Статья учителя физической культуры Физическое воспитание в школе для детей – инвалидов по слуху
Физическое воспитание в школе для детей – инвалидов по слуху.
Диагноз глухота – не приговор, но ребёнок с таким диагнозом инвалид по здоро- вью. Здоровье – самое ценное и важное в жизни каждого человека. Его надо бе- речь и укреплять. К сожалению, у глухих детей здоровье ослабленное. Многочис- ленные исследования врачей, психиатров, сурдологов и других специалистов это подтверждают. У глухих и слабослышащих детей наблюдаются специфические особенности физического развития, связанные со слуховой недостаточностью и сос тоянием функциональных возможностей их организма. У таких детей прослежива- ются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем (учащен- ный пульс, повышенное кровяное давление, неправильный режим дыхания и др.); со стороны физического и психического развития наблюдается: сутулость, плечевая ас- имметрия, плоскостопие, диспластичность телосложения, ослабленность и дискоор- динация деятельности отдельных мышечных групп, повышенная утомляемость, на- рушение моторики, неустойчивость эмоциональной сферы. По сравнению со сла- бослышащими, у глухих детей белее ярко выражены вышеперечисленные дефекты физического развития. Они в большей степени утомляемы, менее эмоциональны и общительны, менее пластичны. На уроках с глухими детьми больше времени затра чивается на слуховую работу, на объяснение нового материала, на развитие комму- никативных функций при помощи речи. Исходя из этого, имея большой опыт ра- боты с глухими и слабослышащими учащимися и учитывая условия проведения за- нятий, а также новые требования осуществления всего педагогического процесса в целом, учитель школы-интерната Калинина Л.В. в 2010г. разработала свою програм му физического развития детей – инвалидов по слуху.
В программе чётко сформулированы и обоснованы цели и задачи физического вос питания детей – инвалидов и разработана методика прохождения учебного матери- ала. Программа по физической культуре для глухих и слабослышащих детей пос- троена на основе общих принципов постановки физического воспитания в массовой школе с отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей развития глухих и слабослышащих учащихся.
Цель программы – максимально нивелировать дефект физического развития, сфор мировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, физическому совершенствованию, целостному развитию физи- ческих и психических качеств личности. А самое главное сформировать потреб- ность в здоровом образе жизни и подготовить детей-инвалидов к полноценной жиз- ни в обществе слышащих людей.
Программа составлена с учетом особенностей физического и психического разви- тия глухих и слабослышащих учащихся, валеологической направленности всего учебного процесса школы-интерната. Программа начальных классов составлена с учетом того, что показатели физического развития глухих и слабослышащих детей (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спи- ны, живота, кистей рук и др.) ниже возрастной нормы слышащих сверстников. Наи- более выражены у глухих детей младшего школьного возраста нарушение мотори- ки: шаркающая походка, полусогнутые ноги, малая амплитуда движений рук. Сами движения не пластичны и не точны. Скорость двигательных реакций замедлена. Отстает двигательная память. В 70% случаев наблюдается нарушение деятельнос- ти вестибулярного аппарата. В дыхательной системе отмечается диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, не умение координировать ритм дыхания с рит- мом устной речи.
Цели и задачи программы направлены в первую очередь на коррекцию и компен- сацию недостатков физического развития и укрепления здоровья в целом. Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно – воспитательной направленности каждого урока. Большое внимание на уроках фи- зической культуры уделяется процессам воспитания. Предмет прививает учащим- ся активность, дисциплинированность, навыки взаимопомощи, формирует опрятный внешний вид и бережное отношение к оборудованию и инвентарю. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и диффе- ренцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объ- ективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу обще- государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особен- ностей ученика. Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей, регио- нальных, национальных и местных особенностей работы школ – интернатов, специа лизации учителей физической культуры. Выбор материала вариативной части дан- ной программы обусловлен сложившимися традициями, учитывает интересы уча- щихся и условия проведения занятий. Так как в интернате нет стандартного спор- тивного зала, программа предлагает наиболее эффективно использовать уличные спортивные сооружения, беговые дорожки, волейбольную площадку, футбольное поле и тренажерный зал. До 50 % учебного времени проводить на свежем воздухе (за счёт сокращения часов гимнастики с использованием снарядов и увеличением количества часов на лёгкую атлетику, подвижные и спортивные игры, лыжную под- готовку). Программа учитывает и наполняемость классов (6-8 человек), поэтому предлагает включить в учебный план занятия в тренажерном зале, настольный тен- нис и дартс, так как эти виды входят в еже годную областную спартакиаду среди детей инвалидов (для школ – интернатов I – IV вида).
