Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках физики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
1840230226060
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
Разработчик:
преподаватель физики
Саранцева М.Ю.
Липецк, 2016Содержание
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. ИКТ на уроках физики…………………………………………………. 4
3. Система компьютерного обучения……………………………………. 5
4. Анализ программ, необходимых преподавателю для работы с ИТ…. 5
5. Краткий обзор образовательных серверов по физике и астрономии… 8
Введение
С учетом современных реалий преподаватель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно?
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на подростка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Информацию по любой теме подросток может получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция преподавателя, конспект урока. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью компьютера.
Активное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, процесс перехода к которому наблюдается в наши дни, нужно их обучать, используя технологии этого нового общества.
Необходимо также отметить, что многие студенты вполне могут также выступать в роли консультанта для преподавателя.
Такое сотрудничество по созданию контрольно-обучающих программ имеет определенные преимущества:
Преподаватель и студент выступают в качестве сотрудников; преподаватель и студент обмениваются необходимыми знаниями;
в этой деятельности студентами используются знания из разных учебных дисциплин;
деятельность студентов носит научно – практический характер;
в результате необходимого общения формируются коммуникативные навыки студентов;
работа над проектами способствует более глубокому пониманию материала учебных дисциплин.В настоящее время, постепенно происходит изменение роли компьютера в обучении: из средства, используемого лишь на уроках информатики для изучения языков программирования, компьютер превращается в активного помощника преподавателя-предметника. Уроки с использованием компьютера становятся яркими, интересными, запоминающимися. Недаром, по мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам как минимум на 30%, а объективность контроля знаний студентов на 20-25%.
ИКТ на уроках физики
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них студент может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть уроков физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, преподаватель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто студенты испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.
В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ.
Итак, использование НИТ в процессе преподавания физики позволяет:
значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.
Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт нашей работы показывает, что такие уроки вызывают у студентов настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.
Примеры использования компьютерной технологии на уроке в качестве ТСО можно продолжать достаточно долго. Мне видится курс физики средней школы будущих десятилетий базирующимся на профессионально разработанной компьютерной поддержке, содержащей максимум потенциальных возможностей этой "чудо - техники ". Пример тому - уже существующие электронные учебники по физике, ориентированные на индивидуального пользователя: "Физика в картинках", "С1: Репетитор", "Открытая физика" фирмы Физикон и другие разработки, выполненные на оптических дисках.
Система компьютерного обучения
Система компьютерного обучения включает в себя: средства информационных технологий, программное обеспечение и учебное обеспечение.
Средства ИТ: компьютер, принтер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, ксерокс, сканер, выход в интернет.
Программное обеспечение: электронные учебники, программные пособия, электронные тесты, программные дидактические материалы.
Я выделила следующие способы применения компьютерной техники на уроках физики:
подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
проведение компьютерных лабораторных работ;
обработка студентами экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
Необходимо выделить следующие программы, которые удобно использовать преподавателю для работы с ИТ:
1. Наличие установленного на компьютере текстового редактора и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Наиболее распространённый текстовый редактор Microsoft Office Word.
Текстовый редактор Word представляет собой компьютерную программу обработки текста. Программа входит в пакет программ Microsoft Office. Она позволяет вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. С ее помощью можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить студентам пояснительные записки к творческим проектам.
2. Уроки физики очень часто требуют показа примеров электрических схем. Если раньше приходилось «монтировать» схемы в Word или Рaint, то теперь появилась специализированная программа Dia, которая позволяет создавать графические представления статических структур, диаграмм, электрических схем.Программа имеет несколько наборов стандартных значков, применяемых при обозначении электрических приборов на электрических схемах, которые можно соединить в произвольном порядке. Это в значительной мере снижает трудоёмкость процесса, связанного с получением электрических схем.
3. Фильмы, видеоматериалы, используемые мною по разным темам, можно просматривать с помощью программы Windows Movie Maker.
4. Важной составляющей современного учебного процесса является контроль знаний студентов. С этой целью обычно применяют тестовые задания. «Конструктор тестов» это универсальная программа для проверки знаний. Данную программу можно использовать как в домашних условиях, так и для проведения тестирования в любых учебных заведениях. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере, экспортировать в файлы различных форматов.
