Формирование навыков исследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников (выступление)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, о том, чтобы это были знания актуальные, а также сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Одной из прогрессивных форм обучения в современной школе является проектно - исследовательская деятельность. В процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт как самостоятельной, так и совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
( Слайд 2)
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно
Дай мне приглядеться,
Потрогать
И подержать в руках,
Послушать,
Понюхать
И, может быть,
попробовать на вкус
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Я работаю по УМК «Школа 2100», где в основу реализации программы заложен системно-деятельностный подход. В самом комплекте разработано большое количество заданий и упражнений, направленных на развитие самостоятельности мышления и формирование исследовательских умений младших школьников.
Содержание учебного материала по математике подобрано таким образом, что выполняемые задания способствуют развитию самостоятельности мышления учащихся на каждом уроке.
Например, в первом и во втором классах рассматриваются:
- задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников;
- умения делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами, вторым и третьим;
- умения сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения;
- умения делать обобщения. (Слайд 3)
В третьем классе мы продолжаем и углубляем направления, заложенные в первом и втором классах, но имеются и свои особенности. (Слайд 4)
1)Усиливается роль содержательно-логических заданий для развития самостоятельности мышления учащихся. Задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
2) Увеличивается объем самостоятельной умственной деятельности, направленной на развитие навыков контроля и самоконтроля, развитие познавательной активности детей.
Обучающиеся, вовлечённые в проектно-исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся: (Слайд 5)
Ставить исследовательские вопросы;
Формулировать проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Составлять план работы;
Вести наблюдения;
Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез;
Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели и т.д.);
Систематизировать информацию;
Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. (Слайд 6)
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. На этом этапе расширяю рамки исследовательской работы и включаю сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, предлагаю первокласснику темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира»: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».
Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны самостоятельно рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.
В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Ребята узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт. Всем ещё трудно делать много записей, поэтому предлагаю учащимся сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение
видеть проблемы (слайд 7), наблюдать (слайд 8), давать определения понятиям (слайд 9), задавать вопросы (слайд 10), классифицировать (слайд 11), проводить эксперименты.
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
Авторский коллектив учащихся в первом классе создал сборник стихов и рассказов « Новогодние истории» и получил Грамоту 14 Международного конкурса детской рукописной книги на областном конкурсе.
Особый простор для самостоятельной исследовательской деятельности нам предоставляет изучение предмета «Окружающий мир».
Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, природопользования, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Во время уроков, работая в группах, ребята самостоятельно работают по плану, осуществляют коллективные исследования.
Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументированно представлять результаты своей творческой работы.
Работая с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), дети преобразовывают устную информацию в письменную, делают первоначальный анализ полученной информации.
Например, работая по теме « Многообразие Земли», учащиеся самостоятельно готовят дополнительный материал о растениях и животных, который оформляют в виде рефератов и выступают перед одноклассниками. (Слайд12) (Слайд13)
Различные формы и методы исследовательской работы применяю во внеклассной деятельности. В этом году интересно прошла станционная игра, посвященная Дню матери. (Слайд14) (Слайд15) На каждой станции ребята самостоятельно выполняли творческие задания: создавали поздравительные открытки для мам, собирали из отдельных частей пословицы, заранее подбирали и читали стихи.
На занятиях факультатива « Край, в котором я живу» мы с детьми путешествуем и познаём наш край (слайд16). Экскурсии по городу, посещение музея на заводе « Нерпа» (слайд17) и в ДК « Современник», плавательного бассейна « Дельфин» (слайд18), ветеринарной лечебницы, знакомство с интересными людьми воспитывают и развивают. Сбор материала, который относится к тому месту, где ты родился и живешь, имеет неоценимое значение. Учащиеся самостоятельно подбирают материал для выступлений и сочинений, оформляют их в виде рефератов и презентаций. В прошлом учебном году Герасимов Иван был награжден Почетной Грамотой за 3 место в 18 городском конкурсе детской и семейной рукописной книги в номинации « Снежная моя родина» за книгу « Гордый». Исследовательские работы по изучению своего края могут служить учебным материалом для других поколений обучающихся.
В нашей школе стала традиционной научно-практическая конференция «Первые ласточки», в которой участвуют учащиеся начальных классов. В этом году в ней приняла участие Рыбина Елизавета. Ее работа была отмечена Грамотой. Каждый год готовим исследовательские работы на муниципальную научно-практическую конференцию «Золотой росток». Участие детей в этой конференции является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности. В прошлом году на научно-практической конференции «Золотой росток. Юниор» была представлена работа Герасимова Ивана « Почему шмель жужжит, а комар пищит» (слайд19), которая была награждена Грамотой « За оригинальную тему исследования» (слайд20). Работа представляет собой синтез теоретических и практических знаний о возникновении звуков.
В этом году со своей исследовательской работой « Вода и наше здоровье» выступила Рыбина Елизавета. (Слайд21) (Слайд22) Данная исследовательская работа показывает, как сохранить здоровье, употребляя воду в быту, и какие меры необходимо принять для бережного использования водных ресурсов.
Она самостоятельно подготовила памятку и буклет по экономии питьевой воды, который может быть использован как учащимися, так и родителями. Рыбина Елизавета заняла 1 место и награждена Грамотой победителя. Эта работа также представлена на Всероссийском конкурсе в г. Обнинск.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, учит быть самостоятельным, что позволяет успешнее учиться.
Формирование навыков исследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников
Учитель начальных классов:
Полякова Л.К.
МБОУ ООШ № 269
г. Снежногорск
ЗАТО Александровск
2013 год
Литература:
Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99.
Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56.
Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]