Дартс включен в программу, как игра, способствующая развитию меткости и точ- ности движений, воспитывается уверенность в себе, внимательность, сосредоточен- ность, выдержка и самообладание. Она доступна, интересна и динамична, позволяет сразу же видеть свои результаты; с простыми правилами, которые все понимают уже после 2-3 занятий. В нашей стране дартс становится всё более популярным ви- дом спорта.
Настольный теннис - один из самых массовых видов спорта. Игра общедоступна, увлекательна, воспитывает важные физические и психические качества. Игра выра- батывает не только быстроту движений, но и быстроту реакций. Способствует раз -витию оперативного мышления и всех видов внимания что, безусловно, важно в эк стренных жизненных ситуациях. Играющий в настольный теннис становится лов- ким, быстрым, выносливым, обладает хорошей координацией движений. Профилирующим видом спорта в школе – интернате является волейбол, поэтому предлагается ввести изучение элементов этой игры с 4 класса.
Объём каждого раздела программы рассчитан на то, что бы за отведённое количес тво часов, учащиеся могли овладеть основами двигательных навыков и умений, изу- чить теоретический материал. Для удобства пользования программный материал из ложен вместе с методическими рекомендациями.
Для наибольшей эффективности решения поставленных задач, настоящая програм ма рекомендует учащимся 2-3 раза в неделю заниматься любимым видом спорта. Для этого в интернате созданы все условия, к работе привлечены квалифицирован- ные специалисты. В школе работают секции по волейболу, футболу, настольному теннису, плаванию и шахматам.
Мы гордимся спортивными достижениями наших учащихся:
Анисимов А. – КМС по футболу, чемпион России среди юношей 2015г.
Жаглина О. – КМС по художественной гимнастике, неоднократный призёр городских и межрегиональных турниров среди слышащих детей.
Жидик А, Иванов П, Панина Л, Рыбников И – по шахматам выиграли командный чемпионат России 2015г среди юниоров.
Занегин М.А. – ЗМС по футболу, серебряный призёр Сурдлимпийских игр 2009г.
Сурдлимпийский чемпион 2013г.
Свиридова С.И. – ЗМС по футболу, Чемпионка Мира 2008г, серебряный призёр Сурдлимпийских игр 2013г.
Суховодова А – II р по волейболу, серебряный призёр чемпионата России 2015г.
Колодяжный Р.Я. – МСМК по футболу, Чемпион Европы 2007г.
Кулакова Е.В.- КМС по футболу, Чемпионка России 2006г.
Лукина С.С – ЗМС по футболу, Чемпионка Мира 2008г, бронзовый призёр Сурд- лимпийских игр 2009г.
Максимов М.Е. – МСМК по л/атлетике, Чемпион России 2006-2009г. Закончил ВГИФК и в настоящее время работает в «СДЮСШСиПР» с детьми-инвалидами.
Мымрикова М. – II р по волейболу, серебряный призёр чемпионата России 2015г.
Скоробогатых А.И.-МС по плаванию и шахматам, Чемпион России по шахматам 2006. 2008г. Закончил ВГИФК и в настоящее время работает тренером по шахма- там в нашем интернате.
Степанов Н. – КМС по греко-римской борьбе, Чемпион Мира среди юношей 2015г.
Труфанов А.И. – КМС по шахматам, Чемпион России 2007г.
Швора И.С. – ЗМС по волейболу, Сурдлимпийский чемпион 2009г.
Следует отметить, что наряду со спортивной в интернате проводится и физкуль- турно-массовая работа. Интересно проходят спортивные мероприятия - праздники и соревнования. К участию в них привлекаются родители учащихся, учителя и вос- питатели. Вся спортивная работа в интернате проводится под девизом: «Мы одна большая, дружная семья!».
В заключении, хочется сказать, что на протяжении уже 25 лет физкультура и спорт помогают нашим детям занимать активную жизненную позицию. Учит тру- долюбию и дисциплине, умению общаться и находить друзей не только через соци- альные сети. Расширяет кругозор, обогащает мышление и речь, повышает фунцио- нальную и эмоциональную сферы.
А самое главное – занятия физкультурой и спортом дарят здоровье и долголетие.
Учитель физической культуры Калинина Л.В.
15