Сказкотерапия для подростков Исследование особенностей самооценки

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Исследование особенностей самооценки
Цель: повышение уровня психологической грамотности, познание самого себя, коррекция неадекватной самооценки.
Оборудование: Тест «Самооценка», лист бумаги формата А4, ручка.
Вводный комментарий:
Сегодня наша работа будет посвящена самооценке. Я надеюсь, что вам будет интересно, так как знания и опыт, полученные в результате нашего психологического часа, помогут вам лучше узнать себя, понять других.
Что же такое самооценка? Это то, как человек себя оценивает. Самооценка может быть адекватной (нормальной, оптимальной) или неадекватной (неоптимальной). Неадекватная самооценка бывает неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.
А сейчас послушайте, пожалуйста, сказочную историю.
Сказка «Конфеты» (приложение 3)
Вопросы для обсуждения:
Какая, по вашему мнению, была самооценка у Супер - конфеты?
Какие в связи с этим у Супер – конфеты возникли проблемы?
Кого из ваших знакомых напоминает вам Супер – конфета?

Заключительный комментарий:
Действительно, у людей с завышенной самооценкой часто возникают проблемы в общении. Конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.