Мастер-класс Как повысить мотивацию учения для успешного обучения
«Коня можно подвести к водопою, но заставить напиться нельзя»
(мастер – класс)
Мартьянова А.В.,
учитель нач. классов
МОУ НОШ №2
г. Камешково
I. Вхождение в тему занятия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Древняя мудрость гласит
Слайд 1. «Можно подвести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»
- Как вы думаете, какова тема моего сегодняшнего мастер-класса, почему я начала его с этих слов?
(высказывания коллег)
Слайд 2
-Тема моего мастер - класса Как повысить мотивацию учения для успешного обучения .
Слайд 3. Человек активно включается
С переходом на новые образовательные стандарты мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность? «Де
·ятельность (активность) процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Слайд 4.
-И цель моего мастер- класса: познакомить вас с приёмами, которые повышают мотивацию учения
II. Знакомство с приемами повышения мотивационной сферы.
Слайд 5. Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.
Речёвки, стихи, настроение.
Такая совместная с детьми работа способствует осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач (что мы сейчас с вами и делали)
Слайд 6. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование интерактивных игр
При включении ребенка в ситуацию интерактивной игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приёмы «Привлекательная цель», «Школа разведки».
- Я хочу провести с вами интерактивную игру «Суета»
Интерактивная игра с участниками мастер-класса «Суета»
Карточки с названиями животных
Рыбы (щука, карась, камбала, плотва)
Звери (медведь, лиса, заяц, лось)
Птицы (воробей, дятел, галка, ворона)
Насекомые (бабочка)
(Участникам раздаются карточки, задача участников - объединиться в группы по какому -либо признаку. Затем озвучить этот признак, высказать своё мнение.)
- В данном случае эта игра применяется для актуализации новых знаний, но может использоваться и на других этапах урока.
Слайд 7. Использование занимательных, интригующих приёмов
При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Репка”, “Колобок”, «Теремок».
«Вообразилия». Я приношу в класс синее блюдечко с золотой каемочкой. Блюдечко не простое, а волшебное. На него можно помещать разные воображаемые предметы и даже живых существ. Начинаем мы с самого блюдечка. Дети внимательно осматривают его, гладят прохладную поверхность, слушают, как звенит оно под моими пальцами. Через минуту я спрячу блюдечко за спину, а малыши постараются, как можно отчетливее представить его себе. Наводим свое воображение на резкость, усиливаем цвет, звук (как в телевизоре), можем настроить даже вкус и запах. Теперь у каждого есть свое собственное волшебное блюдечко. Можно поставить его на парту, а можно подвесить прямо в воздухе, примерно на уровне глаз.
Подуем на блюдечко, и оно вместе с яблоком растворится, исчезнет, а сами мы попадем в страну Вообразилию, где нас ждут новые приключения.
Прием ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ (Методика А.А. Нестеренко)
Цель развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.
В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет каждому найдется место.
Чтобы попасть в город, требуется пропуск.
У меня в руках меховая шапка. На что она похожа?
Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д." Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.
На доске опора. Составим по ней загадку.
Пример загадка о маленьком настольном волчке: "Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?"
На что похоже?
Чем отличается?
На балерину
Неживой
На зонтик
От дождя не укроет
На гриб
Несъедобный
Примечание 1.
Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.
Задание участникам: составить свою загадку, используя данный алгоритм (распечатка на столах: 1 гр.- воздушный шар, 2гр.- гриб, 3гр.- карандаш).
Ассоциативные загадки
(по методике А.Нестеренко)
На что похож ?
Чем отличается ?
Как
Но
Вариант загадки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность работы
Выбрать объект
Заполнить левую часть таблицы (3-4 сравнения)
Заполнить правую часть
Составить загадку, вставив слова связки (как, но)
Слайд 8.
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя в чьей-нибудь роли, например, прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. «Побудь снежинкой, капелькой дождя, осенним листочком.»
А я вам предлагаю придумать старую сказку на новый лад.
(Участникам раздаются карточки: одна с названием сказки, другая- с именем героя другой сказки. Задача: придумать новую сказку, включив в нее этого героя.
Сказка: « «Маша и медведь». Герои: Снежная Королева, Незнайка, Мойдодыр)
Слайд 9. Проведение уроков в нестандартной форме
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников помогают уроки- путешествия, КВН, уроки-викторины, уроки-сказки.
Слайд 10. Прием драматизации
Группы получают стихи, один читает, а другие показывают или инсценируют о чём идёт речь.
1гр. Наша Таня громко плачет
2гр. Зайку бросила хозяйка
3гр. Идет бычок качается
III. Рефлексия. Солнышки каждому участнику.
Вывод выступающего:
Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда
Слайд 11.
IV. Притча «Лотерейный билет»
Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».
И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.
- Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, - что Тебе стоит? А он ещё больше в вере укрепиться.
- Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил
Мораль: сделайте шаг в нужном направлении! Помогите себе!
Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!
Слайд 12. Спасибо за внимание!
