Развитие коммуникативности младших школьников средствами драматизации
Гардфельдер Юлия Михайловна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. Йошкар-Олы»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы.
Драматизация – это технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Она предполагает все виды воспроизведения в лицах: от импровизации и драматических игр до разыгрывания готовой пьесы.
Каковы преимущества использования этой технологии? В драматизации присутствуют элементы игры, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Игра будит творческую фантазию, дети становятся увереннее в себе, учатся работать в команде. Кроме того, развивается их коммуникативная компетенция.
Овладение коммуникативной компетенцией на английском языке предполагает развитие 4 видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения и аудирования. Согласно методике драматизации работа над художественным произведением может быть построена по следующей схеме:
оригинальное произведение (комментированное чтение);
написание сценария (самим учащимися или совместно с преподавателем);
коммуникативные упражнения (направленные на обучение общению в конкретной речевой ситуации);
собственно спектакль.
Чтение оригинального произведения занимает несколько уроков. Учитель дает лингвострановедческий комментарий к тексту и проверяет понимание содержания с помощью вопросов. После прочтения текст делится на основные эпизоды, по которым и работают учащиеся. Они повторяют реплики героев, определяют, кому принадлежат произносимые учителем высказывания и к какому эпизоду они относятся. Уже на этапе чтения оригинального текста возможна драматизация диалогов и отдельных сцен. Уроки чтения заканчиваются пересказом содержания произведения в письменной форме и написанием сценария.
В ходе работы над спектаклем выполняются коммуникативные упражнения. Можно выделить три основных (условно названных) типа таких упражнений:
наблюдение и описание лиц, костюмов, движений и жестов;
интерпретация (толкование) заданных ситуаций общения;
взаимодействие учащихся в ситуациях общения, составляющих собственно спектакль.
Главное преимущество использования этих упражнения состоит в том, что учащимся предоставляется возможность перейти от контролируемого говорения к свободному речевому высказыванию и говорить то, что они действительно хотят сказать.
Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. У них формируются навыки аудирования - одного из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка. Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Музыка дает настрой спектаклю, благодаря песням активизируется лексика, легче усваиваются грамматические структуры. Сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной грамматически, интонационно, фонетически речи.
Таким образом, через ролевую игру, моделированную ситуацию и физическое действие развиваются все виды речевой деятельности и повышается языковая компетенция младших школьников.
15