Коррекционно – развивающее занятие «Царевна Несмеяна»

Крючкова О. В.
Коррекционно – развивающее занятие
во 2 классе
«Царевна Несмеяна »

Цели занятия:
Закрепить знания об эмоциях.
Познакомить со сказкой «Царевна Несмеяна».
Формировать желание детей общаться со сверстниками и взрослыми.
Развивать речь учащихся:
- развивать умение учащихся давать полные ответы на вопросы педагога;
- развивать диалоговые формы общения;
- следить за правильным произношением слов;
- активизировать словарь учащихся.
Развивать познавательные процессы детей, выразительность мимики, жестов.
Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
Создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Оборудование: песня «Улыбка»; карточки, на которых схематически изображены человеческие лица, выражающие различные эмоции; карточки с заданием.

Ход занятия.
I. Настрой на совместную деятельность.
Педагог-психолог. Здравствуйте, дети!
Ученики. Здравствуйте!
Педагог. Ребята, а вы замечали, что когда люди улыбаются, они становятся еще краше? Встаньте. Возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и молча улыбнитесь друг другу Какие же вы красивые! Когда вы улыбаетесь вы, действительно, становитесь краше Тихо садитесь на свои места.
Педагог. Очень важно уметь улыбаться. Как вы думаете, почему?
Ученики. Когда человек улыбается, у него поднимается настроение, ему становится веселее. Он становится краше, чем был.
Педагог. Все правильно. Ребята, послушайте песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» и скажите, как еще улыбка помогает в жизни. Ученики. А еще улыбка помогает доброжелательно относиться друг к другу, помогает приобрести друзей. От улыбки становится на душе светлей, теплей

II. Сообщение целей занятия.
Педагог. Ребята, посмотрите. Перед вами несколько схематических изображений человеческого лица, которые выражают различные эмоции. Найдите среди них рисунки с улыбкой. Назовите их номер.
Ученики. Это рисунки под номерами 4 и 6.
Педагог. Верно. Какие эмоции они выражают?
Ученики. Эти рисунки с улыбкой выражают радость, веселье; доброту, спокойствие.
Педагог. А какие эмоции выражают другие рисунки? Давайте назовем.
Ученики. Номер 1 - удивление, 3 - злость, 2 - грусть, 5 - задумчивость. (Если ребенку трудно определить, какую эмоцию выражает схема, предлагаем ему изобразить на своем лице такую же мимику и почувствовать, какие возникают при этом эмоции.)
Педагог. Вы уже, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Ученики. Мы сегодня будем говорить об эмоциях.
Педагог. Верно, сегодня мы будем говорить об эмоциях, и в этом нам поможет одна очень интересная сказка.

III. Работа над темой занятия.
Педагог. А сказка называется «Царевна Несмеяна». Послушайте: в некотором царстве жил-был царь. И была у него дочка – царевна Несмеяна. Целыми днями она плакала и никогда не улыбалась, никогда не смеялась.
Педагог. Ребята, покажите, какое было выражение лица у царевны. (Дети показывают, как плачет царевна, как она грустит.) Какое схематическое изображение подходит?
Ученики. Подходит изображение номер 2 - грусти, печали.
Педагог. Верно. Горько было царю смотреть на печальную дочку. Решил царь издать указ: «Тот, кто рассмешит царевну, тот и станет ее мужем да еще полцарства получит в придачу».
Педагог. Ребята произнесите указ царя с разной интонацией: удивления, безразличия, грусти, радости. (Педагог сначала произносит фразу сам.)
Педагог. Итак, послушал народ царский указ и обрадовался: царевну рассмешить – дело нехитрое! Стали приходить во дворец и царевичи из других государств, и бояре с бородами, и простые люди. Что тут началось! Один пляшет, другой поет, третий игры затевает – все напрасно: царевна только слезы утирает.
А в ту пору жил в одной деревеньке Проша-работник. Заработал он денежек и решил пойти по свету народ посмотреть, себя показать. И прознал он про царевну Несмеяну: надо бы на нее посмотреть – говорят, уж больно она красива. Отправился Проша в царский дворец.
Идет он полем, а навстречу ему маленькая мышка.
– Дай, - говорит она, - мне денежку, я тебе пригожусь!
Проша дал ей денежку и дальше пошел. Идет он лесом, а навстречу ему жук.
– Дай, - говорит, - мне, Проша, денежку, я тебе пригожусь!
Дал ему Проша денежку и дальше пошел. Подходит он к широкой реке. Как перебраться на другой берег? Сделал он плот из толстых бревен и поплыл. Вдруг видит, из воды сом вынырнул.
– Прошенька, дай мне денежку, я тебе пригожусь!
Проша достал денежку и дал ее сому. А сам дальше поплыл. Перебрался на другой берег и пошел к царскому дворцу.
Видит Проша: в окошке царевна сидит красоты неписаной. Засмотрелся на нее Проша да прямо в лужу и упал. Тут откуда ни возьмись, появилась мышка, а за ней жук и сом. Стали они Проше помогать: мышка шляпу очищает, сом воду отряхивает, а жук мух отгоняет. Поглядела на них царевна да как
Психолог. Ребята, как вы думаете, что было дальше?
Ученики. Она засмеялась.
Педагог. Да, действительно, очень смешная ситуация. Поглядела на них царевна да как засмеется: до чего же смешное зрелище! Царь увидел, что дочка его хохочет, так рот и раскрыл от удивления.
Педагог. Ребята, давайте изобразим царевну и царя. (Дети изображают хохочущую царевну и удивленного царя.) Какое схематическое изображение подходит?
Ученики. Царевне подходит изображение номер 6 - радости, а царю – 1 – удивления.
Педагог. Правильно. Чем же закончилась сказка?
Ученики. Проша стал мужем царевны, и царь отдал ему полцарства.
Педагог. Верно. Сдержал царь свое слово: и царевну за Прошу замуж отдал, и полцарства ему подарил. Зажили молодые во дворце счастливо. А мышка, сом и жук к ним в гости захаживают и ни о чем не тужат.



IV. Обсуждение занятия с детьми.
Педагог. Ребята, что вам доставило радость? (Ответы детей.) За кого вы порадовались? (Ответы детей.)
Педагог. Ребята, а какое сейчас настроение у вас? (Каждый ребенок говорит о своем настроении.) Какое схематическое изображение подходит к вашему настроению?
Ученики. Изображение радости, спокойствия.
V. Работа в тетрадях.
Педагог. Откройте свои тетради и раскрасьте только те картинки, которые вызывают у вас веселое настроение. (Дети раскрашивают.)
Педагог. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Ученики. Мы сегодня говорили об улыбке, об эмоциях, говорили о том, для чего нужна улыбка
Педагог. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на занятии. Молодцы. Домашнее задание у вас будет такое: с помощью разноцветных карандашей нарисовать свое настроение или настроение своей мамы, или папы, или друга.

V. Ритуал окончания занятия.
Педагог. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и вам будут рады!








15