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Тема “Термометр”
Проблемные вопросы
-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
· вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят ( учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Стараемся сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено. У нас есть тетради, где собраны материалы по временам года. Эти тетради во многом помогают нам при подготовке уроков. Дети заводят тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. В них они записывают слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Например: “Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землёй павлиний хвост своих лучей”. (М. Горький). Нередко в тетради появляются целые отрывки из прочитанного произведения. Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои “находки” в класс.
Открытия детей используем на разных уроках. В этих же тетрадях дети записывают стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы, которые сочинили самостоятельно. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:
· подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
· придумать слова и словосочетания на тему;
· составить предложения с заданным словом;
· составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
· составить рассказ по вопросам, по картинкам;
· нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
· озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, вожу детей на одно и то же место для наблюдений. Так появляются “Зимняя сказка”, “Майский лес”, “Красавица Осень”. Вот сочинение второклассницы: “ Красиво в лесу весной. Природа просыпается после долгого сна. Оживает каждое дерево. Пробивается трава – мурава. На деревьях появляются клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают жуки, букашки. Они вылезают из своих домиков и греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки”. Сочинение написано ярко, правдиво. Видно, что ребёнку это творчество доставляет радость.
Традиционными стали мини-сочинения “Красота вокруг нас”. Герой сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми. На уроках использую открытки с пейзажами для мини–сочинений.
Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие–то образы.
Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, зайчиком, осенним листиком, летающей тарелкой
Интересны сочинения “Если был бы я волшебником” (президентом, учителем).
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Наш лицей второй год является апробационной площадкой ФГОС нового поколения, поэтому модель внеурочной деятельности учащихся начальной школы, разработанная творческим коллективом педагогов, уже нашла своё применение и продолжает совершенствоваться, исходя из запросов родителей и учащихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Внеурочная деятельность представлена кружками «Юный краевед», «Истоки», «Теремок», «Юный математик».
В процессе обучения «Компьютерной азбуке» происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника; освоение способов работы с информацией. На занятиях кружка первоклассники учатся решать конкретные информационные задачи определенного уровня сложности и применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и .навыки.
Кружок «Теремок» призван помочь начинающему первокласснику ярко, убедительно, сжато представлять свою мысль, воздействовать на людей интонацией, правильно строить фразы и предложения, так как для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения.
Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы и др.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные.
Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные(инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
.Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №2.
Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21.
.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).
Прием “Ожидание лучших результатов”.
Этот прием педагогического воздействия назван – ожидание лучших
результатов. Что он может дать отстающему в учении школьнику?
Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою неуспеваемость.
И это не случайно. Неуспеваемость обычно отрицательно сказывается на
отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает у
школьника плохое настроение и нередко потерю уверенности в собственные
силы. Появляется опасная ситуация: у школьника намечается тенденция к
ухудшению успеваемости, а у учителя возникает предупреждение, что
неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика.
При таких условиях прием “Ожидание лучших результатов” может
активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы.
Сущность приема состоит в том, что учитель в подходе к слабому,
неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением,
определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься
лучше. Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым
пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
В силу каких закономерностей данный прием оказывает положительное
воздействие на личность школьников? Во-первых, для ученика взаимоотношения
с учителем имеют огромное значение. Следовательно, положительная оценка его
взаимоотношений открывает перед ним радостную перспективу. Слова учителя
воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы.
Во-вторых, данный прием содействует изменению низкой самооценке
школьника. Как известно, один из факторов формирования самооценки – это
объективная оценка личности теми людьми, с которыми человек общается.
Большую роль играет оценка учителем возможностей ученика. В приеме
“Ожидание лучших результатов” проявляется уважение учителя к личности
ученика.
Передовые педагоги: используют его не только применительно к повышению
успеваемости школьника, но и к усвоению им моральных норм, формированию
полезных привычек.
Приведем пример успешного использования данного приема. “Как Витя стал
хорошим учеником. Витя относился к слабым ученикам. В первом полугодии у
него преобладали тройки, знания были слабые. Разговоры об успеваемости и
посещаемости были ему неприятны, поэтому он отвечал раздраженно, когда
беседа касалась этой темы.
Учитель искал способы повлиять на ученика. На уроках химии и биологии
он старался активизировать Витю, требуя, чтобы он все записывал. Когда Витя
отвлекался, он задавал вопрос и, если он не отвечал, учитель советовал ему
быть внимательнее. На одном уроке Витя ответил лучше обычного. В
присутствии всех учитель сказал, что он может поставить не больше тройки,
но я уверен, что ты можешь учиться на четыре и даже пять!
Через два урока вызвал к ответу Витю. Поставив четыре, он вновь
подчеркнул, что Витя может хорошо заниматься. На последующих уроках он
часто обращался к Вите. Витя стал серьезно готовиться. Получая хорошие
отметки по биологии, он стал лучше заниматься и по другим предметам.
Перестал пропускать уроки”.
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Нежелание учиться – самая серьезная проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.
Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В своем экспериментальном исследовании мы использовали следующие приемы работы:
1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные это «гости», жёлтые это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:- Работа в парах, задать друг другу вопросы- Игры на внимание- Провести небольшую беседуУ школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий.На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:- У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;- Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;- Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее:1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения.Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:- Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;- Синий квадрат – могу доказать.Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации (см. схему):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 1