РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок всестороннего развития детей «Всезнайка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа коррекции и развития 8 вида №44 г Брянска
»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок всестороннего развития детей «Всезнайка»
2015 - 2016 учебный год
Учитель-дефектолог: Гешеле Яна Юрьевна
Пояснительная записка
Кружок всестороннего развития детей «Всезнайка» направлен на реализацию дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания, творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам.
Успешное овладение знаниями у учащихся коррекционной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы – кружковые занятия . Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Программа направлена на развитие логического мышления и речи, творчества Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
I Общая характеристика
Выявление, поддержка, развитие и социализация детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. Не смотря на то что дети с ограниченными возможностями, программа дает возможность раскрыть все таланты детей в полной мере. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, дифференцированного подхода в обучении развития и воспитания.
Вот почему учителя должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Основная цель – подготовка учащихся подготовка их к жизни в обществе Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
II Описание места курса в учебном плане
Общий объем учебного кружка всестороннего развития детей «Всезнайка» составляет 56 часа, во 1-9классах 2 часа в неделю, вторник- 8урок
Среда -8 урок
Длительность 40 мин
Срок реализации: краткосрочный- 1 год.
III Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических
приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,
сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности,
использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
-использование ИКТ технологий.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: русский язык, математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, техника работы с бумагой
Программа кружка «Всезнайка состоит из шести блоков:
I блок. Русский язык
II блок. Математика.
III блок Изобразительное искусство.
IVблок Чтение и развитие речи.
Vблок Техника работы с бумагой.
VIблок Ознакомление с окружающим.
Содержание курса, включающее учебно-тематический план
Блоки часы
I блок. Русский язык
9
II блок. Математика.
9
III блок Изобразительное искусство. 9
IVблок Чтение и развитие речи. 9
V блок Техника работы с бумагой. 9
VIблок Ознакомление с окружающим. 9
Календарно-тематическое планирование:
№п/п Тема занятия Количество часов Содержание и виды коррекционной работы Русский язык
1 Язык – средство общения. Письменное и устное общение. 1 Развивающие задания на развитие внимания и быстроту реакции.
2 Загадки-шутки. 1 Практическая работа 3 Кроссворды. 1 Практическая работа 4 Слоги. 1 Слогораздел. Деление слов на фонетические слоги не всегда совпадает с делением слов для переноса.
« В гостях у слов» 5 Интонация. Роль интонации в общении.
1 Инсценировка игры «Знаки препинания»
Практическая работа.
6 Занимательные задания Ребусы. Скороговорки. 1 Практическая работа.
7 Задачи. Игры. Метаграммы. 1 Практическая работа.
8 Шарады. Головоломки. Логогрифы. Чистоговорки. 1 Практическая работа.
9 Час занимательной игры.
1 Практическая работа.
Математика
1 Магические квадраты 1 Отгадывание и составление магических квадратов.
2 Математические фокусы 1 Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
3 Математические ребусы 1 Решение заданий на восстановление записей вычислений.
4 Задачи шутки 1 Решение шуточных задач в форме загадок.
5 Задачи на разрезание 1 Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
6 Задачи со спичками 1 Решение занимательных задач со спичками.
7 Геометрические головоломки 1 «Танграм».
8 «Математическая шкатулка» 1 Составление и выпуск брошюры Изобразительное искусство
1 Вводное занятие “Как стать художником? 1 Знать технику безопасности при работе с различными материалами. 2 “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. 1 Знать, что такое композиция, правила её составления.
Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. 3 “Город мастеров” - работа в технике граттаж. 1 Знать этапы выполнения техники граттаж.
Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. 4 Использование карандашей в рисовании цветов. 1 Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. 5 Кляксография обычная. Рисование природы. 1 Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами.
6 Кляксография трубочкой. 1 Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. 7 Морской пейзаж. 1 Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.
Уметь строить композицию, подбирать колорит. 8 Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. 1 Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. 9 Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. 1 Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. ЧТЕНИЕ
1 Беседа «О книге и библиотеке». 1 Экскурсия в библиотеку.
2 «Мои любимые сказки». 1 Познавательно-развлекательная программа 3 «Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу?» Мелкий ремонт ветхих книг. 1 Беседа 4 «Рисуем сказку» по сказкам известных сказочников. 1 Конкурс рисунков
Оформление выставки рисунков. 5 «Из чего состоит книга? Кто ее создает?» 1 Беседа. Рисование поздравительной открытки к Новому году. 6 Новогодний утренник (стихи и сценки). 1 Участие в концерте 7 «Путешествуют герои сказок». 1 Игровая конкурсная программа 8 «Наша Армия родная» по одноименной книге С.Михалкова. 1 Конкурс рисунков 9 «Поиграем в сказку!». 1 КВН Техника работы с бумагой
1 Из истории происхождения ножниц. Бумага вокруг нас. Бумага в современном мире. 1 Вводная беседа. Правила техники безопасности при работе……... 2 Мозаика из яичной скорлупы 1 Практическая работа.
3 Мозаика из яичной скорлупы 1 Практическая работа.
4 Поделки из бросового материала. 1 Практическая работа.
5 Поделки из бросового материала. 1 Практическая работа.
6 Поделки из бросового материала. 1 Практическая работа.
7 Космическое путешествие 1 Практическая работа.
8 Подведение итогов работы в кружке. 1 Выставка работ. Ознакомление с окружающим
1 Хлеб
Рассказать детям о том, какое значение имеет хлеб, что хлеб надо беречь; как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб; 2 Одежда
Показать, назвать одежду, обувь, головные уборы которую носят летом, осенью, зимой, весной.
Подобрать приставочные глаголы. Закончить предложения. У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... .3 Дом и его части
Показывать и называть части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять их назначение.
Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): высокий — ..., длинный — ..., многоэтажный — ..., новый — ...
4 Мебель
Показать и назвать предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка. 5 Продукты питания
Показать, назвать мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия.Выучить стихотворенме по теме. 6 Профессии
Побеседовать с детьми о том, что на свете есть очень много профессий, спросить, какие профессии они знают, кем бы они хотели стать, когда вырастут игра «Кем ты будешь?» 7 Транспорт
Назвать наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Перечислить основные части машины, самолета, корабля: мотор, колеса, кабина, кузов. Побеседовать о правилах дорожного движения.
Назвать профессии людей связанные с транспортом: водитель, механик, летчик, стюардесса, капитан, диспетчер, контролер и т.д.
8 Насекомые
Рассмотреть насекомых: бабочку, муху, осу, паука, муравья, комара, жука, кузнечика и т.д. и обсудить их внешний вид; рассказать детям о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить их бережному отношению к природе.
9 Посуда
Согласовать относительные прилагательные с существительными: стеклянный кувшин, фарфоровая чашка, деревянная ложка, пластмассовый стакан и т.п.