В ходе своей работы я использую очень большое количество дисков с уже готовым материалом. Среди этих дисков, безусловно, выделяется мультимедийный учебный компьютерный курс в двух частях "Открытая физика 1,0", в котором представлены все разделы, предусмотренные программой общеобразовательной школы.
Мультимедийный учебный компьютерный курс "Открытая физика " включает в себя все разделы физики: механику, молекулярную физику, термодинамику, механические колебания и волны.
Данный курс является мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса учащихся к физике и рекомендуется обучающимся средних школ, техникумов, лицеев, колледжей, студентам не физических специальностей, лицам, самостоятельно изучающим физику, а также абитуриентам и преподавателям. Учебный компьютерный курс "Открытая физика" содержит в виде отдельных модулей много интерактивных компьютерных моделей, которые позволяют наблюдать на экране компьютера симуляции физических экспериментов, видеозаписей натурных экспериментов и звуковые пояснения в виде фрагментов лекций, которые читает научный руководитель проекта С. М. Козел. Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Видеозаписи натурных экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми интересными. Особо подчеркну, что к каждой компьютерной модели и к каждому видеофрагменту даны пояснения физики наблюдаемых экспериментов и явлений. Эти пояснения можно не только прочитать на экране дисплея и при необходимости распечатать, но и прослушать, если ваш компьютер укомплектован звуковой картой.
Компьютерный курс назван "Открытой физикой", так как его модульный состав даёт большую свободу в выборе компьютерных моделей и соответствующих экспериментов. В дальнейшем предполагается разработка открытых версий на основе новейших компьютерныхтехнологий.
Краткий обзор образовательных серверов по физике и астрономии
Образовательный портал,
Образовательный сайт,
адрес в интернете Краткая характеристика образовательного сайта
Открытый Колледж
www.college.ruОбразовательный портал. Наиболее полная методическая информация по физике и по астрономии. Содержит электронные учебники по физике и астрономии, интерактивные модели, виртуальную лабораторию с возможностью построения интерактивных моделей
Образовательный сайт «Физика для школ через Интернет» www.fizika.asvu.ruНа этом сервере имеются разделы, соответствующие основным разделам изучения физики. Цикл лекций «Гравитация», «Развитие взглядов от Ньютона до Эйнштейна» и т.д.
Сайт «Сетевое объединение методистов по физике» Московского центра Федерации Интернет Образования
http://center.fio.ru/method/razdel.asРазличная информация для учителя физики, база данных ссылок на образовательные сайты в Интернет.
Имеется форум учителя, различная информация сетевого объединения учителей физики.
Сайт «Лаборатория физики
Московского института
Открытого Образования
(МИОО)», ранее называвшегосяМИПКРО
http://www.mipkro.ru/ogl.phpНа страницах этого образовательного сервера размещен справочник «Учителю физики».
Коллекция ссылок на образовательные ресурсы «Всё образование в Интернет» http://all.edu.ru/Свыше 4500 ссылок на образовательные ресурсы российской части Интернета, сгруппированные по 75 разделам.
Сайт «Анимация физических процессов» http://www.infoline.ru/g23/5495/physics.htmСайт содержит анимационные модели и видеофильмы по молекулярной физике, оптике, механике, но только в виде демоверсий.
Форум по физике http://physics.al.ru/cgi-bin/forum.pl?forum=rusВозможно задать любой вопрос и получить квалифицированный ответ.
Сайт "ФИЗИКА в школе"http://www.cacedu.unibel.by/
Partner/bspu/pilogic/links.htmОбразовательный сайт.
Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ruТестирование. Тематические и поурочные планы, методические разработки.
Межшкольный образовательный сервер http://www.omsk.edu.ruРазличная методическая и справочная информация
Сайт «Энциклопедия: Физика в Интернете
http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/Электронный справочник по физике
Энциклопедия Кирилла и Мефодияhttp://mega.km.ru/Электронная энциклопедия по всем разделам наук, в том числе физики и астрономии
Тестирующий сайт www.examen.ruСайт с возможностями дифференцированной системы тестирования по физике и астрономии.
Итак, компьютер из экзотической машины превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал преподаватель.