Игра как средство развития познавательных способностей младших школьников (доклад)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бондаренко Т.А.
учитель начальных классов
Государственное учреждение школа с профильной направленностью «Стикс»
Без игры жизнь ребенка становится скучной.Она похожа на цветок, лишенный солнца и воды.М. Стоян Я не «открою Америки», если скажу. Что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - создать условия для развития собственных творческих способностей, атмосферу сотрудничества взрослого и ребенка. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие ребенка, предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках, которой формируются базовые знания, умения и навыки творческой деятельности связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Адекватное использование игры на уроке способствует осуществлению учебно - воспитательных целей. Соотношение игры с другими видами деятельности благотворно влияет на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах. Игра - единственный вид деятельности, который удовлетворяет естественное желание ребенка проявить себя, самоутвердиться. Как правило игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена конкретным задачам, которые решают на уроке. У ребенка в младшем школьном возрасте фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение. Сущность дидактических игр заключается именно в том, что дети, решая умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, а это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем школьном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, а в третьих – мышления.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью. В играх-упражнениях она выражена явно.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Дидактическая игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она направлена на развитие у детей раннего возраста мышления, воображения, внимания и т.д.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, эмоции. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
Игровое действие представляет собой основную «канаву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем – то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и
учителем, создает условие равенства, а речевое партнерство разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся и тем самым преодолевать барьер неуверенности. И этого много стоит. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В игре каждый получает роль или каждый участвует должен быть активным партнером.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Игра учит быть чувствительным .
Можно провести классификацию игр и с учетом разных видов деятельности ученика: игры, требующие исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют задания по образцу (составлять узор по образцу, продолжить числовой ряд и др.); игры, направленные на развитие вычислительных навыков. Дети выполняют воспроизводящую деятельность (« Молчанка», « Поднимись по лесенке », « Вперед в космос » и др.); игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность ученика («Найди лишнее », «Установи сходства и различия », «Внимательный художник », «Воспроизведи по памяти »); игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность (« числа перебежчики », составить пример на сложение и по нему 2 примера на вычитание. Игры, включающие элементы поисковой деятельности (найди ошибку, найди аналогичное). При этом объем изучаемого материала не уменьшается, так как дети работают быстро и каждый получает задание. Наиболее часто применяю в своей практике: урок- сказку, урок- игру, урок- путешествие. С тем, чтобы предупредить утомление, поддержать внимание следует создавать ситуацию удивления и увлеченности. В этом мне помогают игры и игровые упражнения. Игры необходимо отбирать, тщательно проследив за тем, чтобы их не было слишком много. Необходимо помнить и о том, что каждый вид игры занимает определенное место в процессе обучения учеников. Поэтому необходимо представить ясную картину всех видов игр. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной
Роль дидактической игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает память и сообразительность.
Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1991.
2. Жикалкина П.К. Игровые и занимательные задания по математике. –
М.,1998.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1982.
5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня М.,1985.
6. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., «Новая Школа» 1993.
7. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.
8.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
9. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.:
Просвещение, 1990.