Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеклассной работы.
114300-22860000МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 г. КАРАБАША»
Фактический адрес:
456143 г. Карабаш, Челябинская область, ул. Металлургов, 9
Телефон: 8 (35153) 23690
Факс 8 (35153) 24397
Электронный адрес: moysosh1@mail.ru Учебно-методические материалы
для повышения развития
гражданско-патриотического
и духовно-нравственного
воспитания и обучения
младших школьников
и их родителей
г. Карабаш
… Суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.
Авиценна
Введение
Большие, сложные задачи стоят перед учителями школы. У истоков ответственного процесса формирования важнейших личностных качеств у каждого учащегося стоим мы — учителя начальных классов. От нас, учителей, во многом зависит, какими будут младшие школьники. Нам важно не только вооружить их прочными знаниями, соответствующими умениями и навыками, но и сформировать их активными строителями общества, воспитать в них такие личностные качества, как доброту, отзывчивость, любовь к Родине, чувство общественного долга, ответственности за порученное дело, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность, готовность трудиться честно, глубокое уважение к человеку труда любой профессии. И действительно, младший школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может представить последствия своего поступка, особенно в новой, непривычной ситуации. Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешное их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка. Хотя сами знания о моральных качествах людей еще не обязательно обеспечивают возникновение у ребенка соответствующих чувств, вместе с тем нравственные чувства возникают как выражение его отношения к соответствующему поступку человека.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений…, поэтому я в план классных часов ввела курс «Азбука нравственности».
В. А. Сухомлинский говорил: «Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».
Опыт показывает, что этические беседы, проводимые в определенной системе, с соблюдением принципа научной обоснованности, доступности, учитывая интересы самого ребенка, который не остается безучастным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них, приносят положительные плоды в повышении развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения младших школьников.
Как бы серьезно не были бы продуманы формы воспитания учащихся в школе, мы не сможем достигнуть поставленной цели, если будем действовать без постоянной поддержки семьи и общественности.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семья в создании согласованной системы трудно переоценить, ведь именно от семьи дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, коллективизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребенка.
В родительском коллективе каждого класса много родителей, которые дают своим детям настоящее воспитание. Это дружные, счастливые семьи. К сожалению, есть еще родители, плохо понимающие свои обязанности, допускающие серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям нужны особое внимание, умелая и добрая помощь педагога. Современные папы и мамы очень молоды и поэтому я большой акцент делаю на повышение гражданско-патриотического и духовно-нравственного уровня и родителей моих воспитанников.
Моя задача помочь семье глубже осознать свою ответственность за воспитание детей, дать определенный минимум педагогических знаний, формировать у родителей педагогические умения и навыки, прививать умение организовывать внутрисемейные отношения. Сделать родителей соучастниками педагогического процесса — важная и ответственная задача.
У нас в школе действуют «Единые педагогические требования к родителям». Мы считаем, что главное заключается не в том, чтобы разработать такие требования (потому что с ними родители по существу могут ознакомиться сами, читая педагогическую литературу), а в том, чтобы родители знали и выполняли их. Мы стараемся помочь им в этом: систематически разъясняем родителям важность единства в воспитательном воздействии школы и семьи.
Часть I. Программа часа общения «Азбука нравственности»
Введение
Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики
Объектом культурно-исторической педагогики является духовная сфера личности. Ее предметом следует считать процесс передачи ценностей культуры следующим поколениями. Одновременно целью, основанием и важнейшим условием существования культурно-исторической педагогики является духовная свобода, вне которой невозможны осмысленные движения в культуре. Воспринимая культуру как единое живое целое, культурно-историческая педагогика выполняет особую синтезирующую функцию: синтез культур, научных знаний и духовного опыта человечества. Культурно-историческая педагогика концентрирует свое внимание не только на высотах человеческого духа, но стремится укрепить основы достойного обыденного человеческого существования. Человек, как духовное существо, всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Если же человек духовно невежествен, если его взор заземлен и примитивен, то пробуждающиеся творчески созидательные силы трансформируются в разрушительное завистничество и конкурентное соперничество. [4]
«Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика вещь немыслимая: безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждений позади и результатов впереди», — говорил К. Д. Ушинский.
Существует З этапа духовного развития общества:
а) мораль — внешний фактор, который отражает цели общества на данный исторический момент;
б) нравственность — личностная система ценностей, относительно которой человек ведет себя подобным образом в социуме;
в) религиозность — хождение пред очами Божьими и нежелание делать зло по мере духовного возрастания.
