МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика, прежде всего ученик. Вот почему от учителя требуется создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Казалось бы, всё ясно, но как развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, как сформировать стремление познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью. Если учитель выполнит, т.е. найдёт приёмы или способы на этот классический вопрос – успех обеспечен, но это очень нелегко, одним из моментов любого классического урока есть этап урока, который начинается: сообщение темы, цели, задачу урока и мотивации учебной деятельности школьников. Конечно, мы сообщим на уроке тему, потом какая стоит цель урока и какие задачи стоят на уроке перед учениками, а мотивация учебной деятельности, не очень выделяется, как очень важный компонент всего урока, на это отводится от 1- до 5 минут в зависимости от темы урока и некоторых обстоятельств.
При этом мы чётко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник, но о том, как преподнести учащимся материал особо не задумываемся, раскроем эту тему великолепно соблюдем принцип научности, принцип доступности принцип систематичности, а 100% интереса к нашему предмету нет.
1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы этапы урока логично следовали одна за другой, а учащиеся понимали, что и зачем они делают на занятиях.
2. Полезно придерживаться принципа «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всё что учитель говорит желательно воплощать в какие-то
Зримые образы, согласитесь, это совсем нелегко. Нельзя ограничиваться тем пониманием наглядности, которой часто сводится к простой иллюстрации. Иллюстративность статична, наглядность должна быть динамичной, чтобы показать невидимые: ход рассуждений, связь между понятиями, т.е. в жизни есть два основных типа людей визуалы и аудиалы. Визуалы извлекают полезную информацию в большинстве случаях на практике, а аудиалам достаточно услышать эту информацию
3. На уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить ребят своей эмоциональностью, передача информации очень интересна.
Мотивация – процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности и начинается она всегда и стоит она в разделе сообщения темы, цели и задач урока и мотивации учебной деятельности урока. Пример мотивации учебной деятельности. Есть в конце 5-го класса тема «Проценты». Раньше я считала, что сообщение темы, цели и задачи это уже и есть мотивация, т.е. я не предавала большое значение ей. Вызвать у ребят удивление, в глазах вопрос или интерес, заинтриговать это и есть мотивация учебной деятельности.
Пример: «Группа ребят из пяти человек решили заработать – сюжет из фильма, и поделить деньги. Главарь сделал такое предложение: «Пять % отдадим шоферу, десять % на непредвиденные расходы, а остальные наши». Сколько денег получит каждый, если сумма 200000$. Уже в глазах ребят появился интерес, реплика – «круто». Проценты, а это сколько денег, значит тема урока проценты. Таких примеров очень много. Допустим свежий пример из нашей действительности, жизнь разнообразна, теперь можно иметь квартиру с ванной, можно бассейн в коттедже или доме, различные формы и вот такой диалог: «Жена говорит мужу: хочу бассейн треугольной формы и чтоб он был уложен мраморной плиткой, допустим 1 кв.м. стоит 850 рублей. Сколько денег потребуется, чтобы выстелить только дно бассейна?» Задача сводится к нахождению площади необычной формы – треугольник. Как найти площадь треугольника, это и есть мотивация. Ещё пример, хорошая профессия юрист, там не нужно изучать математику и она не нужна при поступлении в институт. Да?! Говорю я. Ну, давайте я вам докажу, что необходимо условие быть первоклассным юристом, а на рынке труда их пруд не пруди, страшная конкуренция, выдержит эту конкуренцию, только юрист, который имеет математический склад ума. Доказываю на
примере любой геометрической задачи, все аксиомы и теоремы – «это есть свод законов», как правило, хороший юрист умело применит эти законы, мало того, он видит несколько способов разрешения сложной ситуации, которая в жизни стоит труднейшая задача – выиграть процесс, но противник тоже профессионал и он умело будет использовать ошибки своих коллег, если он имеет математический склад ума. Ещё пример: в 1964 г., учась в школе учительница математики Валентина Павловна Бобылева рассказывала как доказать теорему Пифагора и рассмотрела 2 случая и потом она сказала, существует на сегодняшний день 13 способов док-тв этой теоремы. Если вы найдёте свой способ, значит, я не напрасно работала, потому что незазорно, что ученик превзошел учителя. Когда я стала работать и увидела книгу теоремы Пифагора – 100 способов доказательств. Вот вам прогресс. Любое доказательство теоремы продуманное вами и может быть решённое вами по-другому, можно сказать, что вы талантливы, а может быть вы гениальны; привожу пример – Альберт Эйнштейн – учёный с мировым именем основатель теории вероятности и теории относительности в школе по физике имел оценку 3, но по математике имел 5. «Каждая задача уже решена, и зачем её решать и доказывать? В конце концов, она мне в жизни не пригодится» - говорят ребята и тут я снова привожу пример: «Английский учёный Чарльз Дарвин описал особый вид и установил, что мыши, которые живут под землёй, на самом деле рождаются зрячими, но долгое время, живя под землёй зрение, атрофируется, т.