РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пояснительная запискаСовременный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Формирование основ безопасности жизни: включает и пожарную, электрическую, на проезжей части, в быту и социуме. Все они являются взаимосвязанными, и их обеспечение должно решаться в комплексе, а главным действующим лицом становится ребёнок, его развитие, способность защитить себя и окружающих.
Цель:
Формирование представлений детей о безопасном пространстве и правилах безопасности в быту и на улице.
Задачи в работе с детьми
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, в быту, в природе;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
Программа предусматривает три основных направления:
Правила поведения на дороге, игры во дворе, знание дорожных знаков.
- Пожарная безопасность.
- Как избежать неприятности, когда один дома.
На основе поставленных задач разработана рабочая программа в соответствии с ФГОС
Комплексно – тематическое планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках:
1) Совместная деятельность;
2) Самостоятельная деятельность;
3) В ходе режимных моментов.
Программа реализуется в детских видах деятельности: игровой, продуктивных видах деятельности, чтении художественной и научной литературы, рассматривании картин, иллюстраций, фотографий, схем, знаков, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивают утренние и вечерние сборы, деятельность в центрах активности, экскурсии, развлечения, спортивные игры и соревнования, проектная деятельность с детьми и родителями.
Материал по теме отбирается с учётом возрастных особенностей и интересов детей. Подача материала осуществляется поэтапно, ступенчато.
В работе используются словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания.
Так как большое значение для дошкольников имеет наглядность, в группе и приёмной для детей и родителей оборудованы уголки безопасности. Центры активности регулярно пополняются играми и наглядными пособиями, литературой по основам безопасности жизнедеятельности. При оформлении группы по теме активно используется всё пространство.
В процессе совместной продуктивной деятельности у детей создаётся мотивация к дальнейшему изучению темы. Приобретённые теоретические знания обязательно сочетаются с практическими действиями.
Закрепление правил безопасного поведения проходит в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети сами являются активными участниками различных возможных ситуаций.
В сюжетно-ролевых играх «Семья», «ГИБДД», «Заправочная», «Шофёры», « Пожарные», « Больница» дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, «дорожных ловушках», правилах безопасного поведения.
Работа проходит в тесном сотрудничестве с коллегами и специалистами ДОУ.
Регулярно проводится работа с родителями воспитанников. Анкетирование, памятки для родителей, консультации, родительские собрания, участие родителей в утренних и вечерних сборах, помощь родителей в подборе книг, фотографий и информации, участие в творческих выставках, создании проектов группы, развлечениях направлено на формирование основ безопасности жизнедеятельности воспитанников в семье. Совместные мероприятия с родителями воспитывают у детей чувство надёжности, поддержки от взрослых.
Циклограмма планирования тематической недели по ПДД для детей от 5 до 7 лет
Дни недели Тема дня, цель Время суток Формы работы с детьми
Понедельник "П о улицам Автограда"Цель: закрепить понятия об общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем. Учить детей различать грузовой и легковой транспорт, знать и называть части машин Утро Занятие "Какие бывают машины".Целевая прогулка "Наблюдение за транспортом".Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль", "Цветные автомобили", "Трамвай"
Вечер Конкурс художественного творчества "Создаем автомобиль"
Вторник "В гостях у Светофорчика "Цель: уточнить представления детей о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части Утро Комплексное познавательно-речевое занятие + изобразительная деятельность на тему "Светофор".Целевая прогулка: "Наблюдение за работой светофора".Подвижные и дидактические игры "Найди свой цвет", "Сломанный светофор", "Стоп"
Вечер Развлечение "Эстафета зеленого огонька"
Среда "День юного пешехода"Цель: закрепить понятие "пешеход", тренировать детей в применении знаний на практике Утро Занятие игра-сказка "Азбука пешехода".Целевая прогулка "Правила юного пешехода" .Игра "Умелый пешеход"
Вечер Конкурс "Лучший пешеход"
Четверг "На улицах большого города"Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, проезжей части, тротуаре.
Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки. Закрепление знаний о родном городе Утро Занятие "На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!". Целевая прогулка "Знакомство с улицей".Коллективное творчество: конструирование из строительного материала "Улица города".Дидактическая игра "Я шагаю по улице"
Вечер Театрализованная постановка "Дорога к теремку"
Пятница " наши друзья- дорожные знаки"Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов Утро Комплексное познавательно речевое занятие и изобразительная деятельность на тему: "Дорожная азбука".Целевая прогулка "Дорожные знаки".Дидактические игры: "Учим дорожные знаки", "Теремок", "Угадай, какой знак", "Поставь дорожный знак"
Вечер Музыкально-игровой досуг "Правила дорожного движения "
Перспективное планирование в старшей группе Сентябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание -Развитее конструктивной деятельности Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.
Беседа «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию.
Дидактические игры, упражнения «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой.
Игровые ситуации «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.
Другие формы работы с детьми Изготовление макета улицы, обыгрывание.
Работа с родителями Рекомендации:
приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть;
постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них- это опасно!
Октябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание - Социальный мир. Тема: «Наше село» -
уточнить представления о родном селе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр.
Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Дидактические игры, упражнения «Кто лучше знает свое село» - уточнить знания о родном селе и средствах передвижения по нему.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.
Игровые ситуации «Мы идем по улице»
Двигательная деятельность П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
Другие формы работы Просмотр видеофильма
Работа с родителями Рекомендации:
при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность;
держите ребенка за руку.
Ноябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.
Познание - Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка на перекресток - учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДЦ.
Беседа Тема: Правила и безопасность дорожного движения»
Дидактические игры и упражнения «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат)
Работа с родителями Рекомендации:
- при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны.
Декабрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» -
побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.
Целевые прогулки и наблюдения Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.
Беседа «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по знаку.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.
Игровые ситуации «Будь внимательным»
Чтение М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице»
Другие формы работы Просмотр диафильма «Загадки светофора»
Работа с родителями Рекомендации:
учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте;
приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
Непосредственно
образовательная
деятельность Художественное творчество - Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.
Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познание - Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к « Т -образному перекрестку» - дать понятие, что это большой перекресток. Нужно быть очень осторожным.
Беседа «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры и упражнения «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.
Игровые ситуации «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.
Чтение Г.Цыферов «Сказки на колесах»
Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)
Работа с родителями Рекомендации:
- при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения.
Февраль
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание - Развитие" конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) - уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.
Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции.(гололед)
Беседа «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Дид\игры, и упражнения «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками.
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин»
Игровые ситуации «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Другие формы работы с детьми Развлечение «Светофор»
Работа с родителями Рекомендации:
вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках;
проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется
Март
Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт
Художественное творчество - Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов
Беседа «Чем можем - поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.
Дидактические игры и упражнения «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие ДьенешаСюжетно-ролевые шоферы «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора»
Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте
Чтение С.Маршак. Скверная история
Другие формы работы Изготовление атрибутов для игры «Улица»
Работа с родителями Рекомендации:
учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»;
приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать
Апрель
Непосредственно
образовательная
деятельность Художественное творчество - Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира
Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
Беседа «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку
Дидактические игры и упражнения Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание)
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин»
Игровые ситуации «Опасности на дороге»
Чтение Д.Денисова. Как перейти дорогу
Другие формы работы с детьми Развлечение «Петрушка на улице»
Работа с родителями Рекомендации:
продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада;
убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя;
беседа с родителями о ПДД
Май
Непосредственно
образовательная
деятельность Художественное творчество - Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию
Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов
Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами
Беседа «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя
Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте
Двигательная деятельность Езда на самокате- учить детей отталкиваться правой и левой ногой
Чтение Н.Носов. Автомобиль, Д.Денисова. Как перейти дорогу
Работа с родителями Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма»
Перспективное планирование в подготовительной группе
Сентябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Художественное творчество - Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знакиЦелевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к перекрестку
Беседа «Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе «Железнодорожный транспорт и его опасность» -
закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги
Дидактические игры и упражнения «Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов
Игровые ситуации «Расставь знаки» - упражнять в правильном расположении знаков на улице
Двигательная деятельность Игра в футбол — закреплять знания о том, что играть можно только на специально отведенном месте
Чтение С.Михалков. Дядя Степа - милиционер. Моя улица
Другие формы работы с детьми Изготовление пешеходного светофора из бросового материала
Работа с родителями Рекомендации:
сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора;
закрепляйте правила перехода проезжей части;
отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры
Октябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание - Развитие конструктивной деятельности.
Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта
Познание - Социальный мир. Тема: Встреча с сотрудником ГИБДД - познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе
Целевые прогулки и наблюдения Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару
Беседа «Кто регулирует движение транспорта» - закрепить
знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы
Дидактические игры и упражнения «Автотрасса» - закреплять знания о ПДЦ и дорожных знаках
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей
Игровые ситуации «Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика
Чтение Я.Пишумов. Говорящая машина, Н.Носов. Милиционер
Другие формы работы с детьми Диафильм «Замечательный подарок»
Работа с родителями Рекомендации:
учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги
учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии
Ноябрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация. Тема: Составление рассказа по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина) - учить составлять творческий рассказ из личного опыта
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть
Беседа «Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов
Дидактические игры и упражнения «Красный - зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям
Сюжегно-ролевые игры «Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД,
Игровые ситуации «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть
Чтение Я.Пишумов. Посмотрите, постовой. С.Михалков. Скверная история А.Северный. Светофор
Работа с родителями Рекомендации:
при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя;
познакомьте детей с указателем «Аварийный выход»
Декабрь
Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация. Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров
Беседа «Ежели вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте
Дидактические игры и упражнения «Как львенок оказался в больнице» - совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательное™ событий и составлять по ним связный рассказСюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение
Игровые ситуации «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки
Другие формы работы с детьми Видеофильм «Уроки за рулем»
Работа с родителями Рекомендации:
- не разрешайте детям кататься на санкас с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы
Январь
Непосредственно
образовательная
деятельность Художественное творчество - Рисование Тема «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке
Коммуникация. Тема Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу» - закреплять навыки составления творческого рассказа побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка на санках за пределы участка - уточнить место безопасного катания
Беседа «Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это мажет привести к несчастным случаям
Дидактические игры и упражнения «Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движение сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей
Игровые ситуации «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы
Чтение В.Семерин. Запрещается"- разрешается
Другие формы работы с детьми Изготовление удостоверений пешеходов
Работа с родителями Рекомендации:
- не разрешайте детям кататься на лыжа< с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть
Февраль
Непосредственно образовательная Коммуникация. Тема Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения - «В городе
деятельность светофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знаиия о ПДД
Художественная деятельность - Рисование Тема «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки
Художественное творчество - Аппликация. Тема «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию
Целевые прогулки, наблюдения Целевая прогулка к автобусной остановке - уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя
Беседа «Как ходить по улице»
Дидактические игры и упражнения «Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-Ю частей
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединить с играми «Школа», «Библиотек»)Чтение И.Лашкевич. Азбука безопасности Я Аким. Улица
Другие формы работы с детьми Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров»
Работа с родителями Анкетирование родителей
Март
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание -Развитие конструктивной деятельности. Тема «Светофор» -учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей Познание - Социальный мир. Тема «Примерный пешеход» - закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице
Целевые прогулки и наблюдения Целевая прогулка к школе - закрепить знания о знаке, познакомить со знаком «Дети»
Беседа «Знаки в треугольнике) - дать знания о назначении предупреждающих знаковДидактические игры и упражнения «Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки
Игровые ситуации «Вежливые дети» - ходьба по тротуару
Другие формы работы с детьми Диафильм «По улица по мостовой»Работа с родителями Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожного движения»
Апрель
Непосредственно
образовательная
деятельность Коммуникация. Тема Составление рассказов «Мой путь от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада используя схему маршрута
Художественное творчество - Рисование Тема
«Опасности вокруг нас» - побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях
Целевые прогулки и наблюдения Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов
Беседа «Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте
Дидактические игры и упражнения «Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет
Чтение Я.Пишумов. Самый лучший переход
Другие формы работы с детьми КВН по правилам безопасности движения
Работа с родителями Рекомендации:
- закрепить с детьми правила поведения в местах отдыха
Май
Непосредственно
образовательная
деятельность Познание - Развитие конструктивной деятельности. Тема «Улица» - закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции
Целевые прогулки и наблюдения Наблюдения перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки
Беседа «Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам
Дидактические игры и упражнения «Найди отличив) - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход»
Сюжетно-ролевые игры «Улица» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде
Чтение Н.Кончаловская Самокат
Другие формы работы с детьми Поход за пределы города - упражнять в практическом применении знаний ПДД
Работа с родителями Родительское собрание- «Безопасность детей на дороге»
Формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дороге
Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает- социальный опыт.
Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДЦ в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
В старшей группе (5-6 лет) целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках в подготовительной к школе группе (6-7 лет) (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Тематический план работы с детьми старшего возраста
Примерная тематика целевых прогулок
Старшая группа:
улица;
правила поведения на улице;
наблюдение за транспортом;
прогулка пешехода;
переход;
перекресток;
наблюдение за работой светофора;
наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
улицы и перекрестки;
правила дорожного движения;
наблюдение за работой светофора;
наблюдение за движением машин и работой водителя;
наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
значение дорожных знаков;
знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
пешеходный переход (подземный и наземный);
Воспитание дошкольников посредством использования художественной литературы
Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь «Кто храбер» АТангов «Счастливого пути» Л. Симонова Обсуждение поведения мальчиков, выяснение причин несчастного случая. Чтение, обсуждение.
Октябрь «Если бы...» О Бедарев «Светофор» А Северный «Светофор» В Кожевников Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. Чтение, аппликация. Вопросы беседы: Для чего нужен светофор? Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти? Разучивание рифмованного правила
Ноябрь «Дядя Степа- милиционер» С. Михалков. «Милиционер» С. Маршак Знакомство с работой
милиционера-
регулировщика. Чтение, инсценировка.
Вопросы беседы:
Зачем нужен милиционер-
регулировщик?
Где обычно стоит постовой?
Декабрь Загадки о транспорте. «Трамвай и его семья» Л. Гальперштейи «Машины»
Я. ПишумовЗнакомство с транспортом и правилами поведения в нем. Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. Беседа о трамвае
Январь «Запрещается - разрешается»
В Семернин «Пешеходный светофор»
Я. ПишумовЗнакомство с правилами перехода через улицу. Чтение, режиссерская игра. Вопросы беседы: В каком месте нужно переходить через улицу? Как нужно переходить улицу?
Февраль «Чудесный островок»
А ДмоховскийЗакрепление знаний о правилах перехода через улицу. Чтение.
Почему пешеходный переход называется «зеброй»? Расскажите,
как нужно переходить дорогу?
Март «Моя улица» С. Михалков. «Самый лучший переход»
Я. Пишумов. Уточнение знаний о переходах. Чтение, сюжетное рисование. Вопросы беседы: Для чего нужен подземный переход?
В каких местах он находится?
Апрель Самокат»
Н. Кончаловская «Мяч» С Маршак Знакомство с правилами поведения во дворе.
Чтение. Вопросы к беседе: Какие правила поведения во дворе вы знаете? В какие игры можно играть во дворе?
Май «Песенка о правилах»
Я ПишумовЛитературная викторина. Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. Чтение. Вопросы к беседе: Какие правила поведения на улице вы знаете? Все ли герои правильно вели себя на улице?
Какие правила они нарушали?
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Продолжать формировать умения реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, воспитывать чувство осторожности и самосохранения, раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий, воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем, развивать творческие способности дошкольников. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развитие ребенка заниматься этой проблемой.
Годовой план работы по пожарной безопасности
Месяц Задачи Формы работы Методическое обеспечение
Познавательная Игровая Художественная, театрализованная деятельность Работа с родителями Сентябрь Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; познакомить с правилами поведения при пожаре. 1 .Беседа с детьми о пожарах. 2.Рассказ об истории пожарной охраны. 3.Знакомство с правилами поведения при пожаре. Дидактическая игра «Раньше и теперь».
Сюжетно- ролевая игра «Мы пожарные»
Подвижная игра «Кто быстрее» С Маршак
«Рассказ о
неизвестномгерое»,
Л.Толстой
«Пожар» Оформление стенда «01» Оформление уголка по пожарной безопасности, альбома с иллюстрациями. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
Д/в № 4 2007г, с. 111- 114.
Октябрь Познакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных. 1 .Беседа «Пожарный- профессия героическая». 2.Экскурсия в пожарную часть. 3.Составление рассказов «Я- пожарный» Дид.игра«Что необходимо пожарному?»
С/р игра « Мы- помощники»
Подвижная игра «Пожарные на учении». С.Маршак «Пожар» Б.Житков «Дым». Драматизация «Кошкин дом». Изготовление театральных костюмов, атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических игр. Изготовление папки- передвижки «Пожарная безопасность».
Авдеева Н.Н, Князева O.JJ, Стеркина Р.Б. «Безопасность», М.1997
Ноябрь Объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность при1.Составление творческих рассказов «Спичка- невеличка и Дид.игра «Горит-не горит».
С/р игра «Наш Исполнение песен напротивопожарную тематику «Не Беседа «Чтобы не было беды»
Подготовка Выставка художественных произведений на противопожарнуюпопадании в неумелые руки. большой пожар» 2.3анятие (Спички не тронь- в спичках огонь».
3. Знакомство спожарной
сигнализац. дом»
3. Эстафета
«Полоса
препятствий» играйте с огнем» С.Шабровой Чтение «Девочка со спичками» атрибутов для эстафеты тематику. В-ль №7 2010, с.9
Декабрь Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; формировать негативное отношение к нарушителям этих правил. Занятие
«Первичные
средства
пожаротушения».
Решение проблемной ситуаций «Если в доме что-то загорелось...»
Правила поведения при пожаре 1-Дид. игра «Кому что?»
Подвижная игра «Быстрые и ловкие»
Игра«Доскажи словечко» Е.Хоринский«Спичка-
невеличка»,
Л.Толстой
«Пожарные
собаки»
Конкурс детских рис. «Огонь-друг, огонь-враг» Тематическая выставка «Пожарная безопасность»,
Анкетирование
«Откуда
опасность?» Составление опросников для детей и родителей.
Стеркина Р.Б. «Азбука вашей безопасности"
Январь Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, закрепить правила поведения при пожаре. 1 .Занятие «Огонь- друг и огонь-враг»
Йгра-занятие«Что нельзя делать
Беседа«Если в доме случился пожар» Дид.игра «Найди предметы»
С/ригра «Мы пожарные»
Подв.игра«Кто быстрее» Н.Пикулева «Пожарная машина»
Создание постройки из кубиков «Мой дом» Информация «Спички не игрушка»
Изготовление атрибутов дм игр. Оформление альбома
«Загадки» и
«Пословицы и
поговорки» напротивопожарную
тематику.
В-ль №7 2010, с 11
Февраль Знакомить с историей появления бытовых электроприборов, закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации 1. Экскурсия в прачечную. 2.3анятие «Электричество в вашем доме» 3.Беседа «Как Дид.игра«Что для чего»
С/ригра «Наш дом»
Эстафета «Полоса Л.Толстой
«Пожар»
С.Маршак
«Рассказ о
неизвестномгерое» Открытое занятие «Мой папа-
пожарный» День Альбом
«Электробытовые приборы» Плакаты на противопожарную тематику
электробытовых и газовых приборов. появились бытовые электроприборы?» препятствий» Вечер загадок
(электробытовыеприборы). защитника Отечества Д/в №4 2007, с 116
Март Подвести детей к пониманию последствий детских шалостей. Объяснить, чем опасен открытый огонь, учить детей правильно вести себя во время пожара 1.Решение проблемной ситуации «Мама оставила сушить белье над плитой» 2.3анятие «Знакомьтесь, огонь!» .Практикум «Оказание первой помощи» Дид,игра «Собери картинку»
С/ригра «Мы помощники»
Подв,игра «Пожарные на учении» И.Терабукин «Андрейкино дежурство» Рисование «Огонь- добрый и злой» Театрализованное представление «Воробушек и огонь» Оформление стенда «Береги себя, малыш!»
Выставка
семейных
творческих
работ
«Опасная
пожар-птица» Подбор иллюстраций на противопожарную тему.
Семинар для педагогов с участием медработников
В-ль №7 20010, с 6
Апрель Углублять знания детей о причинах возникновения пожаров, формировать чувство повышенной опасности огня: формировать правильное отношение к огнеопасным предметам Занятие «А у нас в квартире газ»
Составление рассказов на тему «Спичка-невеличка и большой пожар»
Ролевой диалог с диспетчером 01 Дид.игра «Пожароопасные предметы»
С/ригра «К нам гости пришли»
Игра-эстафета «Юный пожарный». Л.Толстой
«Пожарные
собаки»
Б.Житков «Дым» М. Кривич «Что за служба у собак» Конструирование «Мой детский сад» Выставка рисунков «Огонь- добрый и
злой»
Беседа «Чтобы не было беды» Альбом «Бытовые предметы»
Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность», М:1997
Май Закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; продолжать знакомить с профессией пожарного. .Занятие «Люди
героической
профессии».
Викторина «Правила
обращения с огнем»
Развлечение«Что мы знаем о пожаре?» 1Дид.игра
«Разложи
картинки»
С/ригра «Мы- пожарные»
Подв.игра «Окажи помощь пострадавшему» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Н.Пикулева «Пожарная машина» Лепка на противопож. тему Семейный праздник «Сохраним наш дом от огня».
Выступление заведующего перед родите л. Папка-передвижка «Пожарная безопасность». Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность», М:1997,
Д/в №4 2007,
cl16
Циклограмма деятельности по обучению детей правилам пожарной безопасности
День недели Время проведения Старшая группа Подготовительная группа
Понедельник Утро «Знакомьтесь, огонь!»
занятие по ознакомлению со свойствами огня Вечер Дидактическая игра «Горит - не горит» Дидактическая игра «Что нужно пожарным?»
Вторник Утро Лепка «Пожарные собаки» Чтение и обсуждение рассказа Д.Орловой «Как Стобед хотел запугать волка»
Вечер Среда Утро Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду Досуговое занятие «Загадки из спичечного коробка»
Вечер Четверг Утро Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Беседа о прочитанном 5анятие на тему «Кошкин дом» Передача впечатлений от просмотреннoro спектакля с помощью рисунка
Вечер Физкультурный досуг «Ловкие и смелые»
Пятница Утро Дидактическая игра «Если возникнет пожар» Дидактическая игра «Горит - не горит»
По формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности:
сформировать у детей сознательное и ответственное
отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
обучить детей методам обеспечения личной безопасности;
формировать предпосылки экологического сознания в виде наличия у ребенка представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы.
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Безопасность» в старшей группе (5-6 лет)
Раздел программы Тема Задачи Форма проведения. Рекомендации. Использованная литература
Ребёнок и
другие
гподиЕсли чужой приходит в дом Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец СЕНТЯБРЬ В совместной деятельности Авдеева «Безопасность» стр. 46
Ребёнок и природа Будем беречь и охранять природу Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению НОЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 73
Съедобные ягоды и ядовитые растения Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть СЕНТЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 79
Ребёнок дома Пожар Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать
представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду ДЕКАБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 61 Аралина«Ознакомление с пож.
безопасностью», стр.13
Скорая помощь Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать
представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду ДЕКАБРЬ Непосредственно образовательная деятельность
Авдеева, стр. 64
Здоровье ребёнка Изучаем свой
организм Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 84 Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. \2
Микробы и вирусы Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям МАРТ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 96
элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены Витамины и
полезные
продукты Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм чел. ОКТЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 101, 102
Голицина, стр. 45
Опасные участки на пешеходной части улицы Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара МАИ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 125
Если ты потерялся Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона ЯНВАРЬ Беседа в совместнойдеятельности • Авдеева, стр. 129- 130
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Безопасность» в подготовительной группе (6-7 лет)
Раздел промТема Задачи Форма проведения. Рекомендации. Использованная литература
Ребёнок и другие люди Насильственные действия незнакомого взрослого на улице Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице В совместной деятельности Авдеева «Безопасность», стр. 49
Ребёнок и природа Ухудшение
экологической
ситуации.
