Статья Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочных занятиях как средство формирования личностиВыполнила: учитель химии и биологии МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа» Юшкова Н.А.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в новом «Законе об образовании» в ФГОС, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в послании Президента 1 декабря 2016 года, где он указал на важность воспитания культуры исследовательской и инженерной работы.
Главная задача исследовательской деятельности состоит в том, чтобы привить вкус к исследовательской деятельности, потребность к серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующего усердия, старательности, самостоятельности личности.
Формирование исследовательских уменийУчить обучающихся:Самостоятельно мыслитьНаходить и решать проблемыПрогнозировать результатыУстанавливать причины следственной связиОценивать полученные результатыРазвивать навыки самоорганизацииОсваивать умение создания специальных материалов для представления результатов исследования
Формирование исследовательских умений На уроках На факультативах Во внеурочное времяметод проектов метод проектов исследовательская работаИсследовательский метод исследовательская работа информационные технологииПроблемный метод информационные технологииЧастично-поисковый методИнформационные технологии
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов закона и закономерностей.
Виды исследовательской деятельности: МонопредметныеМетапредметныеНадпредметныеФормы организации учебно-исследовательской работы: Традиционная урочная системаНетрадиционная урочная системаУчебный экспериментДомашнее задание исследовательского характера
Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке:Урок-исследованиеУрок-лабораторияУрок-творческая мастерская Урок-проектирвоаниеУрок-экспертизаУрок «открытых мыслей»
Учебно-исследовательская деятельность вне урока:ФакультативыОлимпиадыКонференцииУчебные проектыЭкспедицииПрактикаУчебно-исследовательская работа
Этапы исследования: Постановка проблемыИзучение теории, связанной с выбранной темойПодбор методик исследования и практическое владение имиСбор собственного материалаАнализ и обобщение материалаСобственные выводы
План исследовательской работы для обучающихся (во внеурочное время):Выбор темы исследованияФормулирование целей, задач, выбор методовРабота над исследованием, оформлением,Защита-представление результатов работыРоль преподавателя при организации исследовательской деятельности обучающихся:МотивироватьОбучатьСтимулировать
консультирует советует направляет выталкивает на возможные выводыУчитель Сотрудничество Ученик Соавторство Сотворчество задает вопросы советуется
Только при условии грамотного решения учителем возникающих проблемных ситуаций юные исследователи получают весьма ценный опыт коллективного творчества, публичных выступлений, научных дискуссий, повышая при этом свой интеллектуальный уровень в процессе общения и обмена информацией. На заседании РМО учителей химии и биологии проводятся заседания экологических гостиных, где юные исследователи имеют возможность показать свои способности, поделиться результатами своих исследований.
Весьма действенным в этом смысле является и публичное признание их творческих успехов в форме вручения дипломов, сертификатов, грамот. Грамоты, полученные учащимися объединения «Путешествие в мир растений» 6 «Б» класса в 2016 году
Для привлечения учащихся исследовательской деятельности необходимо найти значимые темы исследования для поселка и района, использовать краеведческий материал. При написании работы «Экологическая паспортизация памятника природы 9 братьев» учащиеся обнаружили фактические неточности в Красной книге «Особо охраняемые природные территории» Л.В.Хорун, Ю.В. Дорофеева, О.В.Швец, что говорит о глубоком изучении материала различных источников.
Цели организации научно-исследовательской работы является формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности; способны добывать свои знания самостоятельно. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации.Известно, что без мотивации возможно лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще на уроке учитель использует возможности внешней мотивации, но лишь внутренняя мотивации является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию.
Научно-исследовательская деятельность способствует формированию внутренней мотивации к конкретной работе, к изучению предмета, к обучению в целом.Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности школьника. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания ребенка.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в ВУЗы, реализовать их жизненные цели. Об этом ярко свидетельствуют достижения моих учеников: Ненашева Алена, Сафронова Татьяна награждены грамотой за успешное участие в областном заочном конкурсе творческих работ детей и подростков «Природа Тульского края глазами юного эколога-краеведа». В настоящее время студентки КГМУ и ОГУ факультета «Лечебное дело».
Лугачева Ксения- победитель (1 место) областного конкурса исследовательских проектов для учащихся 8-10 классов «Изучить себя смогу и здоровье сберегу». В настоящее время студентка РязГМУ факультета «Лечебное дело».
Титушкина Екатерина призер (3 место) областного заочного конкурса творческих работ детей и подростков «Природа Тульского края глазами юного эколога-краеведа». В настоящее время студентка ТулГУ факультета «Лечебное дело».
Архипова Снежана-призер (2 место) регионального этапа всероссийской научной эколого-биологической олимпиады. В настоящее время студентка Калужского филиала Российского аграрного университета им. К.А.Тимирязева факультета «Ветеринария»
Выводы1. Организация исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования.2.При практической реализации исследовательского подхода в обучении используется разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная3.Учащиеся, занимающиеся исследовательской работой более коммуникабельны и компетентны, активно участвуют в деятельности школьной, районной, научно-практических конференций, конкурсах, исследовательских работ разного уровня.4.учебно-исследовательсткая деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников.