методические рекомендации по использованию проектной технологии


Проектирование, как способ инновационного преобразования педагогической деятельности учителя.


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образовательного процесса обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в среду образования следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом образовательного процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиление гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.
Российский исследователь Е. С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
- это технология, которая позволяет при ее интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но и чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает как прочное усвоение учебного материала, так и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся.
К работе по проектной технологии я пришла не случайно, а целенаправленно и я вижу результаты своей работы и учащихся.
Целью моей работы по данной технологии является применение в процессе обучения новых технологий, формирующих компетентности и развивающих личностные качества учащегося, которые он будет использовать во всех сферах и этапах жизнедеятельности. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у уч-ся компетентности решения проблем.
2.Путем использования проектной деятельности развивать все личностные структуры учащихся.
3.Научить уч-ся приобретать знания самостоятельно уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
4.Развивать у уч-ся интеллектуальный и творческий потенциал путем проектирования.
5. Вести работу с одаренными детьми.
Работа по этой технологии идет поэтапно.
В первый год работы я апробировала данную технологию в своей внеклассной работе по предмету. С учащимися подготовили и провели внеклассное мероприятие: защита проектов о способах путешествия различными видами транспорта. Для подготовки данного мероприятия учащиеся были разбиты на 3 творческие группы. Каждая группа готовила и защищала свой проект, проекты по типу были творческие. Результатом этих проектов было оформление 3 газет и 3 альбомов с материалом о видах путешествия и их преимуществах. В дополнение, в ходе мероприятия были показаны 2 сценки на тему: “Booking a Seat at a Booking Office”. Кроме того учащиеся показали фрагмент передачи «Клуб кинопутешествий », оформив для этого студию телевидения.
Следующий этап работы по проектам прошел в сочетании: проектная технология + технология личностно-ориентированного обучения. Упор в работе был сделан на технологию личностно-ориентированного обучения. Основной целью личностно-орентированного обучения является: эффективно содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, его способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
С целью реализации возможностей личностно-ориентированной технологии в сочетании с технологией проектов с учащимися 9 класса подготовили и провели большой творческий проект «Профессия - учитель звучит гордо!»
Творческая группа в составе 4 человек подготовила материал о ветеране педагогического труда, бывшем директоре нашей школы Чопчиян В.С., которому исполнилось 70 лет. В ходе работы над проектом учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать с компьютером, особенно это хорошо получилось у Савицкой Татьяны. Она прекрасно справилась с оформлением слайдов, работала творчески, проявив свою инициативу. Под ее руководством творческая группа оформила проекты в форме презентаций. Каждый участник проекта попробовал на деле творчески реализовать свои возможности.
Следующим этапом стала работа над проектами с компьютерной поддержкой. Сегодня трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью,как калькулятор, записная книжка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Я реально оценила возможности ИКТ и у меня возникла мысль переплести ее более тесно с технологией проектов, т.к. раннее мы уже имели опыт создания проектов на компьютерах. Я стала активно работать с учащимися над проектами с компьютерной поддержкой, включив рефлексивное управление, когда учащиеся сами включаются в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала.
С установлением в школе мультимедийного кабинета работа над проектами получила возможность сочетания с ИКТ. Так при работе над проектом «География и путешествие мы с ребятами активно использовали мультимедиа оборудование: интерактивную доску, видео, проектор, а также использовали технологию создания флипчартов. Вторую часть проекта мы посвятили презентации проектов о странах ,в которых ребята хотели бы побывать, это Норвегия, Индия, Испания . Был собран достаточно содержательный материал о этих странах, а также проведена исследовательская работа о способах путешествия в эти государства , проанализирован материал о материальных затратах и даны советы для желающих посетить эти места.
Мы также подготовили и провели проект по теме «Мой Казахстан», приуроченный к празднованию Дня независимости Казахстана. Важно было то, что сам проект по Казахстану учащиеся подготовили самостоятельно, я лишь направляла их работу. Для участников образовательного процесса: родителей, администрации, педагогическому коллективу был представлен проект о Казахстане, учащимися был собран и показан материал о символике РК, о столице нашего государства Астане ,о традициях и обычаях. Были показаны сценки, продемонстрированы блюда казахской кухни, связанные с такими обычаями, как Ауыз тию ,Белкотерер ,Кап кагар и т.д., исполнены песни о Казахстане. Проект прозвучал на трех языках: казахский ,английский, русский. В ходе его проведения было использовано мультимедиа оборудование: интерактивная доска, видео, проектор. В конце проекта были показаны видео о национальных играх и проиграна игра « Асык ату» .
Опробировав технологию проектов в сочетании с ИКТ, я сделала следующие выводы:
1. Расширяет языковую и социокультурную компетенции учащихся.
2. Способствует повышению информационной культуры учащихся.
3. Создает комфортные условия для проведения процесса обучения.
4. Изменяет в положительную сторону мотивацию изучения английского языка.
Я думаю, что с развитием ИКТ метод проектов получил широкое признание во всем мире и стал технологией ХХI века, обучение на основе проектов в отличие от традиционных уроков, ориентированных на учителя, является моделью спланированного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Поэтому лозунг проектного метода «Все из жизни и все для жизни» предполагает использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания и исследования с помощью проектного обучения с использованием ИКТ.
