Методическое пособие Проведение минуток чистописания
В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей наряду с навыками чтения, счёта основных навыков письма. Такого качества нельзя будет достигнуть без должного уровня овладения техникой письма - умением чётко (по возможности красиво) и быстро вести записи в любых условиях (при списывании, письме под диктовку, по памяти, изложении собственных мыслей и т.п.). Поэтому занятия по чистописанию рекомендуется проводить на каждом уроке русского языка (8- 10 мин.).
Во 2 классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков. На каждом уроке проводятся систематические упражнения по развитию плавности, свободы движения рук, для работы над соединениями букв в письме слов, предложений, небольших текстов в разных скоростных режимах, приближённых к условиям письма на уроках русского языка и математики.
К 3 классу письмо учащихся становится более устойчивым, хотя их почерки ещё далеко не сформировались: не установилась определённая высота букв в письме, наблюдаются колебания в наклоне, недостаточная равномерность и плавность письма, небольшая скорость и другие недочёты в письме отдельных учеников. Поэтому задачи работы по чистописанию в 3 классе остаются в основном теми же, что и в предыдущем классе, но в зависимости от новых условий меняется значимость и конкретное воплощение каждой из них.
Эти задачи следующие:
1) работа над формой букв. Закрепление отчётливого, правильного письма
при его ускоряющем темпе в данном классе;
2) работа над соблюдением одинаковой высоты букв на строке, на
странице;
3) работа по усвоению учащимися разных вариантов соединений букв;
4) работа над соблюдением наклона в письме;
5) работа над соблюдением равных расстояний между буквами в слове,
между словами на строке;
6) работа над развитием ритмичности и плавности письма;
7) работа над увеличением скорости письма при сохранении его
отчётливости;
8) исправление индивидуальных недочётов в письме учеников.
Особое внимание на третьем году обучения уделяется безотрывности письма, его ритмичности, плавности и повышению скорости. Эти задачи учитель старается выполнить, используя 8- 10 мин. на уроке русского языка. Как известно, более частые, пусть даже кратковременные, упражнения способствуют лучшему и более прочному формирования навыка.
Остановимся подробнее на некоторых направлениях обучения чистописанию в 3 классе. Первые занятия рекомендуется посвятить работе над высотой букв, так как ученики могли отвыкнуть то письма по новой для них разлиновке – в одну линейку. Кроме того, не все дети ещё сумели найти «свою» высоту, не соблюдают одинаковую высоту букв на всей строке, странице.
Сначала дети работают над высотой строчных букв, не выходящих за строку,- п , к, м, е и т.д. Далее идут упражнения сначала для отработки высоты заглавных букв, затем для работы над размером строчных букв, имеющих в своём составе элементы, выходящие вверх и вниз за строку. Приведём пример «порции» таких упражнений:
Работа над формой букв не повторяет работу, проводимую во 2 классе, когда буквы в основном повторялись, прописывались в генетическом порядке от простых по начертанию к более сложным, что связано с характером ошибок в написании букв третьеклассниками. Особенно заметными становятся ошибки в письме букв, либо имеющих сходство в отдельных элементах (например, У и Ч), либо сложных по общему начертанию (Д, К, В, Ф и др.). В связи с увеличивающейся скоростью письма некоторые учащиеся пишут небрежно, что приводит к искажению формы букв в конце слова. Это требует особого внимания к закреплению отчётливого написания букв. Поэтому буквы объединены для работы на одном занятии: 1) либо по сходству форм (2-3 буквы); 2) либо по общности написания отдельных элементов; 3) либо по противоположности руки при начертании букв.
Примеры таких групп букв:
1) Ии, Лл, Шш, Мм, Оо, Юю, Хх, Яя, Пп и др.;
2) У – Ч, В – З;
3) С – Э, Е – З, Т – Ш.
В 3 классе начинается работа по предупреждению ошибок, связанных с употреблением ряда букв друг другу при ускоренном небрежном письме. Так, более тщательной работы в сопоставлении требует начертания заглавных букв С - Е, Г - Р, строчных букв ы – и - н, г - ч, ь - ъ при их соединении с предшествующими буквами. При этом не следует говорить детям, что эти буквы при ускоренном письме становится похожим, а лучше неоднократно подчёркивать их особенности и тренировать их отчётливое написание при более скором письме.
Больше внимания уделять безотрывности письма, что объясняется возможностями учащимися этого возраста усваивать рациональные, более удобные для руки пишущего соединения. Обучение способам соединений букв проводится с 1 класса. Так, на первом году обучения дети пишут в основном побуквенно, хотя могут написать безотрывно две, иногда три буквы в соединениях типа ме, шли, сел, ри и т.д.
Во 2 классе увеличивается возможность выполнения безотрывного соединения овальных букв. Дети могут соединять эти буквы с предыдущими с отрывом.
Начало снизу подготавливает в дальнейшем безотрывное соединение этих букв. Во 2 классе увеличивается возможность выполнения безотрывного письма (3-4 буквы). Вводятся варианты верхних петельных соединений овальных букв:
В 3 классе факультативно, т.е. по усмотрению учителя, вводятся петельные соединения в буквах:
Объясним, почему вводятся верхние петельное соединение с овальными буквами. Дело в том, что это соединение по движению ничего нового не представляет по сравнению с нижним соединением. Это тоже соединение, только поднятое выше для удобства, для сокращения траектории пути. Обычно в письме взрослых именно такое соединение и наблюдается. И у учащихся при ускорении письма появляется (в случаях более высокого начала письма последующей буквы) петельные соединения, но обычно при стихийном их возникновении наблюдаются искажение букв:
Поэтому лучше дать этот приём в уже принятом в нашей каллиграфии виде, тем самым будут предупреждаться недочёты небрежного письма, с одной стороны, и будет осуществляться «техническая» помощь по овладению скорописью – с другой. Детям будет не так легко привыкнуть к тому, когда какое соединение использовать. Первоначально происходит перенос одного какого- либо приёма на несоответствующие соединения, но постоянно более удобное соединение начинает закрепляться в письме учащихся. Учитель обращает внимание детей на правильные, рациональные соединения, учащиеся их прописывают, но если в их ежедневном письме на уроках русского языка встречаются не те соединения, а прежде изученные, не следует им за это снижать отметки. Постепенно знание перейдёт в навык. Таким образом, в 3 классе проводятся занятия по закреплению как разных вариантов соединений с овальными буквами, так и сложные случаи соединений с неовальными буквами, например с буквами л, м, я.
Несомненно то, что тщательная и последовательная работа по совершенствованию всех качеств письма ведёт к становлению у детей разборчивых почерков.
13PAGE 15
13PAGE 14215