Существует в народе понятие: «русский значит православный», т.к. православная христианская вера была залогом и основанием всестороннего развития и успеха в жизни русского государства, она стояла выше всех партий, всех личных своекорыстных интересов. Православная вера давала народу силу восторжествовать в борьбе со всеми суровыми испытаниями, устоять перед непомерной тяжестью жизни. Православная христианская вера обеспечивала прочность и силу неделимой России, где жили в мире и согласии многие народы. Исследование показывает, что важными критериями эффективности образовательного процесса является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которая считается главным критерием эффективности воспитательной деятельности. [6]
1. Пояснительная записка
Курс «Азбука нравственности» рассчитан на четыре года, является основой в познании и воспитании личности, ориентиром в определении действий и поступков людей.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний, жизненного опыта школьников, их возрастных особенностей и является продолжением в повышении развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Занятия основываются на живом общении учителя с детьми. С учетом особенностей возраста предполагается использование игр, практических заданий, конкурсов, выбор правильных решений в возникшей ситуации, моделирование условий, при которых учащиеся должны проявить свои знания и умения. На занятиях широко используются художественная литература, музыкальные произведения.
Занятия проводятся 1 раз в месяц (продолжительность 35—45 мин.).
Учебно-воспитательные задачи курса: сформировать представления о внутреннем мире человека, о гражданских качествах личности и ее нравственной культуре; способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании; помочь школьникам познать самих себя, использовать эти знания в практической деятельности; учить детей управлять собой; прививать им навыки культурного поведения; помочь школьникам в овладении элементами самовоспитания.
Показать, что человек становится человеком только среди людей.
2. Цель создания курса
1.Восстановление системы духовно-нравственного воспитания на культурно-исторических традициях: народных и православных.
2. Возрождение отечественных традиций семейного воспитания.
З. Обновление содержания учебного материала по духовно-нравственному и семейному воспитанию школьников младшего и среднего возраста.
3. Задачи
Дать учащимся понятия:
— о семье как социальной, духовно-нравственной и культурной ценности в жизни отдельного человека, общества, государства; — о духовном здоровье современной семьи; — о вопросах семейной иерархии; — о системе и степени родства кровного и духовного; — о потребностях человека: духовных, душевных и телесных; — о роли литературы, музыки, изобразительного искусства в семейном воспитании; — о духовных и нравственных проблемах в семье и их разрешении;— о роли труда в семье; — о культурно-исторических отечественных традициях семейного досуга: игры, чтение, музыка, праздники; — о педагогических отечественных семейных традициях: повиновении, наказании, поощрении; — о взаимоотношениях семьи и мира природы; — о воспитательном значении слова, речи, интонации; — о христианской любви и милосердии как основах семейного благополучия; — о влиянии СМИ на духовно-нравственное здоровье семьи. Задачи 1. Духовно-нравственное воспитание школьников. 2. Формирование их мировоззрения и самосознания. 3. Развитие их внутренней и внешней культуры: культуры мыслей, поступков, общения в семье, в учебно-познавательной и производственно-трудовой деятельности, культуры в общественных местах, в организации досуга.
Более конкретные цели и задачи: — сформировать представления школьников об окружающем мире, нравственных нормах общения, об этике. Выработать навыки этического поведения; — дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности; — дать понятие об опасностях, подстерегающих детей в духовном становлении личности, научить их противостоять им; — развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самоанализу; — обеспечить взаимосвязь знаний, умений, навыков поведения, нравственных отношений с близкими людьми, сверстниками, окружающими. Задачи педагога Педагогу необходимо: - демонстрировать детям свое доверие;
- хорошо знать психологию человека; - выступать как источник разнообразного опыта; - чувствовать эмоциональный настрой учащихся; - стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого; - уметь признавать свои ошибки; - уметь общаться и сотрудничать с детьми; - уметь видеть и радоваться детским успехам; - уметь создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости; - иметь душевное, ровное, заботливое отношение к детям; - иметь индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку; - иметь желание, способность, умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и умение тонко, ненавязчиво, мягко помочь в решении проблемы.
4. Принципы
Педагог, осуществляющий личностно-ориентированный образовательный курс, должен опираться на следующие традиционные педагогические принципы: доверия, искренности, уважения, монологизма и диалогизма, контроля, индивидуализации, корректировки, доступности, добровольности, взаимодействия, свободы, соразвития, единства, принятия, совершенства. 5. Методы воспитания
Проблема воспитания человека вообще и воспитание культуры внутренней и внешней является одной из значимых в системе образования. Воспитание должно осуществляться и как передача опыта и знаний от старшего поколения к младшему, и как взаимодействие, сотрудничество детей и взрослых в сфере их взаимного бытия. Именно в таком взаимодействии формируется общая культура человека, культура общения.
