Формирование готовности учащихся к проектной деятельности (опыт учителей)


Опыт учителей начальных классов по формированию готовности учащихся к проектной деятельностиТ.Н. Демидко считает, что обучение проектно-исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо на уроке, в условиях дополнительного образования, внеклассной работы. Такая деятельность позволяет учащимся раскрыть свои индивидуальные особенности и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
По мнениюН.Г. Кузьминой, в 1 классе урок-проект – это творческие задания, которые учащиеся выполняют сообща, получая результат в виде красочно оформленного альбома или книжки-малышки, компьютерной презентации или плаката. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Участвуя в проекте, учащиеся приобретают опыт деятельности, который становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценность.
Слово «проект» в последнее время мы слышим все чаще и чаще. Актуальность проектной деятельности осознается всеми, поэтому она и получила широкое признание и одобрение.
Работа по всем учебно-методическим комплектам позволяет использовать метод проектирования при обучении грамоте, на уроках математики, технологии и особенно при изучении курса «Окружающий мир».
Рассмотрим материалы из опыта работы по организации проектной деятельности учителя начальных классов Е.В. Берестневой (Берестнева 2011: 15-17).
Проектная деятельность проводилась в четвертом классе на тему: «Нужны ли комнатные растения?».
Целью данной работы являлось определение необходимости размещения комнатных растений в интерьере. В связи с этим была поставлена задача: изучить основные приемы составления композиций.
После постановки цели и задачи ученики формулируют гипотезу: «комнатные растения способствуют улучшению микроклимата в комнате, создают уют и красоту».
Берестнева Е. В. проводила данное исследование в 4 этапа. Рассмотрим эти этапы подробнее:
Этап 1: изучение специальной литературы.
На данном этапе учениками были выяснены некоторые интересные факты о комнатных растениях:
Комнатные растения с незапамятных времен сопутствуют человеку, украшая его жизнь, оказывая благоприятное, эмоциональное воздействие. Цветы облагораживают людей одним своим видом: красота, разнообразие форм и окраски вызывают светлые чувства.
Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды, уменьшают запыленность.
Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, бережное отношение к природе.
Астрологи считают, что растения, так же как люди, соотносятся с разными знаками зодиака. Обзаведясь растениями, соответствующими знаку зодиака, можно усилить присущие человеку положительные качества и сгладить отрицательные. Так, Овну рекомендуется завести азалию, бегонию, Тельцу – цикламен, Близнецам – традесканцию, папоротники и плющи, Раку – алоэ и агаву, Льву – китайскую розу и бальзамин, Деве – березку и монстеру, Весам – мелкоцветную хризантему, Скорпиону – кактусы и драконовое дерево, Стрельцу – лимон, деревце бонсай, сансевиерия, Козерогу – юкку и фикус, Водолею – маранту трехцветную и молочай, Рыбам – орхидеи и папирус (Берестнева 2011: 16).
Этап 2: эксперимент.
Автор данной работы предложила учащимся следующий эксперимент: дети поставили в спальню горшок с примулой, за которым они вели наблюдение в течение месяца.
Этап 3: проанализировать и сравнить полученные результаты.
На данном этапе учащиеся выяснили, что у людей, отдыхающих в этой комнате, появились признаки аллергии. Ученики задумались над тем, какие комнатные растения оказывают положительное влияние на здоровье людей. Они выяснили, что оздоровление воздушной среды помещений состоит в использовании фитонцидных свойств летучих выделений растений, применяемых в озеленении интерьеров. На этом основании все растения делятся на 2 группы:
Группа 1: растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной активностью (плющ, каланхоэ перистое, диффенбахия пятнистая, различные виды бегоний, мирт).
Группа 2: растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающими, противовоспалительными действиями (мирт, розмарин, лимон, герань душистая, монстера) (Берестнева 2011: 16).
Этап 4: вывод.
В результате проделанной работы учащимися было установлено, что при создании интерьеров могут использоваться отдельно стоящие растения, групповые посадки (в общую емкость), которые оформляются в виде художественной композиции, стационарные и передвижные цветочницы и др.
В итоге младшие школьники пришли к выводу, что правильно подобранные комнатные растения необходимы человеку, живущему в городе.
