Исследовательская работа Двигательная активность — залог здоровья

Автор работы: Батуева Баирма Ильинична, учитель начальных классов Санаторной школы – интерната №28 города Улан-Удэ республики Бурятия
Тема: Двигательная активность - залог здоровья
Актуальность исследования. 
В современном мире мы живем в благоустроенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (телевидение, компьютер) все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».
Всем известно, что физическое воспитание составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Я думаю, что физическое воспитание начинается с двигательной активности. Движение  это признак жизни. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе и возможность свободно побегать. Человек может находиться в 3-х состояниях:
нормокинезия (достаточная двигательная активность) примерно 20  30% населения
гипокинезия (недостаточная двигательная активность) 66  76%
гиперкинезия (повышенная физическая активность) 4%
Низкая двигательная активность часто становится причиной:
частых простудных заболеваний;
заболеваний нервной системы, неврозов;
нарушений эндокринной системы;
отклонений в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система);
бронхо-легочных заболеваний;
снижения работоспособности;
уменьшению устойчивости к перемене условий внешней среды;
приводит к большому числу нарушений опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)
Объект исследования – физическое воспитание детей школьного возраста.
Предмет исследования – двигательная активность детей школьного возраста в семье и школе.
Целью моего исследования явилось изучение двигательной активности учащихся в школе и дома, особенностей её влияния на состояние здоровья.
Гипотеза – предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:
1. изучить освещенность данного вопроса в литературных источниках;
2. выяснить отношение родителей на физическое воспитание школьников;
3. определить предпочитаемые виды занятий провождения свободного времени учащихся в школе и дома;
4. выявить физически активных и пассивных учащихся школы;
5. изучить уровень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями.
6. выяснить детей с частыми простудными заболеваниями, заболеваниями нервной системы, нарушениями эндокринной системы, отклонениями в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система), с бронхо-легочными заболеваниями, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, медицинское наблюдение, опрос (анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.
Значительное место в системе использованных методов занимал метод анкетирования. Для этого мной была разработана анкета для учащихся. В анкетировании приняли участие школьники 5-9 классов СШИ №28 г. Улан-Удэ. Исследование проводилось с 18-20 ноября с привлечением к нему 76 учащихся.
Результаты анкетирования по теме «Физическое воспитание в СШИ №28»

Фактическое кол-во
Приняли участие в анкетировании

5
19
15

6
20
17

7
18
12

8

14

9

18

Итого

76


Анкета состояла из 4 блоков вопросов.
Первый блок вопросов был направлен на выявление организации родителями режима дня, отношение родителей к физическому воспитанию детей. Он показал, что родители, которые играют самую главную роль в физическом воспитании, недостаточно уделяют внимания детям. Это подтверждают факты из проведенного анкетирования.
1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Если «Да», то каким?
Класс
1 член семьи
2 члена
Все
Ни один из родителей

5
11
1

3

6
12
2

3

7
5
2

5

8
4
3

7

9
6

8
4

Итого
38
8
8
22

2. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (да, нет). Если да, то какое?
Класс
Да
Нет

5
7
8

6
5
12

7

12

8
7
7

9
7
11

Итого
26
50

3. Делаете дома зарядку? (да, нет, иногда) _____________ Если да, то кто?
Класс
Да
Кто?
Нет
Иногда

5
3

3
9

6
11
Я-8, сес-2, брат-3, мама-2, все-1
1
5

7
6


6

8
3

3
8

9
4
Я, мама, сес., все
7
7

Итого
27

14
35

5. Соблюдаете ли дома режим дня в выходные дни (да, нет, иногда)
Класс
Да
Нет
Иногда

5
5
2
8

6
9
1
7

7
2
4
6

8
1
9
4

9
6
8
4

Итого
23
24
29

6. Проводишь ли закаливающие мероприятия дома с родителями? (да, нет).
Класс
Да
Нет

5
4
11

6
7
10

7
2
10

8

14

9
4
14

Итого
17
59

8. Выполняешь ли дома посильные физические нагрузки?
Класс
Да
Нет

5
11
4

6
12
5

7
11
1

8
8
6

9
8
10

Итого
50
26


Второй блок изучил предпочитаемые виды свободного провождения времени в школе и дома, выявил физически активных и пассивных учащихся школы. Выяснилось, что, как и предполагалось, дети дома больше выбирают себе занятия, не требующие двигательной активности, а в школе наоборот.
4. Посещаешь ли спортивную секцию?
Класс
Да
Нет

5
8
7

6
9
8

7
8
4

8
10
4

9
7
11

Итого
42
34

7. Чем чаще всего занимаешься в дни, когда дома: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)
Класс
Занятия, требующие двигательной активности
Занятия, требующие умеренной двигательной активности
Занятия, не требующие двигательной активности


Подвижные игры
Спортивные игры
Прогулка по лесу, парку
Игра на детской площадке