом стало теплее?Что делает человек летом? Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть подольше будет лето!  Л.НекрасоваЛетом солнце яркое, греет сильнее и больше отдает тепла,чем зимой, чистое небо, дует теплый ветер жара, теплыедожди, грозы. Трудовая деятельность. Сбор природного материалаЦель: — формировать трудовые умения.Подвижные игры :«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Цели: — развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; — тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.Индивидуальная работа Прыжки через скакалку.Июль Прогулка 2Наблюдение за комаром.Цели: —расширять представления об особенностях внешнего вида комара; —формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения: Очень маленький на вид, Надоедливо звенит. Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) —Как выглядит комар? —Как он передвигается?—Чем питаются комары? —Почему комаров называют вредными насекомыми? —Какие враги есть у комаров?У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На головекомара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы исосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть«уши», которые находятся в усах. Комары — вредныенасекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки ижабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаютсякомарами стрекозы и птицы.Трудовая деятельностьРабота метлой и совком.Цель: — учить видеть результат своего труда.Подвижные игры«Пожарные».Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице. Июль Прогулка 3Наблюдение за ромашкой.Цель: —познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями: ромашкой. —учить бережно относиться к растениям.Ход наблюдения: Обратите внимание на цвет ромашки: белые лепестки,желтая серединка. Высокий стебелек, небольшие. Продолго- ватые листочки. Такие веселые Эти ромашки – Вот-вот заиграют,  Как дети в пятнашки.      Е.Серова В народе считается, что ромашка вырастает там, где упала снеба звезда. Ромашку называют скромным, полевымцветком. Ромашка раскрыла трубочки, как ставенки в доме, иможно брать пыльцу. Теперь насекомые прилетают к ромаш-кам. Длинным хоботком насекомые залезают в трубочку иБерут пыльцу.Подвижные  игры:«Наседка и цыплята»  Цель:— развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,   упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.«Воробышки и кот»  Цель:— развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.Индивидуальная работа«Прыгни дальше».Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.Игровая деятельность с выносным  материалом:Выносной материал:  лопатки, ведерки, формочки .Июль Прогулка 4Наблюдение за божьей коровкой.Цели: — расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; — воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.Ход наблюдения: Божья коровка, алая спинка, Уцепилась ловко коровка за травинку. Вверх неспешным ходом Ползет по стебельку К пахнущему медом Яркому цветку.— Как выглядит божья коровка?— Как она передвигается?— Чем питаются божьи коровки? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко краснаяили оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божьякоровка умеет ловко ползать, а может и летать. Божья коровка— хищник, она поедает других насекомых, очень вредных длясельского хозяйства, и приносит людям большую пользу. Назиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев илизарываются в землю.Трудовая деятельностьПрополка цветника.Цель: — учить самостоятельности, умению доводить дело до конца.Подвижные игры :«Пингвины с мячом», «Не наступи».Цель: — усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым Предметом между ступнями. Июль Прогулка 5Наблюдение за облаками.Цели: — побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; —закреплять знания о неживой природе. Ход наблюдения:Могу я бесконечноСмотреть на небеса,Но шлепнул дождик в речку, И скрылись чудеса. А. СиголаевПо состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.Чем вата ниже,Тем дождик ближе. (Облака.)Из чего состоят облака?Всегда ли они бывают одинаковыми?Чем отличаются облака в солнечную погоду? Трудовая деятельностьРабота граблями и метлой.Цель: — учить видеть результат своего труда.Подвижные игры«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».Цель: — продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно. Индивидуальная работа развитие движений. Цели: — воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; — упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; — развивать силовые качества.Август Прогулка 1Наблюдение за песком.Цель:  — выявить свойства песка, определить сходства и отличия между песком и почвой.Ход наблюдения: Посмотрите на цвет сухого и сырого песка. Из сырогопеска можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратитевнимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку,рыхление. — Что общего между песком и землей, чем отличаются?— Живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения?Опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некотороевремя проверить, где есть всходы. Загадка: Он рассыпчатый такой, А на солнце золотой. Как намочишь ты его, Так построишь хоть чего. (Песок)Дидактическая игра «Что я построю из песка». Цель: — научить составлять предложения на заданную тему.Трудовая деятельность. Копать песок. Цель: — воспитывать трудолюбие и усердие.