Исследовательская работа Двигательная активность — залог здоровья
Автор работы: Батуева Баирма Ильинична, учитель начальных классов Санаторной школы – интерната №28 города Улан-Удэ республики Бурятия
Тема: Двигательная активность - залог здоровья
Актуальность исследования.
В современном мире мы живем в благоустроенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (телевидение, компьютер) все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».
Всем известно, что физическое воспитание составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Я думаю, что физическое воспитание начинается с двигательной активности. Движение это признак жизни. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе и возможность свободно побегать. Человек может находиться в 3-х состояниях:
нормокинезия (достаточная двигательная активность) примерно 20 30% населения
гипокинезия (недостаточная двигательная активность) 66 76%
гиперкинезия (повышенная физическая активность) 4%
Низкая двигательная активность часто становится причиной:
частых простудных заболеваний;
заболеваний нервной системы, неврозов;
нарушений эндокринной системы;
отклонений в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система);
бронхо-легочных заболеваний;
снижения работоспособности;
уменьшению устойчивости к перемене условий внешней среды;
приводит к большому числу нарушений опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)
Объект исследования – физическое воспитание детей школьного возраста.
Предмет исследования – двигательная активность детей школьного возраста в семье и школе.
Целью моего исследования явилось изучение двигательной активности учащихся в школе и дома, особенностей её влияния на состояние здоровья.
Гипотеза – предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:
1. изучить освещенность данного вопроса в литературных источниках;
2. выяснить отношение родителей на физическое воспитание школьников;
3. определить предпочитаемые виды занятий провождения свободного времени учащихся в школе и дома;
4. выявить физически активных и пассивных учащихся школы;
5. изучить уровень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями.
6. выяснить детей с частыми простудными заболеваниями, заболеваниями нервной системы, нарушениями эндокринной системы, отклонениями в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система), с бронхо-легочными заболеваниями, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, медицинское наблюдение, опрос (анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.
Значительное место в системе использованных методов занимал метод анкетирования. Для этого мной была разработана анкета для учащихся. В анкетировании приняли участие школьники 5-9 классов СШИ №28 г. Улан-Удэ. Исследование проводилось с 18-20 ноября с привлечением к нему 76 учащихся.
Результаты анкетирования по теме «Физическое воспитание в СШИ №28»
Фактическое кол-во
Приняли участие в анкетировании
5
19
15
6
20
17
7
18
12
8
14
9
18
Итого
76
Анкета состояла из 4 блоков вопросов.
Первый блок вопросов был направлен на выявление организации родителями режима дня, отношение родителей к физическому воспитанию детей. Он показал, что родители, которые играют самую главную роль в физическом воспитании, недостаточно уделяют внимания детям. Это подтверждают факты из проведенного анкетирования.
1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Если «Да», то каким?
Класс
1 член семьи
2 члена
Все
Ни один из родителей
5
11
1
3
6
12
2
3
7
5
2
5
8
4
3
7
9
6
8
4
Итого
38
8
8
22
2. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (да, нет). Если да, то какое?
Класс
Да
Нет
5
7
8
6
5
12
7
12
8
7
7
9
7
11
Итого
26
50
3. Делаете дома зарядку? (да, нет, иногда) _____________ Если да, то кто?
Класс
Да
Кто?
Нет
Иногда
5
3
3
9
6
11
Я-8, сес-2, брат-3, мама-2, все-1
1
5
7
6
6
8
3
3
8
9
4
Я, мама, сес., все
7
7
Итого
27
14
35
5. Соблюдаете ли дома режим дня в выходные дни (да, нет, иногда)
Класс
Да
Нет
Иногда
5
5
2
8
6
9
1
7
7
2
4
6
8
1
9
4
9
6
8
4
Итого
23
24
29
6. Проводишь ли закаливающие мероприятия дома с родителями? (да, нет).
Класс
Да
Нет
5
4
11
6
7
10
7
2
10
8
14
9
4
14
Итого
17
59
8. Выполняешь ли дома посильные физические нагрузки?
Класс
Да
Нет
5
11
4
6
12
5
7
11
1
8
8
6
9
8
10
Итого
50
26
Второй блок изучил предпочитаемые виды свободного провождения времени в школе и дома, выявил физически активных и пассивных учащихся школы. Выяснилось, что, как и предполагалось, дети дома больше выбирают себе занятия, не требующие двигательной активности, а в школе наоборот.
4. Посещаешь ли спортивную секцию?
Класс
Да
Нет
5
8
7
6
9
8
7
8
4
8
10
4
9
7
11
Итого
42
34
7. Чем чаще всего занимаешься в дни, когда дома: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)
Класс
Занятия, требующие двигательной активности
Занятия, требующие умеренной двигательной активности
Занятия, не требующие двигательной активности
Подвижные игры
Спортивные игры
Прогулка по лесу, парку
Игра на детской площадке