Презентация на тему Студенческое научное общество как средство организации исследовательской деятельности студентов


Free Powerpoint Templates Студенческое научное общество как средство организации исследовательской деятельности студентов. Жидкова Людмила Юрьевна преподаватель физики высшей квалификационной категории. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ2014 год  Актуальность темыСовременное общество требует от выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) новых личностных и профессиональных качеств, среди которых способность к приобретению новых знаний, анализу своей деятельности, ответственность за выполняемую работу, системное мышление. Данные компетенции возможно сформировать у студентов техникума через организацию самостоятельной работы, важным направлением которой является исследовательская деятельность. Сущность подхода Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: - введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания; - организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; - актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; - изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. Организация деятельности студентов Организация исследовательской деятельности студентов нашего техникума является продолжением и углублением учебного процесса, реализуется через проведение предметных недель и профессиональных декад, подготовку к предметным и профессиональным олимпиадам различного уровня, конкурсам «Лучший по профессии», индивидуальную и групповую работу студентов по подготовке различных проектов, курсовых и дипломных работ. Одним из средств организации исследовательской деятельности студентов является студенческое научное общество (СНО). СНО – это добровольное творческое объединение студентов, активно занимающихся самостоятельной творческой научно-исследовательской деятельностью, стремящихся совершенствовать свои знания в области профессиональных наук, изучаемых учебных дисциплин под руководством преподавателей и руководителей лабораторий и учебно-производственных мастерских техникума На вопрос «Знаете ли Вы что такое исследовательская работа?» Существуют такие результаты исследовательской деятельности, как изготовление макета или модели, работа над проектом, создание изделия, написание статьи, тезисов. Мы выяснили, что студенты совершенно не знакомы с написанием статей и тезисов, а чаще всего они используют доклад, сообщение -66% и реферат-34%. Хотели бы вы заниматься исследовательской работой? Хотели бы вы вступить в студенческое научное общество?» Цель СНО – обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.Структурными единицами СНО в ГХТТ являются научные кружки, лаборатории, проблемные группы. Задачи СНО: - формирование мотивации к научно-поисковой, исследовательской деятельности студентов и содействие в углублённом и творческом освоении ими учебного материала; - воспитание творческого отношения к своей специальности через исследовательскую деятельность; - создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества студентов; - проведение научно-исследовательских мероприятий (конкурсов, конференций, олимпиад, семинаров, круглых столов и т.д.). Предметная работа в рамках СНО В частности по физике учащимся были разработаны следующие работы в форме интеграционных проектов:химия -физика «Кристаллы,их свойства(с представлением выращенного в домашних условиях кристалла)» литература – физика «Оптические явления описанные в художественной литературе»экология – физика «Экологическое состояние территории ГХТТ»физика – история «М.В.Ломоносов – яркий самородок российской науки»экология – физика «Экологические Последствия аварий на ЧАЭС»физика – биология «Биологическое действие радиации»физика – техника «Первые паровые машины», «Черепановы – российские создатели паровых машин» Студентами созданы презентации-проекты к урокам по темам: 1.Физика — космонавтика «Современные достижения космонавтики.»2. Физика и автодело. «Автомобиль — чудо техники. Физические явления,используемые при движении автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания в автомобилях. Безопасность участников движения и пешеходов. Первые паровые машины.»3. Физика – история . «Создание первой атомной бомбы. Последствия бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки.»4. Физика – экология. «Последствия аварии на «Фукосиме», ЧАЭС.» Итоги работы СНО Итоговым результатом деятельности СНО являются студенческие научно-практические конференции, которые проводятся ежегодно и состоят из пленарных заседаний и работы секций по различным направлениям: информационно-коммуникационные технологии, технический профиль, гуманитарный и социально-экономический профиль, здоровьесберегающие технологии и безопасность жизнедеятельности № Наименование критерия Количество баллов «да» (2 балла) «частично» (1 балл) «нет» (0 баллов) 1 Оценка содержания и оформления результатов исследовательской работы 1.1 Актуальность темы в рамках избранного направления работы конференции (секции) 1.2 Наличие структурного аппарата исследования( обозначена цель, задачи, выдержана логика построения, объём) 1.3 Глубина раскрытия темы 1.4 Наличие исследовательского, практикоориентированного или творческого характера работы. 1.5 Выводы сформулированы четко, глубоко, лаконично, они полностью соответствуют цели, задачам и содержанию работы. 1.6 Наличие новой для аудитории информации Оценочный лист № Наименование критерия Количество баллов «да» (2 балла) «частично» (1 балл) «нет» (0 баллов) 2 Оценка публичного выступления (доклада) 2.1 Изложение последовательно 2.2 Отсутствие запутанных конструкций и двусмысленности в речи и языке 2.3 Отсутствие ошибок речи, мешающих восприятию 2.4 Непринужденность и уверенность во время выступления 2.5 Обращение речи к аудитории, наличие визуального контакта с аудиторией 2.6 Уместность жестикуляции 2.7 Умение отвечать на вопросы по теме исследования 2.8 Наличие презентации 2.9 Качество оформления презентации (уместная и хорошо читаемая цветовая гамма, слайды не перегружены текстом, количество слайдов уместно и пр.) Оценочный лист Результативность : Результатом работы СНО стали победы на мероприятиях и конкурсах регионального уровня: II областной студенческой научно-практической конференции учреждений среднего профессионального образования (г. Владимир, 2013), выставке технического творчества, молодёжном чемпионате по социальному и бизнес проектированию при РАНХ и ГС, молодёжном конкурсе работ по проблемам устойчивого развития, студенческой научно-практической конференции (г. Гороховец, 2013). Выводы: СНО является эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки учащихся. Студенты, активно занимающиеся в СНО чаще,чем другие оканчивают техникум с повышенными квалификационными разрядами.Формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные умения и навыки, что важно для развивающейся личности.Студенты обучаются стилю поведения, манере говорить и умению общаться.СНО - хорошая стартовая площадка для тех студентов, которые планируют в будущем продолжить обучение. Список литературы: 1.Афанаскина, М.С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО».- 2011.- №2.- С.139-147.2.Болдырева, Л.В. Организация исследовательской деятельности студентов // Специалист.- 2010.- №5.- С.24-25.3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.П. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.