Подвижная игра :«Не оставайся на земле». Цель : — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Индивидуальная работа. Развитие движений. Пройти по бордюру песочницы.Цель: вырабатывать координацию движений Август Прогулка 2Наблюдение за ветром.Цель: — повторить понятие «ветер». — что происходит с деревьями в ветреную погоду.Ход наблюдения: Посмотрите как раскачиваются деревья, гнутся ветки.— Почему так неспокойно ведут себя деревья. — Какой дует ветер: холодный или теплый. —Как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери.(Ураган.) Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь!  (Ветер)Дидактическая игра .«Подуй как ветер». Цель: — отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у. Трудовая деятельность. Сделать примитивный флюгер, самолет. Цель: — вызвать интерес к созиданию.Подвижные игры: «Выше земли». Цель: — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. «Жмурки». Цель: — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.Индивидуальная работа: Развитие движений: «Обгони ветер» - бег на ускорение. Цель: вырабатывать и регулировать скорость бега.   Цель:  — расширить представление о цветах на клумбе, —закрепить умение поливать цветы. —воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.Ход наблюдения: —  Какое сейчас время года?(лето) — А что летом больше всего радует глаз, что летом самоекрасивое, разнообразное, чудесное в природе? (Цветы) — Где растут цветы? Куда их сажают? ( на клумбу) Посадили мы цветы небывалой красоты, Все цветочки разные: белые и красные, Желтые и синие — все цветы красивые Как прекрасен каждый цвет - Лучше нашей клумбы нет! (Лера И.) Посмотрите на нашу красивую клумбу. Какие цветы выВидите на ней? — Какие вам нравятся цветы больше? Почему? — Из каких частей состоят цветы? — Для чего нам нужен корень? Стебель? — Все ли цветы одинаковые? Что у них разное? — Как вы думаете, везде могут расти цветы? — Какой должна быть земля, почва для растений, цветов? Трудовая деятельность: Полив клумбы.Цель: — вызвать интерес к уходу за растениями.Подвижная игра:«Собери ромашку» Цель:— учить играть в команде, сообща.Индивидуальная работа«Прыгни дальше».Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.Август Прогулка 3Наблюдение за цветником. Август Прогулка 4Наблюдение за солнцем.Цель: — дать детям представление о состоянии погоды летом. — закрепить названия сезонной одежды.Ход наблюдения: Солнце летом греет сильнее, поэтому дети и взрослыегуляют раздетыми. Посмотрите на солнце, легко ли это делать? Почему? Солнце стоит днем высоко -  на улице жарко; утром ивечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. Деньдлится долго, ночи короткие, светлые. Загадка:  Горячая яичница Висит над головой. Но снять ее, Но съесть ее Не можем мы с тобой. (Солнце) В.ЛунинДидактическая игра «Составь предложение». Цель: — научить составлять предложения с заданным словом.Трудовая деятельность. Сбор природного материала. Цель:  — формировать трудовые умения.Подвижная игра «Вышибало». Цель: — тренироваться в бросании и ловле мяча.Индивидуальная работа. Развитие движений. Подбросить и поймать мяч. Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений СентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениями.Цели: — закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; — формировать представление об осенних месяцах.  Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы:— Какое сейчас время года?— Как вы догадались, что осень?— Почему осенью стало холоднее?— Что делает человек осенью?Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.Трудовая деятельностьУборка участка детского сада от опавших листьев. Цели: — учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; — воспитывать экологическую культуру. Подвижные игры:«Третий лишний» Цели: — учить соблюдать правила игры; — развивать ловкость и быстроту бега. «Совушка»Цели: — учить ориентироваться в пространстве; — развивать интерес к игре. Индивидуальная работа Цель: — совершенствовать прыжки с продвижением вперед.Самостоятельные игры с выносным материалом. Сертябрь Прогулка 2Наблюдение за одуванчиком.Цели: —  познакомить с лекарственным растением — одуванчиком; — формировать умение и желание беречь и защищать природу; Ход наблюдения:Воспитатель: «Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившисьвесной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увиделсолнышко, которое заметило одуванчик и осветило его жел-тым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, чтоне отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце навостоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит— одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату— одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).  Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуван-чиковый пух. Одуванчик - это лекарственное растение. Егоможно собирать с апреля по октябрь.Трудовая деятельность. Сбор лекарственных растений. Цель: учить правильно собирать лекарственные растения. Подвижные игры:«Совушка» Цели: — учить ориентироваться в пространстве; — развивать интерес к игре.«У оленя дом большой» Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.  Индивидуальная работа: игра«Смелые ребята» Цели: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.  Самостоятельные игры с выносным материалом.  