Доклад «Организация исследовательской работы по географии во внеурочное время в рамках ФГОС

Доклад «Организация исследовательской работы по географии как средство формирования и развития метапредметных связей в рамках ФГОС»

Выполнила:
Соловьева Галина Павловна, учитель географии,
высшей квалификационной категории
по должности «учитель», г.Чистополь


Стандарты второго поколения определяют, что качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
Наша задача найти более рациональный путь помочь нашему ученику стать конкурентоспособной личностью, готовой к непрерывному образованию.
Достижение поставленных целей ФГОС предусматривает решение многих задач, одной из которых является организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Тема доклада: Организация исследовательской работы по географии как средство формирования и развития метапредметных связей в рамках ФГОС.

Цель доклада: 1. Показать, как в школе осуществляется система организации исследовательской работы учащихся во внеурочное время;
2. Как с помощью исследовательской работы формируются метапредметные навыки учащихся.
Метапредметные компетенции  способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
То о чем я буду говорить, кому- то покажется интересным и полезным в своей деятельности, а кому-то уже все известно, хотя как гласит пословица «Повторение мать-ученье и учитель учится всю жизнь». Возможно, кому-то покажется это ненужным, неинтересным т.к. он делает это гораздо лучше, но тем самым он может повысить свою самооценку, что достаточно тоже хорошо.
Программа исследовательской и проектной работы в рамках ФГОС предлагает следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
 исследовательская практика обучающихся;
 образовательные экспедиции, в том числе и исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
 ученическое научно-исследовательское общество, которое сочетает в себе работу над учебными исследованиями, организацию публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Свою исследовательскую работу с учащимися я начала с 2004 года. Школа ее поддерживает, она организует ее определённым образом, и участие в этой деятельности по школе не только хорошо, но и престижно. Внеурочная исследовательская деятельность позволяет каждому ребенку добиться успеха, на этой основе повысить свою самооценку в глазах учителей, родителей, сверстников, формирует у детей готовность к тому, чтобы они принимали участие в творческой деятельности, чтобы они хотели включаться в самые разные начинания, требующие нестандартных решений. В нашей школе существует система организации исследовательской работы.
Система работы школы проявляется в следующих моментах:
Существует специальный человек или команда, которая руководит организацией исследовательской работы в школе, оказывает методическую помощь учителям в вопросах организации исследовательской работы.
2. С 2005 года организовано научное общество учащихся «Эрудит». В него входят ребята, занимающиеся исследовательской работой и популяризацией научных знаний. Ребята, закончив школу, обучаясь в высших учебных заведениях, продолжают вести научную работу. (Гиматуддинова Гульшат, Тарасова Ангелина)
3. В течение двух учебных лет с 2007 – 2010 учебный год были организованы кружки при муниципальном «Центре развития одаренных детей» по подготовке детей к олимпиадам, конкурсам по многим предметам, в том числе по географии. Основным направлением работы кружков являлось развитие у детей творческих способностей, исследовательских и познавательных навыков, формирование творческого мышления и расширения кругозора. Результатом моей работы: первые места в муниципальных олимпиадах по географии Семягина Ильи, призовые места в олимпиадах республиканского уровня (КФУ 2011,2012г), российского уровня (Интелло) и Международного (УРФОДУ)-выбор профессии, связанной с географией.
4. В настоящее время в школе организована работа кружка «Юный исследователь», цель которого теоретическая подготовка учащихся к выполнению исследовательской работы. В рамках программы занятий кружка психолог школы проводит с ребятами диагностику и определяет склонности ребёнка к определенным предметам, т.е. кто он: физик или лирик. (Прил.1)
Ребятам, получившим теоретические навыки оформления исследовательской работы, легче заниматься исследованием и правильно оформить полученные результаты. Результат: получив, навыки ведения исследовательской работы Ситдикова Л., Мальгинова А, участвуют со своими работами на конференциях различного уровня. Бакирова Д.
5. Факультативы и спецкурсы для углубленного изучения предметов. В частности я веду спецкурс «Государства на карте мира» (разработала и апробирую в настоящий момент). Данный спецкурс предполагает углублённое изучение предмета география, дает большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Учащиеся создают небольшие учебные проекты «Достопримечательности стран мира», которые можно в дальнейшем применять на уроках географии.
6. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. В этом году 10 учащихся нашей школы приняли участие в интеллектуальном марафоне Интелло г. Волгограда по географии, химии, биологии, русскому языку, английскому языку и литературе. 3 тура (тест в режиме Онлайн, аналитический тур- решение логических задач, тоже в режиме Онлайн и 3 тур, если проходишь по баллам – защита решения логических задач перед экспертом в режиме Скайп) – умение логически мыслить и защищать и отстаивать свою точку зрения (формируется коммуникативные навыки). Результат – II второе место по географии среди 130 участников из разных уголков страны. Участвую с группой ребят из 10 человек 6-8 класса в Дистанционной обучающей олимпиаде по географии г Москвы, в которой участвуют 380 команд, где ребята получают навыки работы в команде, распределения обязанностей, поиска информации, выделение главного, исследовательские навыки т.к. есть практический тур, где мы будем определять географические координаты своей местности по высоте Солнца). По первому туру набрали 28б из 30. Эти ребята на следующий год будут психологически готовы заняться исследовательской работой. Исследовательской работой занимается ученик, который заинтересован предметом, имеет ситуацию успеха, а где он ее получит – только участвуя в олимпиадах, конкурсах и получая результат. С такими ребятами легче работать, т.к они умеет ориентироваться в информационном пространстве и у них формируются ИКТ-компетенции.
Вывод. Какие-то формы организации исследовательской работы могут в те или иные годы не проявляться, но в нашей школе существует система организации исследовательской работы.
Как правильно организовать исследовательскую деятельность?
Необходимо создать познавательный интерес у учащихся, вызывающий удивление, чувство ожидания, переходящее в творческую деятельность.
Чтобы заинтересовать современного школьника в своем предмете, и тем более подвигнуть его на исследовательскую (поисковую), творческую работу можно только тогда, когда ты творческий, увлеченный человек и сам занимаешься исследованием.
I этап работы – это формирование учебно-организационных умений и навыков.
Как понять суть предложенной темы, в каком направлении начать работу? Как лучше спланировать свою деятельность, чтобы за короткий период 4-5 месяцев создать достойную конкурентоспособную работу, которая будет востребована и будет использоваться.
Я считаю, что лучший проект – социально значимый проект, а ведущим принципом при выборе темы – краеведческий принцип. При выборе темы необходимо учитывать, что трудная задача, также как и легкая может оттолкнуть – показаться неинтересной, поэтому выбранная тема должна быть привлекательной, интересной для юного исследователя, способствовать развитию его мышления. Именно темы о родном крае являются близкими и понятными. С ребятами было создано 20 работ и тема каждой связана с краеведческим материалом.
( Цель проекта: показать, что демографический портрет школы -это зеркальное отражение общей демографической ситуации Республики Татарстан и России в целом. Актуальность проекта:Перед Россией в последнее время со всей очевидностью и остротой встала проблема, - это общая кризисная демографическая ситуация, и её составная часть – проблема снижения численности населения, повышение смертности, снижение рождаемости, отток населения из малых и средних городов в крупные, увеличение числа «трудовых мигрантов» из соседних стран. )
Следующим этапом работы является выбор методов исследования.
Обязательно определяется график консультаций, обговаривается день недели и время, на которых обсуждается выполнение работы.
II этап. В процессе дальнейшей работы у учащихся формируются учебно-информационные умения и навыки.
Поиск информации из разных источников. Как с ней справиться? Руководитель учит анализировать и выбирать главное. Здесь помогает заранее составленный план. На этом этапе важно придумать что-то свое, уникальное, неповторимое, то, что сделает работу интересной, необычной и привлекательной т.е придумать свою изюминку. (Например, тема работы «Топонимика Чистопольского района» Собрать информацию о названиях населенных пунктов, речек и т.д. Скучно. И тогда решили, какой населенный пункт Чистопольского района имеет необычное название. Решили Змеево. Может быть там много змей. Совсем нет. Имеет оно такую историю: в 1624г. С. И. Змеёву, представителю известного дворянского рода Змеёвых, были пожалованы обширные «сенные покосы в 6000 тысяч копен в пойменных лугах Камы». На этих владениях внуком С.И. Змеева в 1692 г. было основано село Змеево Городище. А дальше стали выделять те населенные пункты, которые были связаны с фамилиями и т.д.)
III этап. Это учебно - логические умения и навыки, которые формируются в ходе исследовательской работы.
Информация собрана, сформирована в отдельные части. Как собрать в единое целое. Нужно начать с чего-то необычного и привлекательного, дать основную мысль и закрепить ее. В заключение работы необходимо выложить гипотезы, предположения, выводы.
(Изучая реку Берняжка обратили внимание на то, что родников почти нет, по сравнению с 2007г. Выдвинули 4 гипотезы проверим их летом)
Чтобы успешно защитить свою работу, учащиеся должны обладать учебно-коммуникативными умениями и навыками.
Итогом исследовательской работы является школьная НПК, которая проводится в марте, в виде стендовой защиты. На нее могут быть приглашены родители, выпускники школы, активно занимавшиеся исследовательской работой и ребята, которые хотели бы заниматься исследовательской работой.
При защите своей работы необходимо создать свою презентацию, которая сопровождается кратким текстом. Одним из главных моментов защиты – это умение отвечать на вопросы. Для этого нужно хорошо ориентироваться в своей работе, отвечать четко, конкретно, емко, логично и понятно.
Итак система исследовательской работы в школе формирует :
Организационные;
Информационные;
Логические;
Коммуникативные.
Хочу в заключение сказать, что, работая над своим исследованием учащиеся, не знают, какие умения, и навыки у них формируются. Они просто хотят работать, им это интересно, а насколько это полезно учащимся, зависит от нас с вами.














13PAGE 15


13PAGE 14115