Восстановление
окружающей
среды Дать детям представление о том что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, Земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь СЕНТЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Бережное отношение к живой природе Познакомить детей с правилами поведения в природе запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому ДЕКАБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Ребёнок дома балкон, открытое окно и другие бытовые опасности 'расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, "[ознакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из нихВ совместной деятельности
» Авдеева, стр. 66
Здоровье ребёнка Здоровье и болезнь Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью ОКТЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 97
Личная гигиена Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур НОЯБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 98 Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36
Здоровая пища Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения ДЕКАБРЬ Непосредственно образовательная деятельность Авдеева, стр. 104,
Голицина, стр.31
Эмоциональное
благополучие
ребёнка Конфликты между детьми Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами В совместной деятельности Авдеева, стр. 111
Ребёнок на улице Опасные участки на дороге МАИ Непосредственно образовательная деятельность План работы на летний период по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа с детьми
Июнь "Неделя дорожной грамоты"
День недели Содержание работы
Понедельник Конкурс рисунков "Моя улица"
Вторник Оценка результатов освоения Программы (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице через дидактические игры)
Среда Целевая прогулка "Знакомство с улицей" (младшая группа). Целевая прогулка к светофору (средняя группа). Беседа "Правила поведения на улице" (старшая группа). Наблюдение за работой транспорта и работой шофёра (подготовительная к школе группа)
Четверг Конкурс "Лучший пешеход"
Пятница Викторина "Что? Где? Когда?"
Июль "Путешествие в страну дорожных знаков"
Понедельник Целевая прогулка к перекрёстку. Рассматривание дорожных знаков (старшая и подготовительная группы)
Вторник Дидактические игры на знание дорожных знаков
Среда Вечер весёлых и находчивых. Развлечение по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (старшая и подготовительная группы)
Четверг Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке
Пятница КВН на закрепление знаков дорожного движения
Август "Неделя грамотного пешехода"
Понедельник Разучивание песен о правилах дорожного движения, отгадывание загадок о видах транспорта. Досуг "Красный, жёлтый, зелёный".
Вторник Дидактические игры на знание правил поведения в общественном транспорте и на улице.
Среда Конкурс рисунков транспорт на улицах нашего города
Четверг Сюжетно-ролевые игры на транспортной площадке
Пятница Музыкально-театрализованная деятельность "Уважая правила дорожного движения, песенку споём без промедления"
Перспективный (поквартальный) план работы с родителями по профилактической
работе с детьми
Группа Форма работы Тема
Первый квартал
родительское собрание с участием инспектора ГИБДД "Дети на дороге"Консультация педагога психолога "Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице"
Старшая Консультация Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов
Прогулка в парке совместно с родителями Выучите с детьми наизусть стихотворение "Светофор" (А. Северный)
Экскурсия в библиотеку Папа, мама, я - читает вся семья (JI. Гальперштейн "Трамвай и его семья")Подготовительная КВН Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения
Второй квартал
день открытых дверей "Как мы учим детей правилам дорожного движения"
Старшая Консультация Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют
Выставка совместных работ Улица, на которой я живу
Консультация Детский травматизм. Меры его предупреждения
Подготовительная Совместное
Развлечение Эстафета зеленого огонька
Третий квартал
Совместный праздник с детьми, родителями, инспекторами ГИБДД "Праздник нашей улицы"
Старшая Выставка совместныхМой любимый транспорт (беседа "УлицаЭкскурсия по улице Советуем прочитать вместе с детьми "Любопытный мышонок"
Выставка совместных работ Мой любимый город
Подготовительная Совместное развлечение детей и родителей Звездный час
Родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД Дисциплина на улице - залог безопасности
План проведения декадника по обучению мерам пожарной безопасности 3 раза в год (весна, лето, зима)
№ п/пНаправление деятельности Содержание деятельности
Работа с детьми
1 Тематические занятия по ОБЖ «Пожароопасные предметы»;
«Спички детям не игрушки»;
«Береги себя!»;
Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»;
«Разрешается! Запрещается!»
