Урок окружающего мира 3 класс.Тема Что под ногами
Окружающий мир 3 класс .
Тема урока .Чудо под ногами.
Цели: продолжить работу по углублению представлений о почве как о верхнем плодородном слое земли; развивать исследовательские навыки мышление, наблюдательность, любознательность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять основные свойства почвы; в процессе опытов установят состав почвы. Узнают о преобладающих почвах родного края.
Оборудование: карточки-опоры; схемы-опоры; для опытов — прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага лабораторное стекло.
Ход урока|. Орган. момент
II. Актуализация знаний
1.Проверка д/з
Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с. 48)
Какие определения минералов и горных пород вы записали?
Приведите примеры.
Задание 4 (с. 47)
Какими полезными ископаемыми богат наш край?
Тест
Люди какой профессии отыскивают месторождения пол ных ископаемых в природе?
а) врачи
б)геологи
в) строители
Какие полезные ископаемые используются в строительств
а) песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, поваренная соль
Какие полезные ископаемые служат топливом?
а) оловянная и медная руды
б) каменный уголь, природный газ
в) графит, сера
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото
Зачем мы собираем металлолом?
а) сохраняем запасы руды
б) очищаем территорию от мусора
в) участвуем в соревновании между классами
Самоопределение к деятельностиОтгадайте загадку.
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я все терплю
И добром плачу. {Земля.)
Сегодня на уроке мы будем получать новые знания о земле
Работа по теме урокаРабота по учебнику С. 74(Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним».)
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна. а осенью смотришь: вместо одного мешка — двадцать.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля.)
У слова «земля» несколько значений. Одно из них — почва — верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства.
Что такое почва?
Основное свойство почвы — это плодородие. Толщина починного слоя бывает различна: от 2—3 см до 150—200 см и больше. Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? (Темного.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
С 50-51
Опыт 1
Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2
Я немного нагреваю почву. Над почвой устанавливаю холодное стекло. Что вы видите? (Стекло становится влажным.)
- Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.)
Опыт 3
Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
(Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)
-Это сгорает перегной, или гумус, который образовался из остатков
растений или животных: мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придает темный цвет почве.
Опыт 4
Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.
Что мы еще раз доказали? (Что в почве присутствуют песок и глина.)
Опыт 5
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Hесколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.
(Учащиеся рассматривают налет на стекле.)
Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Сделайте вывод. (В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде.)
(Учитель вывешивает на доску карточки-опоры со словами «соли», «микробы».)
Мы исследовали почву. Рассмотрите схему «Состав почвы#!
Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.
Оцените свою работу.
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
(Ходьба на месте, руки поднять и опустить.) Дышим ровно, глубоко,
Вместе нам идти легко.
(Ходьба на месте, вдох-выдох.)
Головой повертим дружно,
(Повороты головы вправо и влево.)
Опускать ее не нужно.
Кто таится под кустом
С пышным рыженьким хвостом?
Это хитрая лисица.
Под кусточком лисий дом.
(Наклоны вперед.)
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим (Бег на носочках.)
И у леса на опушке
Землянику поедим.
(Наклоны вперед.)
Как мы много увидали:
Речку, бабочек, цветы.
(Ходьба на месте.)
Много нового узнали
Вместе мы - и я, и ты.
(Сесть за парты.)
Продолжение работы по теме урока
Беседа
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2 тыс. лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. И нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их останков образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ (микробы, бактерии) превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы.
Работа по учебнику С 74-75 Рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом. Как вы думаете, как они повышают плодородие почвы? (Предположения детей.) С. 76 Прочитайте 3-й абзац текста, скажите, подтвердились ли ваши предположения. С. 77 ( Задания в рубрике «Откроем атлас определитель». Самостоятельная работа.)
Почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.
- Что произойдет, если исчезнет почва?
Прочитайте 1-й и 2-й абзацы статьи на с. 76 учебника. Что получают растения из почвы?
Что такое соли? Как пополняется их запас?
Что такое перегной?
Итак, можно сделать вывод, что главная часть почвы – перегной.
Из него образуются соли. Их используют растения. растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества путешествуют в природе как бы по кругу. Из почвы — в растения, из растений — в тела животных, и с останками растений и животных — снова в почву. Ученые называют этот процесс круговоротом веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не станет. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить мог бы, а без почвы - нет.
Прочитайте о нем на «Страничках Умного Совенка» (с, I учебника).
Что вы узнали о В.В. Докучаеве? Какие рекомендации по возделыванию почвы он давал?
Прочитайте текст в рубрике «Подумаем!». Как вы ответите на вопрос в нем?
Рефлексия
Выберите правильные ответы.
К какой природе можно отнести почву?
а) к живой
б) к неживой
в) неживая и живая природа в почве соединяются
Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так микробов, корней растений и различных животных, й тающих в почве
Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину
б) воздух, воду, соли
в)останки растений и животных
Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя
б) наличие в почве воды
в) наличие в почве песка и глины
Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а) благодаря животным, обитающим в почве
б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве
в) благодаря микробам, живущим в почве
Подведение итогов урока
Что такое почва? (Почва — это верхний плодородный слой земли.)
Что входит в состав почвы?
Почва образуется очень медленно. Ее необходимо охранять от разрушения.
Домашнее задание Прочитать текст на с. 74—77 учебника. Ответить на вопросы «Проверим себя»