Проектная работа Я памятник себе воздвиг… о авторе парка с. Чобручи.
МОУ «БООШ №4»
Проект
«Я памятник себе воздвиг…»
Д.К. Родин
29584651809750012954018923000
571524447500
2815590-698500
Выполнили ученики 5-го класса
Руководитель проекта: Аксыной Д.В.
2016г.
Введение
Большинство жителей Приднестровья хотя бы раз слышали про старый парк в селе Чобручах, который появился еще в 50-е годы XX века. Интересное место с интересной и длинной историей. В 1982 году парк в Чобручах получил диплом первой степени и Большую золотую медаль на Всесоюзном конкурсе садово-паркового искусства, который проводился на ВДНХ СССР. Автор этого парка - Дмитрии Кириллович Родин. Нас заинтересовала личность этого удивительно талантливого человека. И не только как человека искусства, но и как семьянина. Поэтому мы решили написать проект « Я памятник себе воздвиг …»
Цели:
Знакомство с творчеством выдающегося архитектора Д. Родина.
Найти и представить информацию о жизни Д. Родина как о человеке и семьянине.
Задачи:
Собрать и оформить материал по заданной теме;
Развить навыки работы с различными источниками информации, в том числе навыки по использованию цифровых технологий;
Представить собранный материал в виде презентации на классном часе.
Содержание
Введение
Цели и задачи
О Дмитрии Кирилловиче Родине
О парке
Выводы
О Дмитрии Кирилловиче Родине
Родился 3 июня 1919 года в селе Прянзерки Пензенской области России.
-7937517272000290131516002000
Д.К. Родин в 18 лет Д.К. Родин в преклонном возрасте
В 1938 году окончил Ростовское художественное училище. В 1939 году был призван в армию. Прошел всю войну бойцом саперного батальона. Побывал почти во всех странах Европы, демобилизован был в 1948 году. Но о тех днях бывший сапер вспоминать не любил. Разве что иногда обронит:- Какие дворцы и парки в Австрии… Что за архитектура…Планов громадьё.
В жизни скульптора все необычно. Например, история любви. Она очень простая и счастливая. Это случилось в 1948-м в родной Пензенской области. Сержант Родин увидел на вокзале в Нижнем Ломове девушку и влюбился с первого взгляда.
1511935-5680800
Валентина Яковлевна Родина
Предложил юной Валентине выйти за него замуж и получил согласие, их свадьба состоялась в 1949 году. Прожил с нею 50 лет, вплоть до своей смерти. Жена - Валентина Яковлевна, по профессии продавец -работала в чобручском универсальном магазине в отделе -культтовары.
3069590163131500После демобилизации судьба привела Родина в Тирасполь. Он участвовал в возведении горсовета в качестве скульптора. В 1953-м Дмитрий Кириллович встретился с Иваном Демьяновичом Василаки, депутатом Верховного Совета МССР и председатель колхоза им. В.И. Ленина села Чобручи. Здание сельского Дома культуры, которое начали было возводить под руководством местного инженера, не устраивало Василаки. И вскоре Родин переехал в Чобручи.
В семье Д. Родина родились два сына близнецы: Александр и Владимир. К сожалению уже умерли. И дочь – Людмила (Жокот). Замужем, живет и работает художником в Кишиневе. Есть внуки, живут в Питере и Кишиневе. За родительским домом ухаживает Людмила.
Именно Людмила Дмитриевна предоставила нам ценные и редкие материалы об истории создания парка, Дома культуры, а также ряд старых фотографий, в том числе и из семейного архива семьи скульптора.
Колхоз выделил участок земли, помог поднять дом. Самая обычная зеленая калитка распахивалась в неожиданный для сельского дворика мир. В небольшом пруду дремали белые кувшинки.
5873759080500
Мостик вел в круглую беседку-ротонду. Через ее густо оплетенную плющом крышу внутрь заглядывали солнечные лучи. Из кустов выступала скульптура – голова и плечи человека, тяжко согнувшегося под своей ношей. «Крест судьбы» - последняя работа Родина.
27978107556500-5676907556500
Мини-парк расположился на нескольких огородных сотках возле дома . Вместо непременных картошки и морковки, вишен и смородины Дмитрий Кириллович посадил здесь липу, ель, калину и черемуху. Он привез их со своей родины – из России.
- А за лилиями мы с папой ходили на старое русло Днестра, когда мне было шесть лет, - вспомнила дочь Людмила Дмитриевна. – С тех пор они так и росли в пруду. Здесь Дмитрию Кирилловичу хорошо думалось под птичий щебет. 15240127762000Он весь отдался новому занятию, работе в качестве художника при Доме культуры. Занялся оформлением фронтона и интерьера Дома культуры.
Дмитрий Кириллович работал в небольшой пристройке, сделанной специально для него – он любил тишину и покой. По его проектам на окраине парка появилась летняя эстрада и кинотеатр, танцплощадка.
365159271628000Здание Дома культуры вышло на удивление – настоящий дворец. Бело-голубое фойе с колоннами и высоким потолком. Просторный зрительный зал, который венчает лепной потолок-сказка.
