Методическая разработка занятия внеурочной деятельности Я-исследовательна тему Почему летит ракета? ( коллективная игра — исследование).
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности
« Я-исследователь».
Учитель: Гибадуллина О.Н.
Тема: Коллективная игра-исследование « Почему летит ракета».
Цель: формирование исследовательских умений на основе первичного знакомства учащихся с устройством ракеты и способом её полёта, развитие познавательной активности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Планируемый результат:
Учащиеся получат первоначальные представления о космосе.
В ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения другихОбучающиеся должны научиться
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать внимательное отношение к сверстникам;
Воспитывать нравственное отношение в коллективе,
Воспитывать у учащихся стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе исследовательской работы.
Развивающая: Развивать внимание и мышление;
Развивать умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать;
Развивать личность ребёнка.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
Развивать учебную самостоятельность и исследовательский интерес.
Обучающая:
Актуализировать известные представления об исследованиях,
Обеспечить усвоение методов исследования,
Формировать умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
Формировать умения разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
Формировать умения работать в группе;
Формировать умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
В результате формируются УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской
деятельностью; первоначальные представления о космосе; позитивную самооценку;
стремление к успешности в исследовательской деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий; (регулятивные)
-учить работать с информацией, искать информацию в энциклопедиях; выполнять
логические действия (анализ, сравнение);
Познавательные УУД:
-учить работать с информацией, искать информацию в энциклопедиях; выполнять
логические действия (анализ, сравнение);
Коммуникативные УУД:
-формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них; входить в коммуникативную игровую ситуацию;
учить проявлять интерес к общению и групповой работе.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска .Демонстрационный материал:
1) выставка энциклопедий,
2) памятки
Раздаточный материал.
Литература
А.И. Савенков «Я исследователь». Рабочая тетрадь для младших школьников.
Ход занятия:
1. Мотивация к деятельности
Приветствие. Звучит песня «Ужасно интересно…»
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же занятие, не будем зря время терять.
- Уважаемые коллеги ! Сейчас вы увидите занятие внеурочной деятельности « Я - исследователь». Ученики нашего класса учатся быть исследователями. Постепенно из «почемучек» , которые поступили к нам в 1-м классе, дети становятся « потомучками».Чтобы этот процесс шёл успешно, очень важно научиться работать с информацией. Надеюсь, нам удастся это показать , а вам – увидеть.
Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
2. Актуализация знаний .-Как называется наше занятие?
(Наше занятие называется «Я – исследователь»)
-Что значит исследовать?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
Исследовать – идти по следу.
-Посмотрите на доску, выберите по какому следу вы пойдёте.
(На доске: следы шести цветов – зелёный, красный, синий)
-На партах вы видите следы разных цветов, займите свои места в группах по цветам, которые вы выбрали.
(Шесть групп по 5 человек, на партах поставлены флажки соответствующего цвета, раздаточный материал для занятия.)
-Нам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группе.
Работать вместе.
Обсуждать дружно.
Думать быстро.
Спорить тихо.
Правильные ответы фиксируете на экранах успеха.(за правильный ответ наклеивайте звёздочку.)
3.Знакомство с темой занятия.
-Нам надо определить над какой проблемой мы сегодня подумаем, поразмышляем.
-Ребята, а какое транспортное средство, которое после 12 часов превратилось в тыкву? (карета).
( Это большой закрытый четырёхколёсный конный экипаж, повозка на 4-х колёсах (с польского – «воз»)- Из букв этого слова соберите название другого транспортного средства.
-Какое слово получилось? (ракета)
-Послушайте строчки из стихотворения
Сергея Михалкова «От кареты до ракеты».
Люди ездили по свету
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век -
Сел в машину человек.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин
…
Корабли такими были
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год..Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Ну, а это, ну, а это -
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
-Люди перешли от кареты до ракеты. С чем это связано? (всё изменятся, начинает двигаться быстрее, убыстряется)
-Что можете сказать про движение этих транспортных средств? (карета едет, а ракета летит)
-Кто догадался о теме нашего исследования? ( Почему летит ракета?)
-Сформулируйте цель исследования.
-Чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?
На доске - Задачи:
1. Узнать устройство ракеты.
2. Узнать способ её полёта.
4.Выдвижение гипотезы.
Поиграем в игру «Пантомима». (Дети встают.)
-Покажи как плывёт лодка?
Почему так происходит? Потому, что гребец работает вёслами. Вёсла загребают воду и толкают лодку вперёд.
- Покажи как летит птица?
Почему так происходит? Потому, что она крыльями машет. Крылья, словно вёсла, загребают воздух и толкают птицу вперёд.
- Покажи как летит самолёт? (садимся)
Почему так происходит? Потому, что у него двигатель работает и вращает воздушный винт. Винт врезается в воздух, словно шуруп в доску, и тянет самолёт вперёд. А вот в космос даже самолёт не полетит. Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Всё, что ей нужно для полёта, у неё с собой. Какая же сила поднимает ракету?
На доске – вакуум
Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм». Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез по прозвучавшему вопросу. Каждая группа на листочке дописывает фразу.
Выберите в группе одного кто будет отвечать.
Возможно …
Предположим …
Что, если …
Допустим …
(Выступление спикеров.)
5.Следующий шаг -это проверка гипотез.
-Какие методы есть у исследователя?
