Презентация к родительским собраниям и педагогическим советам.
Презентация о теории Множественного Интеллекта Говарда Гарднера.
Подготовила учитель биологии высшей категории школы-лицей №8 с классами для одарённых детей города Павлодара Синицына Ирина Юрьевна
…Существует более, чем один способ учить тому, что вы считаете важным.» Г. ГарднерГарднер, ГовардГовард Гарднер англ. Howard GardnerДата рождения: 11 июля 1943 (69 лет) Место рождения: Пенсильвания, США Страна: США Научная сфера: психология, нейропсихология Альма-матер: Гарвардский Университет Награды и премии Стипендия Макартура (1981) Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания) — американский психолог, известный как автор понятия Множественный интеллект (Multiple Intelligences), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.
Родители Гарднера переехали в США из нацистской Германии (1938), спасаясь от преследований вместе с волной третьей еврейской эмиграции. В 1961 Говард поступил в Гарвардский Университет, намереваясь изучать историю. Однако, под влиянием Эрика Эриксона он заинтересовался психологией и другими смежными дисциплинами. После знакомства с Джеромом Брюнером (Jerome Bruner) и работами Пиаже, Гарднер еще раз поменял специализацию. В 1971 он защитил докторскую диссертацию по теме детской сенсорики. Совместно с Нельсоном Гудманом разработал т. н. Проект Зеро. [Связь «интеллектов Гарднера» с «уровнями абстрактного интеллекта» и «кодировками» показал Яков Фельдман
Говард Гарднер изучал особенности человеческого мозга и изначально вовсе и не предполагал с помощью своих открытий внести какие-либо изменения в систему образования.
Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации).
Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром.
В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании. Об эффективности школы принято судить по академической успеваемости учеников, а сегодня главный критерий еще и результаты ЕГ (ЕНТ). Но за этими цифрами и процентами не разглядишь многого. О главных результатах школы говорят лица ее учеников и учителей. Уверенность в своих силах и чувство защищенности, любознательность и веселые искорки в глазах, готовность постигать новое, прийти на помощь, повести за собой, найти способ, и при этом понимать, что ты не хуже и не лучше остальных, ты – это ты, просто другой, потому что мир вокруг многообразен до бесконечности. Именно это вы увидите в фотографиях детей и педагогов New City School
Эта школа – лидер не только в своей стране. Она известна далеко за ее пределами, благодаря стремлению коллектива не просто учить детей, но помочь каждому обрести себя и найти свой путь. И своим успехом в этом школа отчасти обязана теории множественности интеллекта Говарда Гарднера, на основе которой вот уже более 20 лет строится образовательный процесс.
Философия школы проста: преданные делу люди, объединив свой ум и талант, в силах изменить мир к лучшему. Ее задача – идти вперед в поисках лучшего способа подготовить детей к будущему.
«В Нью Сити Скул тебя не учат, тебе дают возможность. Каждый имеет возможность думать самому, думать иначе, по-своему. Среда школы побуждает и позволяет каждому познавать то, что «зацепило» его ум. …. Ученики Нью Сити не любят вопросы с множественным выбором не за их сложность, формулировки или занудство, а за их ограниченность. Мало на что в жизни есть пять вариантов ответов, и эта школа очень хорошо дает это понять. Недостаточно знать, что происходит, важно понимать как и почему это происходит. Мир – это не учебник, упражнение или математический тест; он абстрактен, необъятен и хаотичен». (Джордж Зиглер, выпускник школы, студент Чикагского университета).
«В каждом человеке есть своя душевная нота. И велика ценность тех, кто способен услышать ее звучание, помочь обрести ей нужную тональность.» Л.Н.Толстой
Число школ, применяющих теорию множественности интеллекта, в мире растет. Их опыт интересен не только своей непохожестью, но, главным образом, способностью создать образовательную среду в школе, где каждый успешен. И взращиваемое в этой среде понимание маленьким человеком сильных сторон своей личности и своих способностей становится фундаментом их дальнейшей взрослой жизненной успешности.
«… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского
Говард Гарднер длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем.
Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера»
Напомним, согласно Гарднеру, интеллект это: - способность создавать эффективные продукты или предлагать услуги, представляющие культурную ценность; - набор навыков, позволяющий индивидууму решать жизненные проблемы; - способность приобретать новые знания через решение проблем .
Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».
Вербально-лингвистическийЛогико-математическийПространственныйМузыкальныйВнутриличностныйТелесно-кинестическийМежличностныйТипы интеллекта по Гарднеру:Натуралистический
Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит и усилен, окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.
Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов, 1. Вербально-лингвистический интеллект. Легко восприимчив к языку и чувствителен к нюансам, порядку и ритму слов.Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать, рассказывать историиОни обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.), богатым лексическим запасом.Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, офис-менеджеров, секретарей, педагогов,актёров, поэтов .
2. Логико-математический интеллект.Выражены способности дедуктивного и индуктивногоконкретного и абстрактного, мышления.Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическим навыками и навыкамии решения проблем.Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы.Такой тип интеллекта доминирует у учёных, математиков, программистов, юристов, бухгалтеров.
3. Визуально-пространственный интеллект. Включает способность к визуально-пространственному отражению мира.Чтобы лучше воспринять и понять информацию такие дети нуждаются в зрительных образах (карты, схемы,диаграммы), любят пазлы , головоломки.Они сильны в рисовании, черчении, пректировании, моделировании. Средипрофессий, где востребован этот тип интеллекта: художники, картогафы, архитекторы, скульпторы, конструкторы.
4. Музыкальный интеллект. Заключает в себе чувствительность к уровню, тембру и ритму звука.Предполагает эмоциональную воспримчивость к музыке.Дети, запоминающие мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями хорошо развитого муз. нтеллекта.Этот тип доминирует у певцов, композиторов, музыкантов,танцовщиков, учителей музыки.
5.Телесно-кинестетический интеллект. Решает поставленные задачи, создаёт и передаёт идеи и эмоции посредством движений тела.Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координациейдвижений. Они очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью.Актёры, мимы, танцовщики, хирурги, музыканты, изобретатели используют этот тип интеллекта.
6. Межличностный интеллект. Относится к способности активно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Такие дети с удовольствием работают в сотрудничестве, явл. лидерами и дипломатами.Хотя этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации.Не все экстраверты обнаруживают этот тип интеллекта. Иногда встречаются и слабые в этой области.Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, в политике, советники, священники, бизнесмены.
Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие сильно развитого внутриличностного интеллекта7. Внутриличностный интеллект. Сопряжён с пониманием собственных эмоций, целей, намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом обострённое чувство собственного достоинства, они уверены в себе, любят работать в одиночестве.Такие дети реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта нелегко распознать, пожалуй, единственный способ сделать это – наблюдение за детьми.Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как философы, религиозные лидеры, психиатры, исследователи мозга.
8. Натуралистический интеллект. Он предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности, такой, как охота, фермерство или занятия биологическими науками. Томас Армстронг объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотношений, присущих природе, жизненные циклы природы.Чарльз Дарвин, Джон Мюир, Е.О.Уилсон обладали развитым натуралистическим интеллектом. Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботаников, натуралистов, физиков.
Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу.
«Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом», – эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера. На наш взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы преимущественно через вербальные и логико-математические способности ученика.
Зачем школе теория множественности интеллекта? Опыт применения ТМИ в школе зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы.
Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов.
Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение родителей – родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.
А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.