-4584701651000
24765114744500В результате этот очаг культуры стал лучшим в республике (тогда еще МССР), был отмечен наградами и премиями, и не только благодаря своему архитектурно-художественному облику, но и своей культурной деятельности, многочисленным художественным коллективам, ставшим известными далеко за пределами Молдовы.
349186552387500 В активе нового чобручанца еще правление колхоза, двухэтажный универмаг. Потом он устраивается на работу в Художественный фонд в Кишиневе, а в село приезжает по выходным.
В начале 90-х годов по проекту Дмитрия Родина была построена большая и светлая церковь, она стала последней большой работой художника и скульптора.
О парке
А в 1958 году Дмитрий Родин предложил построить в селе парк, разработал его проект. Однако при его утверждении в партийных инстанциях этот проект был, отвергнут, точнее, в него было внесено столько нелепых поправок, вроде огромного «холма коммунизма» в центре парка, что художник отступил, и парк остался обычным и безликим, как многие другие парки тех времен.
Он утверждал, что парк – не просто сумма деревьев и кустарников, а особое искусство. И решил доказать, что его идеи «по плечу» Чобручам. А в парке решили строить…восьми квартирный жилой дом. Это ставило под угрозу весь замысел скульптора. И он пошел к новому председателю колхоза.
551757230285400К счастью, Иван Николаевич Русу оказался человеком понимающим. Макет его заинтересовал, и председатель распорядился подготовить все необходимые материалы: в основном, цемент. Так Родин окончательно вернулся в село. Он начал воплощать свои идеи в камень и бетон. Камня, впрочем, почти и не было, кроме нескольких живописных валунов, разбросанных по парку. Все делалось из бетона, на большее просто не было средств. В результате к началу 80-х годов парк полностью преобразился. Были наполнены пруды, забили фонтаны, заструились со скал водопады, по озерной глади заскользили лебеди, расцвели кувшинки и водяные лилии. Это внешняя сторона событий вокруг парка. А внутренняя творческая мысль, не дающая покоя душе художника, продолжала развиваться.
2208668728400
20108638681400
2189463772200
-29972077978000Директор Дома культуры Николай Федорович Галелюк – верный хранитель идей Родина и неизменный гид по уникальному парку, рассказал нам:- Однажды Дмитрий Кириллович увидел репродукцию иконы Рублева «Троица». Точнее, взглянул на нее по-новому.
И с этого дня, чем бы он ни занимался, о чем бы ни думал, мысленно возвращался к ней, - вспоминает Николай Федорович. - Изучив каноны иконописи, нашел следующее определение: крылья - парение ввысь, скалы - твердость духа, вода - начало жизни, небо - бесконечность мысли. В своем дневнике он записал: «Я был удивлен, что все это присутствует в моих планах». В парке три «действующих лица»: вода, растительность и камень. Все гармонично, всюду использовано «золотое сечение».
- Родин приподнял центральную часть парка на метр, и мы приходим сюда, как на церковную паперть, - продолжал Галелюк. – Переходим мостик и перед нами, открывается воображаемый просторный зал.
311721513589000
В центре – скульптура «Коленопреклоненная».
Она прильнула к воде – святыне Земли нашей. Стены храма – зеленые деревья, а сверху – купол неба.
358394033210500На иконе Рублева выше головы правого ангела написана скала.
Есть и в парке Скала раздумий. И непростая. Вообще все скульптуры Родина – с загадкой. Скала, выполненная в форме журавлиного крыла, отражается в воде. Да так, что, приглядевшись, вы видите саму птицу.
Слева на рублевской «Троице» необычное здание. А Родин повторил его очертания в Лебедином дворце. Некогда по зеркальной глади у дворца действительно скользила пара этих чудесных птиц. Тут же резвились рыбки, цвели лилии…
-2349511366500
Да, в те годы парк напоминал рай земной. По утрам галдели в круглой беседке-ротонде и бегали по мостикам над каналами ребятишки сразу из шести колхозных детских садов. По вечерам отдыхали их родители, назначали свидания влюбленные.
- У нас даже появилась примета: юноша и девушка, которые слушают в парке вместе соловьев, обязательно поженятся, - заметил гид. – Я встретился здесь с девушкой, теперь она моя жена.
На четырех гектарах Родину удалось создать целый мир, где нашлось место скульптурам и скалам, озерам и водопадам, птицам и деревьям. Дмитрий Кириллович считал, что у людей вот-вот появится время по-настоящему отдыхать в его парке: любоваться красотой, дышать ионизированным воздухом. Родин стал и автором проекта, и скульптором, и архитектором, и просто строителем в собственном парке. Скульптуры, гроты, беседки, мостики он выполнил собственноручно. Одну из фигур трижды переделывал, хотя изъяны были заметны лишь самому автору.
