Тема по самообразованию Формирование творческого мышления младших школьников посредством проектной деятельности


Тема по самообразованию:
«Формирование творческого мышления младших школьников через проектную деятельность»
МБОУ «Лянторская СОШ №5» Сургутский район ХМАОУчитель  начальных классов Коптева Е.Н.
«Обществу нужны творческие люди.
Творчество - норма детского развития.
Именно творчество оживляет познавательный процесс,
активизирует познающую личность и формирует ее»
Л. Н. Богоявленская.
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, им не интересно то, что происходит у нас на занятиях. Учителя начальных классов говорят об отсутствии у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового. С.Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:
Он взрослых изводил вопросом "почему?".
Его прозвали "маленький философ".
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "почему?".
Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.
Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ "Об образовании". Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Поэтому на данном этапе развития нашего общества педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей младшего школьного возраста.
Сегодня в школьной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающую систему", что определяет усилия взрослых не на обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технологией проектирования. Проектирование, как одна из технологий обучения это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов. 
Цель работы в режиме проектной технологии: формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:
Способствовать развитию творческого мышления и воображения любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;
Создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;
Создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.
Проектная деятельность в начальной школе – это трудно? Это проблематично, но очень интересно и возможно. Проект должен представлять собой проблему, которая возникла у школьника. Грамотно организованный поиск ответов формирует культуру мышления, пробуждает желание высказаться, проявить себя. Таким образом, процесс обучения организуется не как заучивание правил, а как самостоятельный творческий поиск. Использование метода проектов помогает проверить эффективность работы по формированию самостоятельности.
Главное из требований к такому виду работы: все темы, предлагаемые в качестве «проектных» должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.
Что такое исследование для маленького ребёнка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью. Открытие многих явлений . Открытий известных взрослым, но не известных малышу.
Целый пласт проектов-наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой. Сравнение времён года. Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями всё это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более, что ведение дневников наблюдений – приём хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений – основа проекта. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабжёнными интересными рассказами, наблюдениями, фотографиями.
Идея проекта - рассказа достаточна многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов.
Конструктивные проекты к ним относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках технологии (изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров.)
Экскурсионные проекты. Программа начальной школы насыщена экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом для превращения экскурсии в серию детских проектов.
Проект - это особая часть школьной воспитательной среды, которая даёт учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за результат своего труда. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектной деятельности. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективного обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- Качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом.
- Степень самостоятельности.
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично репродуктивный, продуктивный.)
- Предпочтение надо отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находкам в процессе размышлений и самореализации.
Творческая самостоятельность предполагает, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развивать эти качества и движет нами при работе с детьми.
Слово “творчество” происходит от слова “творить”, т.е. создавать что-то новое. Творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Творческая деятельность не может быть принудительной, она может возникать только на основе интереса ребенка, добровольности, положительных эмоций. В педагогике доказано, что детское творчество требует активного руководства со стороны взрослых..Развитие творческой самостоятельности лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.
Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (окружающий мир, труд, математика, литература, русский язык), так во внеурочной деятельности.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Выполнять проект надо «на одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в 1 направлении.
Учащимися 2-Б класса с помощью родителей были разработаны проекты: «Традиции и реликвии моей семьи», «Письмо водителю», « Россыпь созвездий», «Культурные растения», «Деревья-великаны» и мн. др. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, оформляют работу и готовят защиту. Данная работа способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию информационной культуры, стимулирует детей к освоению новых средств и способов обработки информации. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления.
Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, а учитель, как дирижёр только направляет его в нужное русло и помогает развиваться интеллектуально.
Каждый из детей - личность;
одна выявленная, другая затаённая…
Выявляй, рассекречивай,
помогай детям справиться
с внутренними конфликтами.
Мы воспитываем через искусство,
а не учим ремеслу…
Е.Г. Макарова
Литература:
1.Беляева Л.В. « Проектная деятельность в начальной школе»
2.Родюкова Е.И. «Проектная деятельность на уроках в начальной школе»
3.Салазкина Л.В. « Формирование гражданской позиции и позитивного отношения к малой родине на уроках и во внеурочное время на краеведческом материале»