2 Решение проблемных ситуаций Что было бы, если бы... ?«Огонь друг, огонь враг!»;
Газ и электричество. Польза и опасность;
«Спичка-невеличка»
3 Познавательные беседы Действия в случае пожара;
С огнём не играй, пожар не затевай!
Профессия пожарный;
Хорошо - Плохо
4 Художественно-творческая деятельность Чтение художественной литературы С.Я.Маршака, Е.Хоринской, Б.Житко, Т.Остера («Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Спичка-невеличка», «Вредные советы», «Пожар в море» и др.;
Рисование на тему «Огонь и мы»;
Посещение «Музея огня»
5 Конкурсы, викторины «Команда спасателей» (спортивное состязание);
Викторина «Знаток безопасности»
Работа с родителями
6 Наглядная информация Информационные родительские центры, консультационные пункты «Детская безопасность в доме»; «Что же делать, как нам быть чтоб пожар предотвратить?»;
Беседы «Чтоб не ссориться с огнём»; «Дети и спички. Причины проблем».
Планируемые результаты освоения Программы
Качество - это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения Программы, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально- нравственное развитие.
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость).
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Промежуточные результаты освоения Программы детей 5 лет
Интегративные качества Динамика формирования интегративных качеств
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Осознает необходимость соблюдения правил поведения. Чаще использует их для контроля за поведением сверстников. При напоминании взрослого проявляет осторожность и предусмотрительность в незнакомой (потенциально опасной) ситуации. Ситуативно выполняет правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Интеллектуальные задачи решает как в практических действиях, так и с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на реакции взрослого и сверстника.
Пытается объяснить другому необходимость действовать определенным образом в потенциально опасной ситуации. Может обратиться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),
государстве (стране), мире и природе Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных), некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использован™ колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле и следует им при напоминании взрослого). Имеет представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев) и правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
Овладевший
универсальными
предпосылками
учебной
деятельности Умеет действовать по простому правилу или образцу при постоянном контроле со стороны взрослых.
Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.
Промежуточные результаты освоения Программы детей 6 лет
Интегративные качества Динамика формирования интегративных качеств
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле), правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Интеллектуальные задачи решает с использованием наглядно- образных средств. При решении личностных задач ориентируется на возможные последствия своих действий для других людей. Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),
государстве (стране), мире и природе Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде, о некоторых способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях. Имеет представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления - гроза, наводнение, сильный ветер), некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары), правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
Овладевший
универсальными
предпосылками
учебной
деятельности Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым.
Действует по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях.
Промежуточные результаты освоения Программы детей 7 лет
Интегративные качества Итоговые результаты (7 лет)
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами.Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях: дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги, знает некоторые дорожные знаки и их назначение); не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами, не трогает без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет некоторые способы безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает со взрослым). Соблюдает предусмотрительность и осторожность в незнакомых и сложных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми.
Имеющий
первичные
представления о
себе, семье,
обществе(ближайшемсоциуме),
государстве мире и природе Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе), способах поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, современной информационной среде, оказания самопомощи и помощи другому человеку. Сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения;
Список использованной литературы
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049- 13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-Авдеева Н.Н., Князева H.JI., Стрекина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: детство-Пресс, 2004.
-Альберт Иавнов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели. - АСТ-Пресс, 1996.
-Альберт Иванов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом охраняли,- АСТ-Пресс, 1996.
-Альберт Иванов. Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в воде не тонули.- АСТ-Пресс, 1996.
-Николай Коростелев. 50 уроков здоровья для маленьких и больших.-М:Детская литература, 1991.
-Гризик Т.И. ребенок познает мир. Из опыта работы по программе «Радуга». - Издательский дом «Дошкольное воспитание», 2003.
-Л.И.Жук. В лучах светофора.-Мн.-: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.
-«Добрая дорога детства» (ДЦД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «СТОП-газета». М., 200-2002.
-Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.
-Михалков С. Моя улица. М.,1985.
-Основы безопасного поведения дошкольников.О.В. Чермашенцова.
-Пишумов Я. Машины. 1980.
-Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель-светофор. М.,1980.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н.А.Известкова, А.Ф.Медведьева, Л.Б.Полякова, Н.А.Федотова.-М..: ТЦ