Доклад по физической культуре на тему: «Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности в рамках внедрения ФГОС»


«Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности в рамках внедрения ФГОС»
Подготовила:
Бузина Светлана Александровна
Учитель физической культуры
МБОУ «Леснополянская СОШ»
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Двигательная активность школьников………………………………………………4
Глава II. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников……………………5
Глава III. Исследование влияния средств игровой направленности на физическое развитие школьников…………………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………………….. 9Введение.
Актуальность темы:
В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается. Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что в первую очередь связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ. Необходимость в принципиальном изменении существующей системы физического воспитания обусловлена наметившимися тенденциями ухудшения демографических показателей населения нашей страны, роста заболеваемости в дошкольном и школьном возрасте, увеличением числа школьников с низкой физической подготовленностью. Все эти факторы вызывают острую необходимость в поиске новых средств и методов физического воспитания, подходящих под имеющиеся условия школьных программ.
Цель работы:
Анализ развития индивидуальных особенностей учащихся посредством игровой
направленности.
Задачи:
Выявить влияние игровых методов воспитания на учащихся на уроках физической культуры
Разработать практические рекомендации по развитию физических способностей учащихся посредством игровых методов.
Глава I. Двигательная активность школьников.
Существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Об этом свидетельствуют массовые нарушения физического и нервно-психического развития детей, что проявляется в невротических состояниях, дефектах полового развития, ухудшения физического здоровья.
В пусковом механизме заболеваний школьников тесно переплетаются факторы окружающей среды, личностные, поведенческие и физиологические факторы риска.
В первую очередь специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их учебно-воспитательной деятельности. Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Известно, что даже временное статическое напряжение ухудшает микроциркуляцию и гемодинамику и тем самым угнетает подвижность нервных процессов и регуляцию вегетативных функций.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность является наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или даже не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.
Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, двигательные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной системы; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению, снижению умственной работоспособности.
В условиях режима школы потребность детей и подростков в движении удовлетворяется самостоятельными спонтанными движениями только в объеме 18-20 %. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40 %. Таким образом, даже в дни, когда проводится урок физической культуры при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40 %, а без них до 80 % движений.Глава II. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников.
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.
За последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. В связи с этим на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.
Глава III. Исследование влияния средств игровой направленности на физическое развитие школьников.
Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей, я разделила подвижные игры на три группы:
Игры некомандные.
Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.
Переходные к командным.
Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
Командные игры.
Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:
Общая выносливость (бег 6 минут, м);
Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);
Скоростно-силовые способности (метание набивного мяча (1 кг), м);
Силовые способности (подтягивание в висе на перекладине, кол-во раз);
Активная гибкость (наклон вперед, см);
Силовые способности (поднимание туловища за 1 минуту, кол-во раз);
Скоростные способности (бег 100 м, сек).
Тестирование проводилось до начала эксперимента и по его окончанию. В исследовании принимали участие учащиеся 5-7 классов.
В качестве тестируемой командной игры был выбран баскетбол. Баскетбол – спортивная атлетическая игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Баскетбол входит в школьную программу, и каждый год учащиеся осваивают всё новые и новые элементы этой игры.
Таким образом, исходя из целей и задач нашего исследования, в работе предлагаются нижеследующие игры, подводящие к баскетболу.
Игры некомандные
«Коршун и наседка».
Применяется для совершенствования приставного шага защитника, развития ловкости.
«Салки спиной к щиту».
Водящий старается осалить игроков, которые бегают по всей площадке. Однако игрокам разрешается передвигаться приставным или любым другим шагом только повернувшись спиной к тому щиту, на половине поля которого они находятся. Осаленный становится водящим и может салить любого игрока, кроме осалившего его. Игра позволяет совершенствовать приставной шаг, развивает внимательность.
«Салки с ведением».
Игроки разбиваются попарно, и партнер с мячом пытается осалить своего напарника, убегающего приставными шагами в любом направлении, выполняя ведение любой рукой. Смена игроков после осаливания или через определённое время. Позволяет совершенствовать ведение мяча, передвижение приставным шагом, ловкость и внимательность.
Игры переходные к командным«Салка и мяч».
Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках играющего. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если водящий сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча. Игра позволяет совершенствовать навыки паса, приема мяча, ловкость, скоростные качества учащихся.
«Салки с мячом».
Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя. Игра позволяет совершенствовать скоростные качества учащихся, их внимательность, а также навыки перемещения по полю, передачи мяча, меткость и ловкость.
«Невод».
То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими. Цель: взаимодействие игроков и видение площадки.
Командные игры
«Круговая  охота»
Игроки двух команд образуют два круга. По сигналу учителя игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их осалить. Когда все игроки пойманы, роли меняются. Побеждает команда, осалившая игроков другой команды в более короткое время. Разрешается ловля только того игрока, который стоял в начале игры. Совершенствуются передвижение приставным шагом, скоростные качества, внимательность.
«Мяч среднему»
Игроки встают по кругу, в центре игрок с мячом. Он выполняет каждому игроку передачу и получает обратно. Чей круг быстрее закончит, те и выиграли. Играть в несколько кругов. Совершенствуется прием и передача мяча, точность передач.
«Мяч   капитану»
Играют 2 команды по 5 человек. Капитан находится на половине площадки соперника под кольцом, а нападающие при противодействии защитников стараются передать ему мяч. Капитан, поймав мяч, пытается забросить его в кольцо.
Все эти упражнения не требуют сильного мастерства, а только внимание, ловкость и координацию движения. Подводящие игры и эти упражнения не дают детям почувствовать усталости, им становится интересно, а для учителя это является основной задачей на уроке. Интерес к упражнениям служит действующим и хорошим средством для овладения техническим элементам в игре баскетбол.Заключение.
Вывод:
Обработка данных учащихся школы позволяет говорить о правильности выбранного мною направления и дает возможность перспективного физического развития учащихся нашей школы.
Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.
Выявлено, что средние показатели, характеризующие развитие двигательных способностей до проведения основного исследования незначительно отличаются друг от друга в опытных группах, что указывает на равномерное их развитие у детей.
Экспериментально установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 5-х классов. Наблюдаемые положительные изменения связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.