Хочется сказать, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством образовательной среды, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
Кроме названных выше проектов за время работы с использованием данной технологии мы с уч-ся подготовили и провели презентацию таких больших проектов как:
1.Защита проектов на тему: « Животный мир Казахстана». Цель данного проекта: обсудить в ходе проекта способы защиты животного мира Казахстана, т.к многие виды животных из-за неблагоприятных условий исчезают навсегда, учить бережному отношению к нашим братьям меньшим .
2.Проект :« Традиции и обычаи в UK». Цель проекта: Рассказать о главных праздниках в Великобритании , о способах их празднования.
3.Проект:" Travelling light" о отдыхе в летнем лагере. Цель проекта: показать преимущества отдыха в летнем лагере отдыха.
4.Проект:Спорт.Цель проекта: пропагандировать здоровый образ жизни, знакомить учащихся с олимпийскими видами спорта, с историей зарождения олимпийских игр, а также обсудить результаты прошедших зимнихАзиатских игр в Казахстане.и участие костанайских спортсменов.Была подготовлена замечательная презентация о передаче олимпийского огня с участием С.Кулагина.
За данный период работы с использованием технологии проектирования с уч-ся 9 класса Гончаровой Катей и уч-ся 10 класса Глиновой Олей было подготовлено 2 научно- исследовательских проекта на тему:
1.История развития и перспективы поселка Элеваторный.
2.Трехязычие в современном Казахстане.
Работа над этими проектами позволила уч-ся попробовать свои силы в научно- исследовательской работе. Метод проектов всегда предполагает решение у уч-ся какой-то проблемы точнее появляется возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем.При работе над нашими научными проектами были поставлены определенные исследовательские задачи, на решение которых и была направлена поэтапная работа:
1.Сбор материала.
2.Аналитический отбор материала.
3.Исследовательская работа по темам .4.Выход на решение проблем.
Какова же роль учителя при работе с проектной технологией? Роль учителя в зависимости от этапов работы над проектом меняется ,но на всех этапах учитель выступает как помощник ,фасилитатор, то есть направляет деятельность уч-ся и выполняет следующие функции:
1.Консультирует: Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделирует различные ситуации, удерживаясь от подсказок, если даже видит , что дети делают что-то не так . В процессе работы
над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Учитель к выбору и желанию ребенка относится с уважением.
2.Мотивирует. Учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уч-ся ситуацию проектной деятельности, как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
3.Фасилитирует. Помощь учителя выражается в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий уч-ся, несостоятельность промежуточных результатов.
4.Наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки
продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат,
как психолого - педагогический эффект формирования личностных качеств,
рефлексии, самооценки. Умения делать осознанный выбор и осмысливать его
последствия. В работе над проектом также меняется роль уч-ся: они становятся
активными участниками. Точнее ученик становится субъектом познавательной
деятельности. Уч-ся свободны в выборе способов и видов деятельности длядостижения поставленной цели. Уч-ся никто не навязывает, как и что делать.
Учитель при работе по методу проектов должен учитывать возрастные особенности участников проекта.
Рекомендации к использованию проектной технологии:
1.Использовать возможности применения технологии проектирования всочетании с ИКТ и технологией личностно- ориентированного обучения.
2.Развивать творческое мышление уч-ся и интеллектуальный потенциал.
3.Учить самостоятельно добывать знания, а не только получать их в процессе обучения.
4.Учебную деятельность сделать средством реализации и развития
индивидуальных личностных особенностей , способствовать развитию навыков
самообразования, научно-исследовательской деятельности.
5.Формировать у уч-ся жизненной компетентности личности.
6.Использовать технологию проектов как одну из личностно- развивающих технологий.
7.Вести работу с одаренными детьми путем использования технологии проектов с целью повышения мотивации обучения и повышения интереса к изучаемому предмету.
8.Учить учащихся работать в творческих группах.
Таким образом, практика показала, что применение проектной технологии в образовательной среде вырабатывает у учащихся навыки видеть проблему и решать ее; мыслить и получать знания; исследовать и экспериментировать; доказывать и защищать свои идеи; ясно выражать свои мысли; познавать окружающий мир, познавать самого себя; меняться к лучшему, стремиться к истине, добру, красоте; дает эффективность труда, повышает мотивацию изучения и освоения языка.

В заключение своей работы я хотела, была сделать следующий вывод: получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий, новая 12 —летняя школа требует образовательной технологии, поддерживающей компетентностный подход в образовании. Можно считать, что такой технологией является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей ,позволяющих эффективно действовать в реальной жизни.
Я думаю, что творческий поиск, использование в своей работе различных инновационных технологий и в первую очередь технологии проектного обучения в сочетании с ИКТ делают труд каждого учителя бесценным ,результативность работы такого учителя конечно же высока!
Если учителя учат лучше, то и ученики учатся лучше – этим и определяется эффективность любых технологий.


Список литературы:
Журнал «Иностранные языки в школе». «Проектный подход и требования к учителю»., №3, 2000 г.
Журнал «Иностранные языки в школе». «Метод проектов на уроках иностранного языка»., №2, 2000 г.
Журнал «Новая школа». «Технология проектирования», У.Б.Жексенбаева, Г.Б.Ниязова.
Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения». «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса»., №4, 2011
«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Е.С.Полат.