Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в учебном процессе по русскому языку
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Сладковского района
Сладковская средняя общеобразовательная школа
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в учебном процессе по русскому языку
Составитель:
Игнатенко Анна Владимировна,
учитель русского языка МАОУ Сладковская СОШ
Сладково 2014
Понятие проектной деятельности и ее актуальность
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов».
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Значит, реализация проектной деятельности позволяет достигать учащимися не только предметных, но и метапредметных результатов.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Шаблон проекта
Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы можем это делать) Выбор способов и методов планирования
Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Типология проектов
1. Исследовательские.
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
2. Творческие.
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
3. Игровые.
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
4. Информационные.
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
5. Практико-ориентированыеЧетко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Роль учителя при создании проекта
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
Проектная деятельность – это результат совместного научно-исследовательского труда учителя и учащегося.
Педагог должен оказывать реальную помощь учащимся в решении следующих задач:
- овладение знаниями, выходящими за пределы школьной программы;
- повышение мотивации к поисково-исследовательской деятельности;
- освоение алгоритма научного исследования;
- навык работы с источниками информации, в том числе электронными;
- пропаганда в значимой для себя области знаний.
Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учитель учит учащихся:
- Самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.
Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Этапы проведения проекта
Ι. Подготовительный (погружение в проект).1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
2. Определение цели, формулирование задач.
3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
ΙΙ. Поисково-исследовательский этап.
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сора и анализа информации.
3. Подготовка к исследованию и его планирование.
4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
ΙΙΙ. Трансляционно-оформительский этап.
1. Предзащита проекта
2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3. Подготовка к публичной защите проекта:
- определение даты и места защиты
- определение программы и сценария публичной защиты.
- стендовая информации о проекте.
ΙV. Заключительный этап.
1. Публичная защита проекта.
Памятка учащимся
1. Используй в работе справочную литературу:
- каталоги, словари, журналы, книги и т.п.;
- материалы музеев и выставок.
2. Старайся применять в работе современную технику:
- видеокамеру, компьютер, фото, Интернет.
3. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем.
4. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
5. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.