е. то, что не упражняется, умирает. Есть ещё масса примеров, но я не стону их приводить. Поэтому государство тратит столько денег, 5 часов в неделю в расписании математика, значит, государство хочет видеть вас разумными мыслящими, нужными и полезными людьми. Вот это процесс мотивации проходит красной нитью через все мои уроки, можно приводить пословицы, поговорки, песни, танцы, да хоть что угодно, лишь бы у ребят появился интерес, непросто интерес, а устойчивый интерес, к моему предмету. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи. Правда, иногда бывают уроки, на которых того этапа будто бы нет. Учитель сразу сообщает тему, и класс мгновенно отвлекается на все его предложения, все трудятся с интересом, с желанием. На самом же деле, за этим стоит большая кропотливая работа преподавателя, которая проведена ранее. Ребята уже овладели умение организовывать свою познавательную деятельность: быстро включиться в урок, проявить волю и сосредоточиться на предложенном им учебном материале поддерживать заданный темп. Наверняка им хорошо известны требования учителя и его система преподавания, т.е., попросту говоря, они знают когда и что ему от них нужно. Детям это крайне важно для планирования своего времени и организации работы. Им просто необходимо чётко представлять какой вид деятельности предстоит выполнять на уроке: контрольная работа, самостоятельная работа, опрос по домашнему заданию, опрос по теории
(прошлого или 10 предыдущих занятий), решение задач на оценку, разбор творческих задач, лекция и т.д.
Планируя способ включения учеников в урок, думаю о создании мотивационной основы их работы. Известно же, что именно творческие, причём посильные, задания наиболее цепко держат внимание ребят. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных на уроке открытий и, главное, открытии своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой созидательной деятельности. Помогает в поиске построения начало урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса. При определении сложности задачи часто руководствуюсь словами «Корень учения горек, а плод сладок», т.е. учение без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабила бы переживания положительных эмоций, лишила бы чувства радости от преодоления трудности.
Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами её подачи. Особенно необходимо это учитывать в 4-5 классах, т.к. в этом возрасте школьники всё ещё выясняют, кто из них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока, как правило, даю различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Такие упражнения носят характер соревнования.
В 5-6 классах школьников больше интересуют не тема урока, а тот вид деятельности, который придумал для них учитель, поэтому от учителя требуется преимущественно поиск приёмов обучения.
Известно, что на практических, лабораторных работах, внимание и интерес гарантированны. Нет проблем в организации мотивационного момента и на уроках повторения, когда ребята работают парами, группами и на уроках устной контрольной работы, когда ученики рассказывают решение творческой задачи, предложенной для домашнего анализа. На всех этих занятиях новизна связана с необычной формой подачи информации. Вообще выбор формы изложения нового материала находится целиком во власти учителя, зависит от его знаний, умений, мастерства, от его вкуса. Интерес к уроку зависит от мотивации, а новое начало урока позволяет избежать от однообразия, если вся остальная часть урока построена традиционна.
Перечислю лишь некоторые способы организации создания положительной мотивации:
1. Предлагаемая задача, которая решается на их смекалку.
2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.
3. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные.
4. Дается традиционна задача с традиционным решением. Предлагается найти рациональное решение.
5. Даётся заранее ученикам новая тема и вызываю 3-х учеников, в указанном отрезке времени они рассказывают данный им материал.
6. Урок начинается с проверки домашнего задания с проверкой знаний формул и теорем.
7. Урок начинается в форме фронтального опроса и т.д.
Используя способы организации: первых минут урока, необычную форму подачи материала, используя пословицы, поговорки различные случаи из жизни, открытия учёных и т.д., всё это и есть мотивация учебной деятельности школьников.