Презентация по русскому языку для 4 класса «Общие сведения о глаголе»
Цель: научиться распознавать глаголы в устной и письменной речи.Вопрос урока: белила – это что? или что делала? Учитель МБОУ СОШ № 11 им. Скрипки О.В.г. Волжский Волгоградской области Урок русского языка в 4 классе Тема: «Общие сведения о глаголе» Спишите, вставьте пропущенную орфограмму, приготовьтесь объяснить правописание орфограмм в подчеркнутых словах Орфографическая минутка В…черний, в…рить, к…рмил,с…ринка, в…зать, м…л…дой,сл…беть, прол…вной, б…гун,т…щить, стр…лок, ш…птун, т…нул. На какие группы можно разделить эти слова? Докажите свой выбор. Проверь себя Вечерний, варить, кормил, соринка,вязать, молодой, слабеть, проливной,бегун, тащить, стрелок, шептун, тянул. Интересная часть речиВ русском языке живет,Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет иль поёт,Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам Эти стихи помогут вам сформулировать тему нашего урока ГЛАГОЛ Слова какой части речи помогли вам определить тему урока? Прочитайте их.Что обозначают глаголы? Глагол-это часть речи обозначает действие предмета отвечаетна вопросы что делать? что сделать? Запомните светило свет стекло жгут белила светлый посадил белить белок белый Запишите только глаголы Определите, какой частью речи являются данные слова осветимпосадилбелить Докажите белила светило стекло осветимпосадилбелить Кто прав? слова разных частей речи, которые в определенных формах пишутся и звучат одинаково.Например: Стекло - имя существительное среднего рода в именительном или винительном падеже единственного числа.Стекло – глагол в прошедшем времени, в среднем роде, в единственном числе ______ Омоформы Белила – (что?) имя существительноеБелила – (что делала?) глаголСветило – (что?) имя существительноеСветило – (что делало?) глаголСтекло – (что?) имя существительноеСтекло - (что сделало?) глагол – гл., прошед. вр., ср.р. сущ., ед. ч., ср.р. Стекло Стекло стёклышко стеклянный застеклить тёк протекает течёт Морфемный состав слов Кто без кисти и Крыши города На то и Ведро дало белил белил ? печь печь чтобы в ней хлебы , течь течь , а вода стала . . Найдите омоформы Действие предмета Состояние предмета Изменение признака Распределите слова по группам пробежать загоревать стемнеть спать умнеть жалеть ползти загрустить чернеть беседовать устать Глагол обозначает: Глагол-это часть речи обозначает действие предмета отвечаетна вопросы что делать? что сделать? Запомните состояние предмета изменение признака ЧитаетГреетВозит РешалГулялМыслил ПобегуЗакричуПересчитаю Глаголы изменяются по временам По каким грамматическим признакам объединены данные глаголы? ПисалаНарисуюЖдёт ПисалиНарисуютЖдут Глаголы изменяются по числам Глагол-это часть речи обозначает действие предмета отвечаетна вопросы что делать? что сделать? Запомните состояние предмета изменение признака изменяется по временам по числам Выпишите из текста глаголы с вопросами Заспешил Кузька в лес. Видит: сидит его дружок Лешик и бинтует хвостик. Кузька! – запищал Лешик.- Баба-Яга совсем голову потеряла. Кузнечиков распугивает. В дом не пускает. Ни в окно не влезешь, ни в дверь не войдешь. Ругается, подлости устраивает. То ножку подставит, то из рогатки птиц бьёт. А мне, вот видишь, хвостик дверью прищемила.По Т. Александровой Слова для справок: подставит, бьёт, заспешил, войдешь, пускает,прищемила, сидит, устраивает, бинтует, распугивает, влезешь,запищал, ругается, потеряла. Восстановите текст, используя слова для справок … Кузька в лес. Видит: … его дружок Лешик и … хвостик. Кузька! – … Лешик.- Баба-Яга совсем голову … . Кузнечиков … . В дом не … . Ни в окно не …, ни в дверь не … . …., подлости … . То ножку … , то из рогатки птиц … . А мне, вот видишь, хвостик дверью … .По Т. Александровой