Результаты исследования были оформлены в виде компьютерной презентации с иллюстрациями и мультимедийными рисунками. В ходе выполнения этого проекта ученики расширили свои знания и представления в области изучаемого предмета, самостоятельно провели эксперимент, сумели систематизировать найденный материал, проанализировать его, сделать вывод и сформулировать полезные рекомендации.
Берестнева Е.В. в своем исследовании использовала разнообразные виды деятельности, в которых каждый учащийся проявил свои творческие способности.
Таким образом, данная работа позволила учащимся научиться пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобрели навыки обработки и сбора этой информации. Также данная работа способствовала развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, настойчивости, толерантности и т.д.
Рассмотри еще один проект учителей начальных классов Л.И. Черкесовой  и Е.Н. Павловской(Черкесова 2011: 33-37).
Тема проекта:«Семь чудес Западного округа». Авторы считают, его актуальность этого проекта состоит в формировании у учащихся навыков проведения самостоятельной исследовательской работы краеведческой направленности.
Объектом исследованияявляется территория Западного административного округа г. Москвы.
Предметом исследованияявляются уникальные исторические, культурные, природные объекты на территории Западного округа г. Москвы.
Цель проектасостоит в выявлении уникальных мест, расположенных на территории Западного административного округа г. Москвы.
Задачи проекта:
формирование навыков использования информационных технологий в исследовательской деятельности (включая учебную и справочную литературу);
обучение нахождению и извлечению информации, представленной в таблицах, диаграммах, графиках, и самостоятельному составлению таблиц;
приобретение опыта исследовательской деятельности, развития идей, поиска, систематизации, анализа и классификации информации;
использование приобретенных знаний в повседневной жизни;
развитие умения правильно распределять свое время;
привитие осознания необходимости анализировать собственные действия;
формирование понимания того, что каждую проблему необходимо рассматривать с разных точек зрения;
утверждение стремления к достижению поставленной цели.
Методы организации проекта:анкетирование; визуальное знакомство с объектом; сбор информации с использованием разнообразных ресурсов (в том числе: интернет - источники, библиотечный фонд, электронные энциклопедии и т.д.).
Участники:ученики 3-го класса.
Результаты:создание буклета «Семь чудес Западного округа», короткометражногофильма; проведение деловой игры «Туристическое бюро».
Для работы над проектом, учителями были сформированы 3 группы:
«Исследователи» - работали над выявлением уникальных мест в округе (проводили анкетирование в школе, подводила итоги голосования, составляли таблицы активности голосования и распределения мест среди «чудес», представили итоговую диаграмму). Затем участники первой группы передали полученные результаты 2 группе.
«Корреспонденты» - изучали объект (непосредственное визуальное ознакомление) и описывали его, используя разнообразные ресурсы. Затем передали описание объекта 3 группе.
«Экскурсоводы» - на основании буклета подготовили несколько экскурсионных маршрутов, приняли участие в деловой игре «Туристическое бюро» (Черкесова 2011: 35).
В результате работы над этим проектом дети приобрели исследовательские навыки, умение работать с информацией, представленной в разных формах.
Участники проекта единодушно отметили, что работа над ним была интересна именно потому, что выполнялась самостоятельно. Учителя оказывали детям лишь небольшую помощь.
Приведем еще один из проектов, реализованных учителем начальных классов высшей категории – Толстовой Л.В.
В процессе работы над темой «Размножение и развитие растений» перед учащимися были поставлены такие вопросы:все ли мы знаем о развитии растений из семени; всегда ли нужны пчелы для опыления растений; можем ли мы получить плоды, используя тепло и свет комнаты?
Поиск ответов на эти вопросы осуществлялся в рамках проекта «Зимний огород в классе».
Целью проекта являлосьуглубление представлений о размножении и развитии растений изсемени.
Тип проекта - информационно-исследовательский. Место проведения - класс. Сроки - ноябрь - февраль.
Этапы проекта:
1. Подготовка. На данном этапе учащиеся выбирали темы проекта, определяли цели и содержание. Также на этом этапесформировалисьтворческие группы и определились формы представления итогов проектной деятельности.
