Доклад на тему: Формирование орфографической компетенции на уроках русского языка


Доклад: «Формирование орфографической компетенции на уроках русского языка»
Учитель: Диканова Ажар Кабиевна
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного (бездумного) владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребёнку постепенно открывается понимание того, как живёт слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чём смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания слов.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
В тематическом планировании учебного материала на изучение тем : «Безударные гласные, проверяемые ударением» и «Безударные гласные, не проверяемые ударением» отводится определенное количество часов.
В течение учебного года ведется целенаправленное использование, повторение полученных знаний по данной теме .В 1 классе главной целью на перспективу является подготовить учащихся к восприятию во 2 классе данной темы.
Одним из главных орудием начальной школы, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность является введение на уроках элемента занимательности, использование дидактических игр.
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.
Уже при чтении и письме первых слов с гласными а – о – сосны –сосна, страны – страна в 1 классе можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных а – о :
« Однажды гласные а и о гуляли по лесу. Вдруг они рассорились. А почему? Когда гласные а и о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно. И никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети. Которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь. Когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.
Содержание 4 раздела «Слово и его состав», изучаемый в 3 четверти 2 класса даёт возможность целенаправленно и последовательно решать проблему орфографической грамотности детей на основе ведущего принципа русского правописания: общие для родственных (однокоренных) слов значимые части слова сохраняют единое написание независимо от произношения, но языковой материал в основном представлен именами существительными. А в 3 – 4 классах представлен именами существительными, прилагательными и глаголами.
Чтобы научиться писать без ошибок, надо подкреплять знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных гласных в корне, учащиеся неоднократно встречаются с такими видами работ , как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и другие. Одним из таких упражнений является задания с выборочным ответом. Учащимся предлагается несколько слов с пропущенными гласными в корне слова. Следует указать , какие буквы надо вставить, чтобы слово было написано правильно: выделить корень, проверить безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Например: в…с…ло –э ,е, и., пл…сать –е, и, я.
При изучении этой темы использую в качестве дидактического материала загадки. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма. Первоклассники с удовольствием отгадывают загадки, учат наизусть. Во 2-4 классах безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки. Предлагаются разные задания: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонек); вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Эти задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.
Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Использую приём орфографического чтения – из опыта работы Петра Семеновича Тоцкого. Методист утверждает , что: «…если слово повторять многократно…, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова». А чтобы в памяти был запас нужных речедвижений, необходимо считает он, выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причем обучать детей надо с первого класса.
Умение анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы помогает следующее задание. Учащиеся читают заданный текст и вычеркивают какую – то определенную букву (а, я, о, е, и). Для проверки качества выполненного задания задается детям вопрос: «Сколько раз встретилась та или иная буква?» (предварительно учитель просчитывает количество букв).
Программой начального обучения по русскому языку с 1 по 4 классы предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Словарные слова, изучаемые в начальном звене группируются по темам: «Человек», «Родина»,«Огород» , «Животные», «Птицы», «Орудия труда», «Транспорт» и т.д. По этим составленным словам , объединенным в одну общую тему, проводится следующая работа:
1.орфографическое чтение вслед за учителем;
2.самостоятельное орфографическое чтение;
3.ставят ударение, определяют непроверяемую безударную гласную;
4.составляют предложения с этими словами;
5.во 2-4 классах выполняют дополнительные задания (определить части речи, склонение, род существительных и т.д.)
Работа над словами проводится как в письменной форме, так и в устной форме. Правильность написания слов в устной форме устанавливается при помощи сигнальных карточек с буквами: а, я, о, е, и.
Для решения этой проблемы применяю работу с этимологическими словарями, где дети находят значение слов, как образовалось слово, почему пишется та или иная непроверяемая безударная гласная.
Одним из видов работы является использование ярких ассоциаций.
Суть этого метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким, ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогает правильно написать орфограмму.
Методика:
1.Списать словарное слово и поставить ударение: например: береза
2.Выделить слог, который вызывает сомнение (трудности) при написании: береза
3.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом каким – то общим признаком по цвету, форме, действию, материалу, качеству, количеству, месту расположения, звучанию, вкусу, назначению.
Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Таким образом , тема « Правописание безударных гласных» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.