СентябрьПрогулка 3Наблюдение за муравьем. Цели: — расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; —  вызывать интерес к окружающему миру. Ход наблюдения:Воспитатель загадывает детям загадку.Он — работник настоящий,Очень-очень работящий.Под сосной в лесу густомИз хвоинок строит дом. (Муравей.)Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.Воспитатель задает вопросы:— Как выглядят муравьи?— Как они передвигаются?— Чем питаются?— Как называется муравьиный дом?— Из чего муравьи строят свой дом?Трудовая деятельностьСбор семян.Цель: — учить аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить. Подвижные игры:«Пройди бесшумно»Цель: — учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.Индивидуальная работа Развитие прыжков.Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.  СентябрьПрогулка 4Наблюдение за небом и облаками. Цели:· способствовать формированию целостной картины мира, · расширять кругозор детей;· развивать умение замечать изменения в природе;· обогащать словарный запас. Ход наблюдения:Облачный день. - Какое небо? (Голубое, серое; чистое, пасмурное.) - Что вы видите в небе? (Облака.)Загадка: «Белая вата, плывёт куда-то». (Облака.) - Что происходит с погодой, если облака закрываютсолнце? (Становится пасмурно, прохладно.) - Пофантазировать вместе с детьми, на что похожиоблака? С чем их можно сравнить? Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цели: — учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; — воспитывать экологическую культуру. Подвижные игры:«Третий лишний», «Волк и козлята» Цели: — учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; — развивать быстроту и реакцию; — воспитывать смелость.  Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: улучшать технику бега.Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.   Октябрь Прогулка 1Наблюдение за подорожником.Цели: — знакомить с лекарственным растением -подорожником; — развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы.:— Почему траву назвали подорожником? — Где лучше его собирать? Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Если с вами случится беда: укусит оса или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Трудовая деятельностьУборка участка от сухих веток.Цель: — приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры: «Найди, где спрятано».Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Волк во рву». Цель: учить прыжкам.Индивидуальная работаРазвитие движений (в прыжках, ходьбе прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.    Октябрь Прогулка 2Наблюдение за ветром.Цель:  — развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. — учить определять его силу, направление.Ход наблюдения:— Куда ветер гонит облака, в какую сторону?— Возмите в руки флажки, посмотрите как они трепещут наветру. Почему это происходит? Куда дует ветер, туда и облака бегут по небу, туда и вьетсяфлажок.— Оближите пальчик языком и подставьте ветру. Там, гдепальчику стало холодно, оттуда дует ветер. Ветер по лесу летал,        Ветер листики считал:        Вот дубовый, вот кленовый,        Вот рябиновый резной,        Вот с березки – золотой.        Вот последний лист с осинки        Ветер бросил на тропинку.Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке. Цели: — добиваться выполнения задания общими усилиями; — воспитывать взаимопомощь. Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись». Цели: — упражнять в беге в разных направлениях;развивать медленный и быстрый бег. Индивидуальная работа: Метание мяча вдаль.Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой. Октябрь Прогулка 3Наблюдение за цветником.Цель:  — познакомить детей с названиями осенних цветов бархатцы, ноготки (календула), настурция. — закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель).Ход наблюдения:  Посмотрите на осенние цветы, растущие на клумбах, какие из цветов вам знакомы? (познакомить с новыми.) — Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Давайте вместе назовем и покажем пальцем основныечасти «Стебель, листья, цветок». Эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы(пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.        Наши алые цветы        Распускают лепестки.        Ветерок чуть дышит,        Лепестки колышет.        Наши алые цветки        Закрывают лепестки,        Тихо засыпают,        Головой качают.Трудовая деятельность: Уборка засохших растений на цветнике и клумбах. Сортировка выносного материала.Цель: — научить собирать семена цветов, убирать засохшие растения с клумбыПодвижная игра «Вейся, венок!». Цель: — закрепить умение водить хоровод.     Октябрь Прогулка 4Наблюдение за листопадом.Цели: —расширять знания о сезонных изменениях в природе; —формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.Ход наблюдения: —Все ли деревья изменили окраску листьев? —Какими были летом деревья, кусты? —Как они изменились с приходом осени? —Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) —У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) —У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)Понаблюдайте за опавшими листьями. —Какое значение имеет листопад? —Все листочки падают одинаково? (Нет.)— Дерево тоже умирает с опавшими листьями?Загадки: В тишине осенних рощ Золотистый льется дождь. (Листопад.) Падают с ветки Золотые монетки. (Листочки.)Трудовая деятельность:Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.