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)
Понаблюдать
Посмотреть в книгах, энциклопедиях
Посмотреть по телевизору (по теме исследования)
Получить информацию у компьютера
Провести эксперимент
А какие методы помогут нам проверить гипотезу?
Подумать самостоятельно.
Спросить у другого человека.
Посмотреть в книгах, энциклопедиях.
Провести эксперимент.
-Что у нас получилось? (План исследования)
6.Работа по плану исследования.
Итак, первый метод – подумать самостоятельно.
Для того, чтобы подумать над темой , проведём космическую викторину.
Я буду задавать вопросы, а вы, если знаете, поднимать руку и отвечать.
Как называется прибор для наблюдения за звёздами? (телескоп)
Первый «землянин», полетевший в космос? (Юрий Гагарин)
Когда это было? (12 апреля)
Как зовут первую женщину-космонавта? (Терешкова)
Как звали собак, побывавших в космосе? (Белка и Стрелка)
А сейчас мы с вами находимся в конструкторском бюро, где учёные проектировщики разрабатывают и создают модели ракет.
-Каждой группе предлагаю выполнить своё задание.
3группы выполняют объёмные аппликации, а 3 группы модель ракеты из геометрических тел.
- Найдите на своем столе то, что вам понадобится. (бумага, картон, клей).
-Какие замечательные ракеты у вас получились.
7.Работа с энциклопедиями.
- А кто знает что-нибудь интересное про ракеты?
(рассказы учащихся):
Русское слово "ракета" произошло от немецкого слова "ракет". А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова "рокка", что значит "веретено". То есть, "ракета" означает "маленькое веретено", "веретёнце". Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.
Ракеты человек изобрёл давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными.
Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.
А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский (наверное, это самый знаменитый учитель физики!) придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. Для того чтобы выйти из этой колыбели и начать шагать в космическом пространстве, и нужны ракеты. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.
-А где вы узнали эту информацию? (в энциклопедиях)
-Каким методом мы воспользовались?
Физкультминутка.
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
А потом - на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Побежим, ребята, дружно:
Разминаться всем нам нужно
А сейчас мы с вами дети
Полетаем на ракете.
На носочки поднимись
А теперь руки вниз.
В невесомости плывём
Мы под самым потолком.
8.Знакомство с устройством ракеты.
Воспользуемся следующим методом. Каким?
-А у нас гость.
Я, ученик 7 класса, занимался исследованием этой проблемы и стал настоящим специалистом. Я пришёл вам помочь.
- Послушайте рассказ и посмотрите на слайд. Сейчас вы поймёте, чья же гипотеза самая верная.
Современная ракета — это сложное сооружение. Почти всю внутренность её занимают баки с топливом. В головной части ракеты помещаются приборы, управляющие её полётом. Сзади ракета имеет стабилизатор. Он похож на оперение стрелы или на хвост самолёта. При движении в атмосфере он не даёт ракете «вилять» из стороны в сторону. А в дне у ракеты дырка. Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Это от них за ракетой словно огненный хвост остаётся. Спасибо.
- Как устроена ракета?
Откуда берутся эти газы? (сгорает топливо)
- Струя бьёт в одну сторону — ракета летит в другую, т.е. вперёд. Непонятно? Что же делают в таком случае настоящие исследователи? (проводят опыты)
9.Эксперимент.
-Что такое эксперимент?
Эксперимент-это проба, опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве наук.
- Внимательно слушайте инструкции.
- Нет, на Луну мы с вами пока не полетим. Наша ракета будет летать только в классе. Мы сделаем её... Впрочем, мастерить здесь ничего не придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.
- Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)
- Что произойдёт, если поднести отверстие шарика к горящей свече? Её пламя затрепещет и может даже погаснуть.
- Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета?
-Да, может! Надуйте его снова, подняв лицо вверх.
- А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)
- Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)
- Сколько времени наши шарики были в полёте? (несколько секунд)
- Почему? (В шарике мало газов.)
- А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд.)
Вывод.
Доска – ракета – топливо – газ
- Спасибо за проведение эксперимента.
- А для чего люди запускают ракеты? (для связи, прогноза погоды, изучение Земли и Солнечной системы)
-Ребята, а как вы думаете, для атмосферы, окружающей нашу планету, запуск ракет полезен?
10.Итак, результаты исследования.
-Какова была тема исследования.
- Почему же летит ракета? Что мы узнали? (узнали устройство ракеты и способ её полёта)
-Чья же гипотеза оказалась верной?
-Какими методами пользовались в нашей работе? (подумать сам-но, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент)
-Ребята, а как вы думаете, для атмосферы, окружающей нашу планету, запуск ракет полезен?
11.Рефлексия.
-Оцените работу своей группы.
Мы работали…
Мы считаем…
Нам понравилось…
Мы думаем…
Наша группа собрала … звёздочек.
-А теперь, Ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете вы были сегодня командой?
-А сейчас возьмите звёздочки , которые у вас на столе. На доске вы видите 3-х космонавтов. Кому на занятии было интересно положите звёздочку зелёному космонавту. Кто чувствовал себя неуверенно, испытывал затруднения-жёлтому. Кто ничего нового не узнал, кому было скучно. неинтересно-красному.
Награждение медальками «Самый любознательный».
Спасибо за занятия, до новой встречи ,ребята.