Конспект занятия на тему Настоящая дружба


Тематическое занятие для детей младших классов
«Настоящая дружба»
Цель: Формирование понятия «дружба», сплочение детского коллектива.
Задачи: 1. Показать важность истинных друзей в жизни человека;
               2. Научить доброжелательности и взаимопомощи, стремлению слышать и понимать друг друга, то есть тем качествам, которые способствуют укреплению дружеских отношений;
              3. Воспитать стремление уважать чувства и желания окружающих людей.
Ход занятия
Ведущий.
Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость, согреет теплом!
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь»)
- Наше сегодняшнее занятие посвящено дружбе. Ребята, а как вы понимаете, что такое «дружба»? (ответы детей).
В толковом словаре дается такое определение:
“Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.
В. - В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок о дружбе. На предыдущем занятии, вам было дано задание найти их.
(Дети выходят по одному, читают начало пословицы, остальные ребята продолжают).
1. Не имеет сто рублей, а имей ….. (сто друзей)
2. Платье хорошо новое, а друг ….. (старый)
3. Дружба, что стекло: расколешь – (не соберёшь)
4. Один за всех и все  ….. (за одного).
5. Старый друг лучше….. (новых двух).
6. Нет друга, ищи, а нашёл .....(береги).
7. Друг познается ….. (в беде)
8. Недруг поддакивает, а друг ….. (спорит)
В. - Видите, как много пословиц нашли наши ребята о дружбе. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.
1. Друг познается в несчастье (в трудную минуту останутся рядом и помогут только настоящие друзья).
2. Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный не найдешь (человек, который с тобой рядом, когда у тебя все хорошо, и отстраняется от тебя, когда наступает трудная минута, - не настоящий друг).
3. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
4. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой (без дружбы человек слаб).
5. Не та дружба сильна, что в словах заведена (Друг познается только по реальным поступкам, а не по пустым словам и обещаниям).
6. Дерево крепко корнями, а человек  друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).  
7. Друг за дружку держаться – ничего не бояться (когда дружба крепкая, то и любые трудности не страшны, потому что друг всегда поможет).
8. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба  - словом (обидные и несправедливые  слова  могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга).
9. Хочешь дружбы - будь другом. (Когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся).  
В.- Ребята, чему учат эти пословицы и поговорки?
(Учат дорожить дружбой, стоять горой за своих друзей, плечом к плечу).
В. - Как вы думаете, каким должен быть ваш друг? Давайте его нарисуем.
(Дети рисуют портрет друга, а после выполнения задания рассказывают о том, кого они изобразили).
В.- А теперь назовите качества, которыми должен обладать ваш друг.
(Каждый участник называет по одному качеству).
В. -  Я предлагаю вам послушать несколько ситуаций и ответить на вопрос: «Являются ли герои рассказов настоящими друзьями?»
Ситуация 1. «До первого дождя» (Рассказ В.Осеевой)
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это так получилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы бы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
В. - Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя?» Почему покраснели Маша и Таня?
(Ребята делают выводы о том, что настоящие друзья всегда готовы придти на помощь)
Ситуация 2
Ваня и Саша – друзья, встречаются на улице.
Ваня: - Привет, Саша! Какая хорошая погода на улице! Пойдем на каток?
Саша: - Я бы с удовольствием пошел, но завтра у нас контрольная по математике. А ты же знаешь, что я плохо решаю задачи. Мне бы надо посидеть, позаниматься.
Ваня: - да ты не переживай. Я тебе помогу – дам на контрольной списать, у нас же один вариант.Саша: - Ой, Ваня, спасибо! Теперь я знаю, что ты настоящий друг.
И ребята пошли на каток…
В. - Правильно ли поступил Ваня? Что он должен был сделать в этой ситуации?
(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что Ване не нужно было давать списывать, а объяснить Саше решение задачи перед контрольной.)
Ситуация 3
Николай лежит в больнице. У мальчика много друзей, с которыми он ходит на каток, играет в футбол, делится своими переживаниями, доверяет им. Но никто из них не навестил Николая в больнице. Ребята объяснили это тем, что были заняты зачетами, подготовками к контрольной работе.
В. - Ребята, как вы считаете, настоящие ли друзья окружали Николая?
(Ребята обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что настоящие друзья всегда помогут в трудную минуту, будут интересовать здоровьем друга, его самочувствием)
В. - Ребята, вы все знаете знаменитых героев мультфильма «Смешарики»: Кроша, Бараша, Нюшу, Ежика, Кар-Карыча. Я предлагаю вам посмотреть про них истории и подумать, почему же их дружба всегда остается крепкой?
(Ребята смотрят мультфильмы «Добро», «Мораль», «Кто кому?»  из серии «Азбука доброжелательности», обсуждают предложенные ситуации, делают выводы)
Вывод: герои мультфильма умеют уважать чужое мнение, совершать добрые поступки, все делают сообща, умеют договариваться, слушать и слышать друг друга.
В. - Ребята, как вы думаете, существуют ли правила настоящей дружбы?
Правила настоящей дружбы:
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Кто быстрее, зачитывает свое правило.
– Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Правила дружбы
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Поддержи друга, если у него неприятности.
Порадуйся вместе с ним его успехам.
Не завидуй другу!
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.
Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
Никогда не сплетничай о своих друзьях.
Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.
О достоинствах своего друга расскажи каждому.
Всегда приходи на помощь и в трудную минуту к своим друзьям.
В. – И в заключение нашего занятия, давайте вместе создадим дерево дружбы. У Вас на столах ладошки. Запишите на каждом пальчике свои достоинства и хорошие качества. Давайте прикрепим эти ладошки на наше дерево.
– Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей: будем помогать друг другу в трудную минуту, не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!” И чтобы наши друзья оставались всегда с нами споём все вмести песню Барбарики “Дружба”. (Исполняют ребята).