2. Планирование. Младшие школьники анализировали проблемы, определяли задачи проекта, средства его реализации. После этого учащиеся устанавливали критерии оценки результатов своей работы, распределяли роли в своих группах. На этапе планирования детисформулировали вопросы, на которые нужно ответить и разработали задания для творческих групп. В конце данного этапа учащиеся работали с подбором литературы по теме проекта.
3. Принятие решения. В ходе работы на данном этапе, дети собирали и уточняли информацию,обсуждали различные гипотезы и выбирали оптимальные варианты. После этого учащиеся уточняли план своей деятельности.
4. Выполнение проекта.
5. Оценка результатов. Младшие школьники оценивали выполнение поставленных целей и достигнутых результатов, а также анализировали причины недостатков в ходе работы над проектом.
6. Презентация и защита проекта.
Таблица 2.1
Ход реализации проекта
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовка
Объяснение цели проекта.
Отбор возможных тем, предложение их учащимся.
Организация работы по формированию групп.
Формирование положительной мотивации к деятельности. Принятие учебной задачи.
Обсуждение предложенной темы.
Выбор темы.
Формирование творческих групп.
Результаты этапа:
Определены тема, цели.
Сформированы три творческие группы для работы над проектом.
Планирование
Организация обсуждения вариантов реализации проекта.
Разработка заданий, вопросов для организации поисковой деятельности, постановка конкретных задач.
Подбор необходимой литературы. Выработка плана действий.
Определение средств реализации проекта.
Определение конкретных задач под руководством учителя.
Уточнение источников информации.
Сборка информации.
Распределение ролей в группах.
Результаты этапа:
Участники нашли необходимую информацию:
О гибридах огурцов: 1 группа – о голландских сортах, 2 группа – о французских, 3 группа – о российских; о болезнях гибридов огурцов (настоящая мучнистая роса, ложная мучнистая роса, листовая пятнистость).
Принятие решения
Консультация учащихся.
Стимулирование деятельности учащихся.
Координация исследовательской работы. Работа с информацией.
Выполнение исследования.
Коррекция плана деятельности.
Результаты этапа:
1 группа пришла к выводу, что голландский сорт «парсифал» для проекта не подходит, так как у данного растения среднераннее созревание и сильное ветвление.
2 группа пришла к выводу, что семена огурцов французского гибрида «роял» также не подходят для проекта, поскольку данный сорт опыляется пчелами.
3 группа пришла к выводу, что российские сорта («кураж», «Маша», «Герман») подходят для данной проектной деятельности.
Принято общее решение – взять для проекта российские сорта огурцов.
Выполнение проекта
Консультация, координация работы учащихся, стимулирование их деятельности. Работа над проектом.
Оформление результатов наблюдений.
Содержание этапа:
Подготовка емкостей для посадки.
Подготовка грунта для посадки.
Заполнение грунтом трех емкостей.
Посадка семян.
Уход за растениями.
Проведение наблюдений за ростом растений.
Фиксация наблюдений (заполнение журнала наблюдений).
Результаты этапа:
Зафиксированы результаты наблюдений за ростом растений.
Получен урожай огурцов.
Оценка результатов
Принятие участия в обсуждении результатов.
Наблюдение за деятельностью учащихся. Обсуждение полученных результатов.
Исправление допущенных недочетов.
Формулировка выводов.
Результаты этапа:
Сформулированы следующие выводы по итогам наблюдений:
Российские сорта огурцов продуктивнее импортных;
Из трех отечественных сортов лучшими вкусовыми качествами обладает сорт «Герман»;
Если в доме есть окна на южную сторону, то можно выращивать огурцы на подоконнике зимой.
Презентация
Оценивание работы учащихся. Доклад о результатах совместной работы.
Результат этапа – завершение проекта.
Рассмотрев данные работы из опыта учителей, мы можем сделать вывод, что каждый учитель, используя на уроках проектную деятельность, руководствуется разными методами и приемами работы с младшими школьниками. При этом алгоритм выполнения проектной работы у всех соблюдается.
Каждый учитель, используя на своих уроках проектную деятельность, придерживается основных ее этапов, старается организовать работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий, мотивирует младших школьников на работу, создаетпобуждающую к творчеству обстановку учебного процесса. Данные условия и способствуют эффективному формированию готовности учащихся к проектной деятельности.