Исследовательская работа Какова же она, память первоклассника?


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Матрёногезовская средняя общеобразовательная школа
«Какова же она – память первоклассника?»
Исследовательская работа
Работу выполнили:
Голубев Дмитрий 1 класс
Калашник Валерия 1 класс
Руководитель: учитель начальных классов
Аксёнова Оксана Владимировна
2016 год
Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда что-то забывает. Например, я забыл вчера принести в школу цветные карандаши, а я забыла полить цветок в своей комнате. Все дети, а особенно первоклассники забывают что- то незначительное и не очень важное. А вот недавно мы, вдруг обнаружили, что забыли самое важное событие в нашей жизни!
На внеклассном мероприятии, посвящённом Дню матери, Оксана Владимировна сказала нам: «Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда впервые увидела вас! Как счастливо светились ее глаза!». Именно тогда у многих ребят нашего класса возникли вопросы «Почему же мы не помним себя при рождении?», «Мы этого не знали или уже забыли?», «А с какого возраста мы можем вспомнить себя маленькими, и у всех ли этот возраст одинаков?» И самое главное «Какова же она память первоклассника и как нам можно её тренировать?»
Мы решили исследовать эту проблему и поставили перед собой такие задачи:
1. Изучить возможности нашей памяти.
2. Выяснить, почему мы не помним себя в детстве?
3. Узнать какая бывает память у человека и как её тренировать?
Объект исследования - человек
Предмет исследования – его память.
Гипотезы
1. Предположим, человек не может запомнить всё, что с ним было.
2. Вероятно, есть какие-то упражнения, чтобы сделать нашу память сильнее.
3. Допустим, что вспомнить момент своего появления на свет невозможно.
4. А что, если мы запоминаем только то, что нам хочется?
Организация исследования:
чтение научно - познавательной литературы о памяти человека;
использование информации в сети Интернет;
беседовали с учителями нашей школы.
проводили эксперименты с одноклассниками.
Из научно – познавательной литературы мы узнали, что умение надёжно хранить информацию - одна из удивительных способностей человеческого мозга. Память нам нужна, чтобы не разучиться ходить, говорить, узнавать предметы окружающего мира.
Память – это способность человека сохранять свои знания и опыт и использовать в своей жизни.
(На плакате рисунки с надписями видов памяти)
Как оказалось, память у человека бывает слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная . У разных людей она бывает разная. Одни лучше запоминают то, что подержали в руках. Другие помнят лучше то, что услышали или увидели.
Благодаря двигательной памяти мы научились ходить, бегать, кататься на велосипеде, лыжах, коньках, писать буквы, слова. Я хорошо катаюсь на роликах, делаю это легко и даже не задумываюсь как.
Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всегда подсказывают, нравится нам что-то делать или нет. Например, я не люблю ходить к медсестре, потому что боюсь уколов, и даже зная, что, уколов не будет, на это посещение мне надо настроиться. А в парк аттракционов я еду с удовольствием, потому что обожаю это развлечение.
Нам стало интересно, а какая память лучше развита у ребят в нашем классе. Для того, чтобы это проверить, мы вместе с учителем подготовили несколько заданий. Потребовались карточки со словами для зрительного запоминания, и те же слова мы диктовали для запоминания на слух. Оказалось, у большинства первоклассников лучше развита зрительная память, чем слуховая. (Диаграммы исследования на плакате).
Мы задумались, а сколько же всего нужно будет запоминать в старших классах. Ольга Ивановна, учитель иностранного языка, рассказала нам, что за 11 класс ученики должны запомнить пятьсот иностранных слов.
Она рассказала, что память нужно тренировать, так же, как тренируют мышцы и тогда она станет лучше.
Мы решили начать такую тренировку прямо сейчас, с первого класса, потому что хотим учиться на одни пятёрки и ничего никогда не забывать. В сети интернет мы, вместе с учителем, нашли много специальных упражнений. Мы подарим вам памятки. Тренируйте свою память на здоровье!
Моей сестрёнке Вике 3 годика. Мама сказала, что мы с ней очень похожи, и я попыталась вспомнить себя в трёхлетнем возрасте. Проводить эксперимент оказалось интересней вдвоём с Димой.
Это мой первый Новый год, здесь я со своей мамочкой и мне 8 месяцев. А это тоже я, в костюме Деда Мороза и мне 2 годика. Как я ни старался, а вспомнить эти события никак не мог. А вот эту первую встречу с тигром в зоопарке я помню очень хорошо. Здесь мне 3 годика.
Это я, в 11 месяцев с целым мешком конфет. Мама рассказала, что мне хотелось попробовать каждую конфетку. Как я не старалась, у меня не получилось припомнить столько сладостей. А эту прогулку по парку и вкусную вату я помню очень хорошо. Здесь мне уже 3 годика. А здесь - 4, я помню, что почти выиграла у папы эту партию в шахматы.
Оказалось, что почти все ребята нашего класса могут вспомнить себя, свою семью в возрасте трёх лет. Некоторые смогли вспомнить себя и в 2 годика. Мы узнали, что надолго остаются в памяти яркие, запоминающиеся события из нашего детства. Такие как поход в зоопарк, цирк, поездки на море, весёлые дни рождения и замечательные подарки.
Из сети интернет мы узнали, что память ребенка к 18 месяцам уже практически достигает уровня взрослого человека, почему же тогда мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в этом возрасте?Учёные и психологи считают, что, скорее всего самые ранние воспоминания могут оказаться заблокированными в нашей памяти, потому что мы не могли тогда говорить, не могли описать словами то, что с нами происходит. Мы выяснили, что есть множество экспериментов, которые доказали, что нам намного проще запомнить то, что мы можем выразить словами. Важно помнить, что язык и способность говорить, тесно связаны с памятью. Мы расстраиваемся, когда что - то забываем, но оказывается забывание, позволяет избавиться от ненужной информации и освобождает место для новых знаний.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что человеческая память, действительно, уникальна. Когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно. Наш язык и способность говорить тесно связаны с памятью. Память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддается тренировке. Следовательно, подтвердились и гипотезы:
1. Человек не может запомнить всё, что когда-то с ним было.
2. Есть специальные упражнения, чтобы сделать нашу память сильнее.
3. Вспомнить момент своего появления на свет и младенчества невозможно.
Спасибо за внимание!