В 1982 году Родин решил участвовать в конкурсе на лучшую архитектуру и благоустройство парков культуры и отдыха, который проводился на ВДНХ СССР. Привез в Москву щиты с фотографиями, макет.- Поздно, - сказали ему. – Работы больше не принимаем.- Пусть щиты останутся у вас, - попросил он. – Не везти же их назад.- Кто автор проекта, скульптор, архитектор, исполнитель? – на всякий случай поинтересовались члены комиссии.
- Я, - ответил Родин.
Среди 1652 участников сельский парк получил диплом первой степени и Большую золотую медаль ВДНХ СССР. Вместе с ним в «пятерку» лучших попали московский парк имени М. Горького, ленинградский имени Кирова.
288480546291500- У каждой скульптуры в парке своя «изюминка», свой скрытый смысл, - признается Николай Федорович. Молодая женщина в гроте. Это «Аурика» или «Золотце», как ее здесь называют.
Сверху падают блики света, когда-то отражаясь от воды, играли солнечные зайчики. Скульптура была словно окружена золотой аурой.
-52768514668500
Грот счастья или «Радужный». К нему тремя потоками стекала вода с Большого каскада. И в воздухе дрожали сразу три радуги. Создавая это волшебство, Дмитрий Кириллович, конечно, вспоминал старинную примету: хочешь счастья – постой под радугой.
И стояли.
Еще один секрет был разгадан уже после смерти Родина. Это сделал Н.Ф. Галелюк:
276161589154000- В одной из композиций Дмитрий Кириллович «зашифровал» свой автопортрет в профиль. Об этом не знала даже его жена. В мае 2000-го мы приводили парк в порядок. И я случайно заметил эту последнюю улыбку мастера. Тогда, в год 55-летия Великой Победы, парк получил имя своего создателя.
Вообще круг его творческих проявлений был трудноопределим ввиду его обширности. Скажем лишь, что не было культурного мероприятия, праздника, юбилея, к которым Дмитрий Родин не приложил свой талант и выдумку. Добавим, что Дмитрий Кириллович Родин не состоял ни в одном творческом союзе республики, во всяком случае мы не нашли его фамилии ни в Союзе архитекторов, ни в Союзе художников Молдовы и России. Но за свою деятельность он все же был удостоен звания «Заслуженный работник культуры республики». Это звание обычно присуждалось директорам домов культуры, руководителям ансамблей художественной самодеятельности и т.п.
Со слов дочери художника, официальные награды никогда не волновали ее отца, он был совершенно равнодушен к любым регалиям, к деньгам, славе. Всю свою жизнь он занимался самообразованием, очень много читал, прекрасно разбирался не только в вопросах искусства, но и в иных областях знания. Он был очень самостоятельный и самодостаточный человек, лишенный амбиций, зазнайства и чванства, простой в общении, прекрасный собеседник и верный друг всем, кого любил и уважал. Именно таким и помнят его все, кто имел счастье его знать, жить и работать рядом с ним. А это, на наш взгляд, лучший памятник, который может заслужить человек на этой земле.
Выводы.
Главное же заключается в том, что, уже собрав материал о парке, мы поняли, что личность автора парка совершенно неординарна и интересна не одним только созданием парка. Односельчане утверждают, что он всегда работал не ради денег, а для души. В разговоре с нынешним директором Дома культуры, Николаем Федоровичем, мы услышали одну фразу, которая многое нам объяснила – здесь все крутилось вокруг него. Дочь Людмила рассказывала, как все село с энтузиазмом и воодушевлением, совершенно бескорыстно и без малейшего принуждения возводило сельский парк. И она же рассказала нам, какое влияние оказывал отец на нее и всю семью всем своим обликом, строем мыслей и поведением. А еще нас поразило в разговоре со всеми этими людьми то, как они говорили о своем коллеге, родственнике, односельчанине. Говорили так, будто он еще жив, хотя прошло уже 17лет со дня его кончины. Умер 5 июля 1999 года в селе Чобурчиу (Чобручи).
Дмитрий Родин был необычным, талантливым и творческим человеком, умевшим заразить своими идеями других людей и воодушевить их на реализацию своих замыслов. Его вклад в развитие села совершенно неоценим. А также неоценимо то, как он воспитал своих детей и внуков, сумев привить любовь к труду и к прекрасному.
Вместо постскриптума.
Заметно, что в последнее время парк пытаются восстанавливать. Когда работают фонтаны и пруды наполняются водой, парк преображается. Хотелось, чтобы фонтаны работали всегда, как это было в советские парковые времена. Увы. Заброшенность бросается в глаза. И грустно как-то становится. Понимаешь как много мы потеряли за последние годы – и потеряли что-то очень важное. И как мало сделали в замен. А парк в Чобручах заслуживает того чтобы быть красивым, чистым, ухоженным. Чтобы радовать сельчан и приезжающих в Чобручи гостей.
86153825146000
Использованные ресурсы
Статья Наталии Барбиерhttp://www.tourism-pmr.eu/main/88-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig.htmlинтервью Дмитрия Кирилловича Родина
https://www.youtube.com/watch?v=hui3jWWENL4
Наш альбом
-3856555384500
147320-444500
20955022542500
-167640254848000