Цель: закреплять умение работать сообща.Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Хищник — добыча».Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель:закреплять навыки приседания из положения ноги врозь,перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Октябрь Прогулка 5Наблюдение за дождем.Цель: — учить детей самостоятельно определять погоду. — заметить, что в октябре часто идет холодный дождь, небо   заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые .Ход наблюдения: Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не пойду, Покуда он гуляет. (дождь) Сегодня у нас на улице дождливая погода. Осеньючасто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моро-сит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным, наземле образовались лужи.— Какой дождь: холодный или теплый? Вспомните, какойдождь был летом? Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, ивскоре из туч на землю будут падать снежинки.Трудовая деятельность Сбор и заготовка семян календулы. Цели: — воспитывать ответственность за порученное дело; — формировать экологическое сознание. Подвижные игры : «Дружные пары», «Разойдись — не упади». Цель: — учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжковНоябрь Прогулка 1Наблюдение за березой. Цели: — продолжать знакомство с березой, выделяя характер-ные признаки и изменения, связанные со временем года; — воспитывать бережное отношение к дереву как живо-му объекту природы.Ход наблюдения: Лишь осень золотая Лист опалит огнем — Березка облетает, Тоскует под дождем.— Почему листья на березе стали желтые?— Что происходит с деревьями осенью?— Как деревья готовятся к зиме? Осенью листочки на березе начинают желтеть сначаланаверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер,срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают натемную сырую землю. Трудовая деятельностьСбор букетов из опавших листьев.Цели: — учить составлять красивый букет.Подвижные игры:«Мы — веселые ребята», «Затейники». Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко, упражняться в беге. Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку». Цели: — упражнять в прыжках; — воспитывать уверенность в своих силах. НоябрьПрогулка 2Наблюдение за солнцем.Цель: — уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. На небе часто появляются тучи, прячут солнце. — способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе, даже когда облачно. —поддерживать радостное настроение. . Ход наблюдения:— Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите?— Какое солнце? (Круглое, жёлтое, большое).  — На что солнце похоже? (На шар). — Какая сегодня погода? (Чуть-чуть тёплая).— Почему погода стала холоднее? (Солнце редко появляет-ся на небе). — Почему солнце реже появляется на небе? (осень).  Ребята, мы с вами знаем, что у солнышка есть лучики.Летом они были очень тёплые. Давайте протянем наш рукик солнышку, поздороваемся с его лучиками.Я под солнышком стою, Чудо-песенку пою: Солнце, солнце, поскорей Мои рученьки согрей.  (А.С. Уфимцева )— Что вы чувствуете? (Солнце светит, но не греет). Трудовая деятельностьСбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.Цель: воспитывать бережное отношение к природе.Подвижная игра«Догони свою пару». Цели: — выполнять движения по сигналу воспитателя; — четко ориентироваться при нахождении своей пары. Индивидуальная работа. Развитие движений.Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.Ноябрь Прогулка 3Наблюдение за перелетными птицами. Цели: — закреплять знания о перелетных птицах; — воспитывать интерес и любовь к пернатым;Ход наблюдения:Листья осенью облетают,Высыхает трава на болотах.Собираются птицы в стаиИ уже готовы к отлету.И, прощаясь с родными местами,С золотыми березками, ивами, Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами. Летом для птиц достаточно корма, и они выводят ивскармливают птенцов. Осенью количество корма сильноуменьшается. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят втеплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомы-ми, затем те, которые кормятся плодами и семенами. —Каких птиц называют перелетными? —Почему птицы выводят птенцов летом? —Почему осенью перелетные птицы улетают на юг?Трудовая деятельностьСбор листьев на участке.Цель: учить работать дружно, помогая друг другу. Подвижные игры :«Шишка-камешек», «Часовой».Цель: — учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь, ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: — улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук); — воспитывать выносливость.  НоябрьПрогулка 4Наблюдение за тополем.Цель: — знакомить с тополем осенью.Ход наблюдения: В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опа-дает, будет строгая зима». — Как вы понимаете это выражение? Почему?Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?Многие думают, что причина листопада — заморозки,убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это?Если совершить прогулку в лес или парк, то можнозаметить, что у разных листьев деревьев листопад бываетв разное время. Мы с вами будем вести наблюдение,когда же начнется листопад у тополя.Трудовая деятельностьСбор листьев для гербария и поделок, их засушка;наведение порядка в песочнице и на участке.Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.