Проектная деятельность. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности.
Проектная деятельность.
Формирование УУД в проектной деятельности.
Проектная деятельность школьников это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
- Исследовательские проекты
требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
- Творческие проекты
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
- Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом познакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Проекты:
- индивидуальные
- коллективные: парные, групповые, фронтальные
Результаты проектной деятельности
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;- умение взаимодействовать с любым партнером;- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;- умение вести дискуссию;- умение отстаивать свою точку зрения;- умение находить компромисс;- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы.
15