Общение представляет собой форму общественно-коммуникативной деятельности, где «вербальное общение», или речевое общение, является специфически человеческой формой взаимодействия членов коллектива. Речевое, или вербальное, общение реализуется речевой деятельностью, которая представляет собой активную целенаправленную систему общения, процесс передачи или приема информации. Культура речевого поведения педагога является методом его педагогического воздействия на учащихся, это:
- культура мышления;
- культура языка как средства выражения мысли;
- культура речевого этикета как устойчивых общепринятых норм общения;
- культура речи как способа формирования и формулирования мысли
- соматическая культура
-культура мимики, жестов и т. д. деятельность преподавателя требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а также высокого уровня коммуникативной культуры, в силу чего необходимо, прежде всего, совершенствовать себя. Следовательно, культура общения, или коммуникативная культура, выступая в качестве педагогического метода общения, помогает организации достойного общения, установлению дружеских контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей личности в жизненном пространстве, общении с близкими людьми, в творческой деятельности, художественной, учебно-познавательной, трудовой и т. д.
Важнейшими методами духовно-нравственного воспитания являются часы общения, беседы на темы морали, диспуты, устные журналы, литературно-музыкальные вечера и т. д.
Основные методы воспитания в образовательном процессе, становлении и развитии личности школьника — это ценностно-отношенческая воспитательная среда, организуемая педагогом; это активная деятельность школьника, способствующая его взаимодействию с миром и видение себя в этом мире через свое духовное усилие. Особую роль в развитии детей играют различные виды музыкальной деятельности, хоровое пение, декламация стихов, драматическое творчество. Качественные изменения, возникающие в результате саморазвития, профессионального и нравственного совершенствования учителя, благотворным образом сказываются и на развитии детей. [5]
6. Конечный результат, или модель выпускника Критерием оценки воспитательного процесса является продукт воспитательного процесса учащихся, нравственность, владение информацией и умение применить ее в жизнедеятельности.
Показатели нравственности: совесть, сердце, воля, мышление, дисциплина, этика поведения, внимание, деликатность, уважение, ответственность, трудолюбие, честность, патриотизм и т.д. Результатом воспитания является адекватная сфера поведения человека, характеризующаяся соблюдением принятых в обиходе социальных норм поведения и выявляющая его социально-психологическую защищенность. Результат воспитания можно представить следующими составляющими: ценностями: духовными, нравственными, бытийными;личностными характерными качествами: доброжелательность, верность, ответственность; саморегуляцией эмоционально-волевой: достоинство, долг, честь. Личностный рост выпускника целесообразно рассматривать как ценностное его отношение к миру; к другим людям; к самому себе, т. е.: - гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, любовь к родному дому, родителям, отчему краю; - бережное и благоговейное отношение к окружающему миру; - формирование потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, способность успешно адаптироваться в окружающем мире;
- становление активной жизненной позиции; - стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
7. Поурочное и тематическое планирование
"Я - человек, ты - человек, мы - люди"
Правила Знайки1 КЛАСС
Тема 1. Знакомиться можно по-разному - 2 часа
Урок 1. Мое и наше
Урок 2. Семья и семь "Я"
Тема 2. Жили, живем и будем жить - 1 час
Урок 1. Кто живет в моем доме и моем дворе?
Тема 3. Кто мы, какие мы и зачем мы? - 1 час
Урок 1. Человек - чудо природы. Для чего живет человек?
Тема 4. В человеке - целый мир - 1 час
Урок 1. Будь здоров
Тема 5. Сотвори чудо - 1 час
Урок 1. Как вести себя: азбука вежливости
В с е г о: 6 часов
II КЛАСС
Тема 1. Посей любовь там, где ненависть – 6 часов
Урок 1. Что такое хорошо и что такое плохо: о вредных привычках
Урок 2. Чего не надо бояться?
Урок 3. Быть добрым приятнее, чем быть злым, завистливым и жадным
Урок 4. Быть честным и говорить правду всегда выгоднее
Урок 5. Как следует относиться к наказаниям?
Урок 6. Умей сдерживать себя
В с е г о: 6 часов
III КЛАСС
Тема I. Сотвори чудо – 3 часа
Урок 1. Дети и взрослые
Урок 2. Зачем людям общаться?
Урок 3. Можно ли самому себя учить и воспитывать?
Тема II Урал – гордость России - 4 часа
Урок 1. Мы - россияне, мы – уральцы
Урок 2. Память народная и традиции
Урок 3. День Победы
Урок 4. Великие люди Урала
В с е г о: 7 часов
IV КЛАСС
Тема 1. Отчаяние и надежда - 3 часа
Урок 1. "Нехорошие" слова
Урок 2. Как общаться с детьми-инвалидами?
Урок 3. Как помогать больным и беспомощным?
Тема 2. Тайны, которые носим в себе - 1 час
Урок 1. Как вести себя в гостях?
Тема 3. Тебе - про тебя - 3 часа
Урок 1. Скоро ты станешь взрослым
Урок 2. Почему я люблю бабушку и дедушку и дорожу добрыми отношениями с родными
Урок 3. В чём и как помогать родителям
В с е г о: 7 часов