Подвижные игры:«Краски», «Коршун и наседка». Цели: — учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; — развивать внимание, быстроту, ловкость. Индивидуальная работаУпражнения с мячомЦель: — учить ударять мячом о землю и ловить двумя руками. — развивать координацию движений. ДекабрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениями.Цели: — формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); — учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.Ход наблюдения:Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. Загадки: Текло, текло и под стекло легло. (Вода.) Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)Приметы: Декабрь год кончает — зиму начинает. Теплая зима к холодному лету. Солнце летом греет, а зимой морозит. Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегулес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью.Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег.Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи,буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет наземлю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их отмороза. День становится короче, а ночь длиннее.Трудовая деятельностьЗасыпка корней деревьев снегом.Цель:— воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.Подвижные игры:«Попади в обруч», «Парный бег».Цель:продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.Индивидуальная работаУпражнения на скольжение.Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам ДекабрьПрогулка 2Наблюдение за синицей.Цели: — продолжать вызывать интерес к пернатым; — знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.Ход наблюдения: Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!» (Синица.) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало. Что это за птица?— Как она выглядит и какого она цвета?— Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?— Чем питаются синицы?— Как люди заботятся о них?Трудовая деятельностьОчистка дорожек от льда и снега.Цели: — закреплять навыки работы с лопатой; — воспитывать настойчивость, самостоятельность. Подвижные игры:«Ловишки с мячом». «Кати в цель».Цель: — передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов. — развивать координацию движений.Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед на расстояние 2—3 м. ДекабрьПрогулка 3Наблюдение за снегопадом.Цель: — закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения: Посмотрите, что падает с неба? Правильно, идет снег.Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит иНа дорожке, и на скамейке. А он всё падает и падает. Этоснегопад . Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатсяи садятся, кто куда. А нас садятся? Смотрите, снежинка похожа на звездочку! Посмотритена красивую снежинку, упавшую на рукав шубы. Подставьтеруку навстречу падающему снегу,  а когда упадет на вашуварежку большая снежинка — подуйте на нее. Летит?Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!Села снежинка ко мне на руку и растаяла. Была, и вот уже ее нет! Вот какая звездочка – малютка. Какой снегопад! Много снега, всё засыпало кругом.Старается зимушка – зима, укутывает снегом кусты, на елкушапку надела. Посмотрите, какого цвета зима?Трудовая деятельностьРасчистка дорожек от снега; строительство горки для катаниякукол на саночках.Цель: — воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.Подвижные игры:«Лиса в курятнике», «Самолеты».Цель: — упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки. Индивидуальная работа «Донеси мешочек». Цель: упражнять в равновесии.ДекабрьПрогулка 4Наблюдение за тополем.Цель: — формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.Ход наблюдения:— Что делают зимой деревья?— Хорошо им или плохо зимой?— Как мы можем помочь пережить холодную зиму?— В каком состоянии находятся деревья зимой? Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.Трудовая деятельность Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утеплениествола у корней снежным покровом.Цель: учить заботиться о растениях. Подвижные игры :«Два мороза», «Кони». Цели: — учить выполнять характерные движения по содержанию игры; — развивать ловкость, быстроту. Индивидуальная работа«Кто дальше?».Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении. ДекабрьПрогулка 5Наблюдение за состоянием природы.Цели: — учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; — закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.Ход наблюдения: Какой это мастер на стёкла нанёс  И листья, и травы, и заросли роз? Невидимкой, осторожно он является ко мне,  И рисует, как художник, он узоры на окне. (мороз) За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро.На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки.Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмур-ный.— Почему появляются на окне снежные узоры? — Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть ввоздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседаютна холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметныхцарапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледянойсад с необычными цветами.Трудовая деятельностьЗаливка цветной водой постройки на участке.Цель: формировать навыки работы в коллективе. Подвижные игры:«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки». Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкива­ясь на товарища.Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений.